Меню

«Петиции бесполезны»: Яна Трудкова о том, как спасти раздельный сбор ТКО в Екатеринбурге

Иллюстрация: Предоставлено Яной Трудковой

Руководитель «Немузея мусора» — о том, кто может стать операторами сортировочных пунктов, как снизить их убытки и поможет ли решить проблему строительство мусоросортировочного завода.

На прошлой неделе в Екатеринбурге приостановила работу станция раздельного сбора отходов «Разделяй с Мегой». До этого регоператор прекратил вывоз вторсырья из систем «Умной Переработки» в разных районах города. Поиск компании, которая возьмется за вывоз ТКО из этих пунктов, может занять продолжительное время. До тех пор жители города, которые сортируют пластик и стекло, фактически лишатся возможности их сдавать (к сеткам для пластика на контейнерных площадках у дома многие относятся скептически).

Последние несколько дней сообщения с просьбой вмешаться в разрешение ситуации приходят команде «Немузея мусора». Организация занимается просветительскими экопроектами, а до 2024 г. была оператором двух самых популярных площадок по сбору вторсырья — на Антона Валека, 12 и возле «Меги».

Руководитель проекта Яна Трудкова в своем телеграм-канале ответила на поступающие ей вопросы о том, как сохранить в городе работающую инфраструктуру для раздельного сбора вторсырья. DK.RU публикует ключевые тезисы.

«Уважаемая Яна и дорогие волонтеры!
Вы создали прекрасный проект «Немузей мусора»,
вы открыли многим глаза и научили нас, неравнодушных людей,
беречь экологию, нашу Землю.
Мы сортируем мусор и призываем друзей, знакомых сортировать отходы,
количество неравнодушных растет с каждым годом.

Неужели сейчас все остановится и придет к тому, что было до вас?
Неужели нет выхода?
Может, есть смысл писать какие-нибудь петиции, обращаться мэрию,
требовать и просить помощи в постройке
сортировочного, перерабатывающего завода?...»

— Это одно из сообщений, которое вмещает в себя большинство вопросов, повисших в воздухе.

Во-первых, хочется сказать всем спасибо за высокую оценку нашей работы на протяжении последних семи лет. Не буду даже скрывать, приятно всей команде. Но амбиции давно накормлены, победы присвоены, а собственная значимость понятна. Сегодня речь о другом.

Кто может встать во главе раздельного сбора в Екатеринбурге?

На мой взгляд, в городе есть три героя.

  • Илья Капустин («Немузей мусора») — профессионал с четкими ценностями, способный оперативно решать задачи. У него значительный опыт в создании и обслуживании инфраструктуры, отличная репутация на рынке работы с различными фракциями отходов, он пользуется уважением населения.
  • Андрей Таганкин («УралВторма») — мастодонт работы в Екатеринбурге, имеет собственные мощности и инфраструктуру для сбора ТКО, стратегическое видение отрасли.
  • Также в Екатеринбурге работает один из сильнейших по ресурсам и самых опытных переработчиков в области промышленных отходов, но малоизвестный в нашем комьюнити.

Вот такая команда из трех мушкетеров. Но, как полагается в лучших рассказах, у них должно быть государственное задание.

Что сейчас в силах сделать люди?

Во-первых, обратить свои силы и эмоции к держателю станции «Разделяй с Мегой» и попросить его честно признать свою корпоративную социальную ответственность. Не взимать аренду за пользование, а начать платить тому, кто готов ее обслуживать и работать с населением. Для «ТЦ Мега» это хороший пиар-проект, но за него почему-то всегда платит и несет убытки оператор станции.  

Я искренне верю в то, что как только станция честно превратится в часть маркетинговой стратегии, (такой же, как фестивали и праздники) — сама «Мега» получит больше, а оператор сможет спокойно работать, взяв на себя и другую инфраструктуру. Цена вопроса — 5-8 млн руб. в год, которые покроют заработную плату, расходники и оплату услуг нормального комьюнити-менеджера, который будет работать с посетителями.

Вторым важным шагом должно стать сокращение фракций — нужно принимать то, что покупают. А значит, никаких больше фольгированных упаковок и вспененного полистирола. Здесь ответственность лежит именно на людях: покупаем то, что поддержит раздельный сбор, а не убьет его.

Только рублем в магазине и предъявлением требований к упаковке производителям, только от покупателя, а не от государства, меня или регоператора, можно управлять качеством производимого товара и упаковкой. Регулирование нашего мусора начинается на кассе: за что заплатили, то и пытаемся пристроить…

Стоит ли писать петиции?

Нет, это нерабочий инструмент. В петиции изложены требования. А что и от кого мы хотим требовать? Все мушкетеры–возможные операторы — предприниматели и свободные люди. Кто и как может заставить их осознанно пойти на убытки? Никто. И никто никому ничего не должен.

Решит ли проблему строительство мусороперерабатывающего завода?

Поиск финансирования и строительство мусороперерабатывающего завода, на мой взгляд, совершенно утопическая идея. Напомню, что каждая буква здесь — мое субъективное мнение, основанное на опыте работы в этой сфере с 2012 г.

По пунктам.

  • Во-первых, сегодня требуется быстрое и тактическое решение сложившейся ситуации. Когда речь идет о заводе — это перспектива в два-три года. За это время уйдет все, к чему шли эти годы и люди, и бизнес, и правительство региона.
  • Во-вторых, это дорогостоящий проект, найти инвестиции в который — непросто. Внутри проекта очень много рисков. Главный — это выбор технологии и сырья, с которым он будет работать. Когда мы говорим об отходах от населения, то точно не можем спрогнозировать, какой мусор и вторсырье вы принесете нам завтра. Управлять потребительской способностью могут только маркетологи. Точка. Любой переработчик довольствуется тем, что вам уже стало не нужно.
  • В-третьих, мы живем в Екатеринбурге — городе с ограниченными числом земельных участков, которые могут быть переведены под производственные объекты. Как ни крути, плотная застройка растущего города накладывает ограничения на развитие инфраструктуры по обращению с отходами — и требование к санзонам, коммуникациям, экономическая обоснованность логистики.

Но главное — это нежелание населения жить там, где кто-то пытается решить проблему с их мусором. Нет у нас понимания, что завод уже давно выглядит по-другому. Мы слышим «мусор» и отправляем инициативу к соседу или куда подальше от нас. Таких примеров достаточно и в Свердловской области. Мне искренне жалко тех чиновников, которые занимаются этими проектами. Их работой никто никогда не доволен.

  • В-четвертых, это законодательство и рынок сбыта. Оба несовершенны и меняются чаще, чем погода в Питере.

Ну вот, в завод как решение проблемы, которая возникла сегодня, — я не верю. В долгосрочной перспективе — да. Они нужны и в каждом районе, но сейчас и завтра это невозможно.

Читайте также на DK.RU: 

Андрей Таганкин: «Не было такого, что в 2019 г. переработчики ТКО появились по взмаху волшебной палочки»

Как помочь бизнесу и людям перейти на «зеленую» сторону и заработать