«Регуляторный произвол»: маркетплейсам грозят миллионные штрафы за малейшие нарушения
Если закон «О платформенной экономике» примут в нынешнем виде, маркетплейсы будут платить штрафы от 500 тыс. до 1 млн руб. за каждое нарушение. Им придется выдавить мелких продавцов с платформ.
Власти готовят законопроект «О платформенной экономике» и прорабатывают штрафы за его нарушения. В частности предполагается, что за любое нарушение закона маркетплейсы будут оштрафованы на сумму от 500 тыс. до 1 млн руб. При этом размер нарушений не дифференцируется.
Участники рынка обратились с возражениями относительно закона в Минэкономразвития.
На маркетплейсах в сутки делаются миллионы заказов, миллионы новых карточек товаров создаются на витринах. По законопроекту онлайн-платформы будут неизбежно нести крайне значительные расходы: по разным оценкам, от 41 до 278 млрд рублей ежегодно по двум крупнейшим маркетплейсам, — говорится в документе, который изучили «Известия» (под этими двумя игроками подразумеваются Ozon и Wildberries).
В пресс-службе Wildberries&Russ подтвердили, что размер штрафов крайне неконкретен, а административная ответственность размыта. То есть что бы ни нарушила онлайн-площадка, наказание будет проходить по максимальному коридору.
Единственным специальным составом, который выделен в законопроекте, является нарушение требований к размещению предложений о реализации товаров (то есть карточек товаров). За такое нарушение платформа может быть оштрафована впервые на 1 млн рублей, за повторное — до 2 млн руб., — добавил представитель маркетплейса.
Если учесть объем карточек, ежедневно появляющихся на онлайн-площадках, то потенциальный размер штрафов для крупных платформ может составить десятки и сотни миллиардов рублей. В компании считают, что положения законопроекта нужно скорректировать — конкретизировать нарушения и снизить размер штрафов.
Представитель другого маркетплейса приводит конкретный пример: «Представьте себе ситуацию: маркетплейс изменил условия сотрудничества с партнерами, а до одного или нескольких продавцов эта информация просто не дошла — например, был забит электронный почтовый ящик. Получается, что по каждому такому случаю маркетплейс будет выплачивать по полмиллиона рублей, причем у него нет даже возможности проверить, получила ли организация или индивидуальный предприниматель извещение вовремя».
Переложить же ответственность на продавца маркетплейс не может, поскольку невозможно проверить правильность оформления каждой карточки, добавил он.
Онлайн-площадки хотели бы, чтобы введение штрафов либо отложили, либо уменьшили их до 50–100 тыс. руб.
Одним из значимых последствий вступления в силу закона «О платформенной экономике» и поправок к нему в КоАП будет значительное сокращение ассортимента на онлайн-площадках. Им придется прекратить сотрудничество с маленькими продавцами, которые могут быть потенциальными нарушителями.
Партнер ComNews Research Леонид Коник считает, что регулирование для маркетплейсов должно быть сравнимым с требованиями, которые государство предъявляет к офлайновой розничной торговле, и не строже. С точки зрения потребителей маркетплейсы предоставляют огромный выбор и позволяют купить товары дешевле, а оплата через «карманный» банк платформы позволяет сэкономить еще больше. Поэтому государство должно защитить онлайн-площадки от «регуляторного произвола» и риска закрытия, заключил он.
Ранее DK.RU рассказывал, что с 2019 по 2024 гг. российский рынок электронной коммерции вырос с 1,7 трлн до 12,6 трлн руб, то есть в 7,5 раза, а доля онлайн-продаж увеличилась с 5 до 23%.
При этом ведущие площадки не ограничиваются собственно торговлей и активно диверсифицируются. Так, Ozon вышел на рынок лизинга автомобилей, а также анонсировал открытие страховой компании.
Собственный сервис по страхованию уже запустил Wildberries. Кроме того, маркетплейс вышел на B2B-рынок, представив собственное решение в сфере грузоперевозок. Также стало известно, что Wildberries разрабатывает свою «доску объявлений» — аналог «Авито» планируется запустить в первом полугодии 2025 г.
Стремительно теряющие покупателей офлайновые ритейлеры пытаются противостоять интернет-экспансии. В феврале профильное объединение направило в ФАС РФ жалобу на «незаконную практику демпинга» со стороны маркетплейсов. А полгода назад представители тороговых центров жаловались Минпромторгу, Минэкономики, Минфину, ФАСу и правительству РФ на конкурентные преимущества в работе маркетплейсов, среди которых — маневренность в сфере налогообложения и меньший контроль за реализацией контрафакта, напоминает DK.RU.