«Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство
«Я больше не хотела заниматься продажами, обучением сотрудников, маркетингом». Основатель «ЮС КОГЕНС» рассказала о факторах, повлиявших на принятие решения, и дальнейших профессиональных планах.
Светлана Корабель, управляющий партнер «ЮС КОГЕНС»:
— Юридическое агентство «ЮС КОГЕНС» я основала еще, будучи студенткой. 23 года на рынке, лидирующие позиции, слаженная команда, благодарные клиенты. Казалось бы, чего еще желать?
Так почему же я решила закрыть бизнес? Причин несколько. Я решила поделиться ими публично — чтобы не отвечать каждому в личной переписке и помочь коллегам-собственникам юридических компаний в осмыслении своей стратегии.
Мне захотелось закрыть историю компании и начать новую. Пока не знаю, во что это выльется. До сентября я в «творческом отпуске». Работаю, конечно, но не в формате управляемой структуры, а как частный консультант в области разрешения конфликтов. Я ищу новую форму и смысл для своих знаний, опыта и энергии.
Развитие частной практики
Несколько лет назад я начала развивать практику наследственного планирования. Сначала это казалось просто новым направлением для компании. Планировала передать ее сотруднику и пойти дальше. Но не получилось. Эта сфера требует высокой степени доверия, личного контакта и вовлеченности. Здесь на первый план выходят не юридические навыки, а умение прогнозировать, вести переговоры, видеть психологический контекст, иметь предпринимательское мышление.
Моя личная практика в этой области заняла все рабочее время и я не могла ее делегировать, а совмещать ее с управлением компанией стало невозможно. Еще одной причиной завершения работы «ЮС КОГЕНС» стал рост дохода. Доход от личной практики превысил доход от бизнеса. При этом затраты на содержание фирмы продолжали расти. В итоге оказалось выгоднее уйти в «свободное плавание».
Отсутствие преемников
В региональных юридических компаниях управляющий партнер — ключевая фигура. Он — главный продавец, гарант качества и лидер команды. Без него система начинает проседать. Я больше не хотела заниматься продажами, обучением сотрудников, маркетингом. Перестройка существовавшей модели потребовала бы дополнительных финансовых вложений и усилий, к которым я не была готова. Найти того, кто бы захотел и смог взять на себя управление, не удалось. Те, кто мог, открывают свое. Пассивное участие в юридическом бизнесе и получение дивидендов — редкость. Это все еще ремесло, завязанное на личности собственника. Уходишь ты — уходит и бизнес.
Профессиональные разногласия
Еще одной причиной закрытия агентства стало расхождение в подходах к работе с моими коллегами. Мои партнеры — профессионалы, но предпочитали заниматься только правом, в частности судебными делами. Я видела больше перспектив в консалтинге и превентивной работе. Предотвратить спор или подготовиться к будущему спору сложнее, но интереснее. И эффективнее.
Формально юридическое лицо ООО «ЮС КОГЕНС» еще существует. Мы завершаем текущие проекты. Партнеры продолжают работать в своих направлениях. А я — в поиске новой формы для своей специализации. В сентябре расскажу подробнее. Возможно, это будет Family office, возможно частная практика, может быть, даже наем в интересный проект. Пока я сама наблюдаю, во что это может вылиться.
Больше половины жизни я посвятила этой компании. А вокруг столько нового. Хочется попробовать себя в других направлениях. Я всегда была созидателем. Будь то юридическая фирма или козья ферма — я создаю с нуля.
Трансформация рынка юридических услуг
Отмечу, что рынок юридических услуг тоже меняется: автоматизация исключила типовые юридические услуги. Через пять лет, с учетом скорости развития искусственного интеллекта, рынок изменится еще сильнее. С уходом международных компаний с рынка изменилось ценообразование и запросы на услуги региональных компаний. Все больше решений принимается в Москве.
Год назад я сняла квартиру в Москве и жила там год по полмесяца, работая с московскими клиентами и задачами, с мыслями о закреплении позиций на московском рынке. Мне казалось, что если работать с московскими клиентами по московским ценам силами региональной фирмы — маржа очевидна. Но, кроме московских цен, есть еще и московское качество. Оно отличается не только по качеству права, но и по сервису, по сленгу и широте восприятия задач.
Юристы привыкли получать четкое задание и прописывать риски, а бизнесу все чаще надо не просто знать, что риски есть, а понимать, как их убрать. Бизнесу нужен юрист, который способен стать бизнес-партнером. Консалтинг в Москве развит в разы лучше, чем в регионах.
В силу разных обстоятельств у меня не получилось. К тому же я не смогла туда полностью переехать: Урал мне ближе, а работать в моей специализации можно и наездами. Москва прекрасна, но мой переезд не сложился. Я многому научилась за этот год и поняла, что не хочу делать бизнес из юристов. Зарабатывать на своих уникальных навыках можно и без юридической фирмы.
Читайте также на DK.RU: «Просите отчеты, следите за динамикой активов». Как не проморгать проблемы контрагента