Меню

Евгений Коган: Теперь позитивный результат на переговорах не выглядит гарантированным

Евгений Коган. Иллюстрация: Пресс-служба СОФПП

Инвестбанкир рассказал, как атаки беспилотников на разные регионы России повлияют на ход переговоров между Украиной и РФ, что будет с ценами на нефть и траекторией ключевой ставки.

В воскресенье, накануне второго раунда российско-украинских переговоров, в пяти регионах РФ произошли террористические атаки украинских FPV-дронов, причем впервые целью массовых атак стали военные объекты в Сибири. Инвестбанкир Евгений Коган в своем ТГ-канале рассказал, как все это может осложнить ход переговоров России и Украины, которые должны пройти сегодня, 2 июня, в Стамбуле.

— Понедельник — день тяжелый. Особенно после такого воскресенья.

Переговоры в такой обстановке, мягко говоря, не становятся проще. Я и раньше не раз говорил, что легко не будет, а теперь какой-либо позитивный результат выглядит еще менее гарантированным.

А если так, то вероятность «жесткого» санкционного пакета от США тоже растет. Это уже не просто тревожная фантазия, а реальный сценарий, который начинают закладывать в цены.

Нефтяные передряги для РФ могут обернуться плюсом

На выходных торгах на Московской бирже акции заметно просели. Да, понятно: низкие обороты, повышенные эмоции. Вечерние новости о прибытии российской делегации в Стамбул немного поддержали котировки.

Раз автоматического срыва переговоров нет, то можно и слегка успокоиться и перестать падать!

Но напряжение никуда не делось.

И не только у нас. Утром нефть резко пошла вверх почти до $65. Инвесторы по всему миру боятся усиления давления на Россию — а значит, возможных перебоев с поставками.

И это на фоне субботнего решения лидеров ОПЕК+. Саудовская Аравия продавила третий подряд скачок добычи на 411 тыс. баррелей в сутки. Россия и некоторые другие участники были против, но соглашение приняли.

Для России эти нефтяные передряги могут в итоге обернуться плюсом. Санкции традиционно больше пугают, чем реально лишают доходов от торговли нефтью. Да еще и цены поддерживают, что хорошо с учетом роста добычи.

Суть происходящего понятна: саудиты усиливают давление на «дисциплину» и забирают долю рынка, действуя все более самостоятельно. Это не новость, но раньше хотя бы создавалась видимость всеобщего согласия.

Понизит ли Центробанк ключевую ставку?

И не забываем про заседание Банка России в пятницу. Все больше комментариев: мол, снижение ставки возможно уже сейчас. Я так не думаю. И вот почему.

Банк России последние много месяцев во всех материалах подчеркивает, как важна цельная картина устойчивого снижения инфляции. Чего сейчас не хватает этой картине?

1. Инфляционные ожидания не снижаются, у населения они, напротив, только растут второй месяц подряд до уровня 13,4%. У предприятий они снижаются мизерными шагами.

2. Рынок труда остается в стабильном перегреве. По уровню безработицы — новой рекорд минимума: 2,2% (сезонность устранена).

3. Замедление инфляции происходит неравномерно. В нерегулируемых услугах, где влияние курса слабое, рост цен продолжается очень высокими темпами: свыше 1% каждый месяц. ЦБ может засомневаться: а без эффекта курса есть ли вообще охлаждение спроса?

Но есть один очень важный позитивный фактор. ЦБ второй квартал подряд ошибается с прогнозом инфляции. Она оказывается ниже. В 1 квартале ЦБ ждал квартальную инфляцию на уровне 10,2% в годовом выражении, оказалась 8,3%. Во 2 квартале прогнозировали 7,0%, пока выходит 4,4%.

В июле прогноз придется снижать, а это крайне важный аргумент и за снижение ставки. К тому же к июлю можем наконец увидеть более цельную дезинфляционную картину.

Чего боится ЦБ сейчас?

Начать раньше времени и тем самым загубить весь прогресс. Похожая проблема была в прошлом году. Рынок стал ждать скорого снижения ставки, а ЦБ своей риторикой позволял это рынку. Денежно-кредитные условия стали мягче, что внесло свой вклад в ускорение инфляции. Банк России не хочет повторения той ошибки.

Причем отдельные участники рынка надеются на снижение ставки уже в июне. Они призывают ЦБ снизить ставку вслед за инфляцией и дать нейтральный сигнал. Мол, это необязательно начало цикла.

Как по мне, наивный взгляд. Только ЦБ стоит снизить ставку, все радостно начнут бежать в облигации, переставлять свои прогнозы, а слова ЦБ уже никто не будет слушать. Банк России получит ровно то, чего боится: чрезмерную реакцию рынка.

Поэтому пока ставку оставят неизменной. Максимум, на что можем рассчитывать, — очень аккуратный сигнал: будем оценивать целесообразность снижения ставки на ближайших заседаниях, то есть снизим ставку где-нибудь до октября, а может, и не снизим. Тем не менее жду, что к июлю ЦБ убедится в устойчивости дезинфляции и начнет снижение ставки шагом на 2 п.п.

Читайте также на DK.RU: Евгений Коган: на что ориентироваться инвесторам в эпоху глобального передела мира