Меню

Юристы обобщили судебную практику по обходу российских контрсанкций

Иллюстрация: unsplash.com

Ответственность за нарушение контрсанкций в России не установлена, в ее отсутствие Генпрокуратура РФ использует общие нормы ГК РФ для взыскания в доход государства всей суммы незаконных сделок.

За время действия «специальных экономических мер» накопилась российская судебная практика о взысканиях в казну при применении общих норм по нарушениям установленных контрсанкционных ограничений, рассказали РБК юристы.

Начиная с 2024 г. наблюдается нарастающая тенденция по судебным делам, в которых присутствует вопрос обхода спецмер, отметил руководитель практики валютного и AML-комплаенса Kept Антон Руднев.

Один из кейсов —  нарушение контрсанкций в части вывода средств за границу. В делах производителя продуктов питания «Главпродукта» и логистической компании Raven Russia Генпрокуратура РФ указывала на схему дробления выплат, призванную уложиться в допустимый лимит на перевод (10 млн руб. в календарный месяц или эквивалент суммы в иностранной валюте), а также на нарушение ответчиками требования размещать финансовые средства на специальных счетах С.

Напомним, что режим спецсчетов типа С был введен в марте 2022 г. для перечисления на них выплат по ценным бумагам российских эмитентов, которые принадлежат иностранцам, и вывода денег только по разрешению правительственной комиссии.

Генпрокуратура потребовала взыскать суммы переводов (1,3 млрд руб. с «Главпродукта» и 6,1 млрд руб. с Raven Russia) в доход государства, суд удовлетворил требования надзорного ведомства, арестовав активы компаний.

Отдельным кейсом среди имеющихся контрсанкционных ограничений юристы выделили предоставление займов нерезидентам в валюте или займов в рублях в пользу лиц из недружественных стран, исполнение существующих финансовых обязательств перед «недружественными» лицами, сделки с ценными бумагами и недвижимостью, совершаемые с «недружественными» лицами, выплату им дивидендов, перевод денежных средств «недружественными» лицами из России. Обход контрсанкций в этих случаях связан с попыткой уйти от получения разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Комиссия была создана указами президента № 79 от 28 февраля 2022 г. и № 81 от 1 марта 2022 г, ее возглавляет министр финансов Антон Силуанов.

Один из самых известных и прецедентных кейсов — отмена российским судом в октябре 2023 г. сделки, проведенной без разрешения правкомиссии, о продаже строительной компанией «Бауэр Технология» (на момент сделки — дочернее общество немецкой компании Bauer Spezialtiefbau).

Сделка была признана ничтожной судами на основании ст. 10 и 168 Гражданского кодекса. Это дело, хоть и не связанное с расчетами, также поставило вопрос о том, какими нормами и какая ответственность может быть применена в случае нарушения «контрсанкционных» запретов, — отметил партнер юридической фирмы INTELLECT, магистр частного права Роман Речкин.

По словам юриста АБ «Ольга Ренова и партнеры» Владислава Рослякова, среди схем незаконного обхода контрсанкций в части валютных операций можно выделить использование офшорных компаний для проведения финансовых операций, заключение бартерных сделок, использование альтернативных валют, криптовалютные транзакции и партнерство с иностранными компаниями.

К нарушениям запретов можно также отнести перечисление за пределы РФ дивидендов, полученных от российских компаний, посредством заключений договоров дарения с родственниками или инвестирования полученных дивидендов в ценные бумаги, указывает старший налоговый консультант IPN Partners Мария Василенко. Но такая практика на текущий момент не сформирована, отметила она. Также, по ее словам, спорным остается вопрос возможности оплаты резидентами имуществом, а не денежными средствами долей в иностранных компаниях без получения разрешения правительственной комиссии.

При этом эксперты напоминают, что прямых юридических оснований для наказания нарушителей нет, но сейчас в том числе используется статья Гражданского кодекса РФ о признании сделок ничтожными по причине противоречия «основам правопорядка или нравственности».

Какая-либо ответственность за нарушение контрсанкционных запретов в самих нормативных актах отсутствует — даже отсылочно. В то же время стоит иметь в виду, что это не исключает возможности применения общих норм законодательства об ответственности: административных и уголовных санкций за соответствующие нарушения в зависимости от конкретных обстоятельств дела, — подчеркнул Роман Речкин.

Напомним, в марте 2023 г. Минфин РФ подготовил законопроект, которым предлагалось дополнить КоАП новой ст. 15.25.1, предусматривающей административную ответственность за несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности России. Законопроект до сих пор не внесен в Госдуму, но эксперты допускают введение ответственности за нарушение контрсанкционных указов в ближайшей перспективе.

Но ответственность не может быть применима «задним числом», в связи с этим полагаем, что действовать привлечение к ответственности начнет с даты принятия закона, — сказала Мария Василенко.

Ранее DK.RU сообщал, что правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала идею Минфина России об ужесточении наказания за разглашение налоговой, банковской и коммерческой тайны. Поправки касаются в том числе ввоза в страну подсанкционных товаров, т.к., по мнению авторов законопроекта, в современных условиях внешнего санкционного давления  «особое значение приобретает сохранение сложившихся производственно-технологических цепочек, обеспечивающих стратегическое развитие экономики РФ». 

Читайте также на DK.RU: Серые схемы, наем нелегалов и госзаказ. Павел Репринцев — об уголовных рисках бизнеса