Меню

К 2030 г. китайские инвесторы превратят Средний Урал в торговый хаб

Ли Шитао. Иллюстрация: Организаторы ИННОПРОМа

На ИННОПРОМ-2025 представители китайского бизнеса рассказали о потенциале альтернативных источников энергии. Также участники обговорили сотрудничество Свердловской области и Китая.

Китай и Свердловскую область связывает длинная история партнерства. В 2015 г. Китай стал первой страной-партнером ИННОПРОМа, что стало толчком для развития сотрудничества.

За последние три года Средний Урал укрепил торговые связи с Поднебесной на фоне геополитической ситуации. После введения санкций многие отечественные промышленники нашли в Китае необходимые оборудование и комплектующие. По оценке заместителя губернатора Свердловской области Василия Козлова, сейчас на долю Китая в нашем регионе приходится около 27% внешней торговли. О том, как будет дальше развиваться сотрудничество между Свердловской областью и Китаем, рассказали участники ИННОПРОМа.

Что предлагает Свердловская область?

Василий Козлов, заместитель губернатора Свердловской области:

— Два года назад, когда мы встречались примерно на той же площадке, все наши мысли, задачи были вокруг того, как нам организовать схемы расчетов, логистические маршруты в новых условиях. А сегодня мы занимаемся несколько другими вопросами. Мы подписали два соглашения об инвестировании российскими предпринимателями и создании предприятия на территории Китая.

Также мы провели презентацию нашего флагманского проекта, который называют «Сухой порт». К 2030-му мы планируем транспортировать через Свердловскую область 35 млн тонн грузов. Фактически мы хотим сделать регион хабом для традиционной и электронной торговли. Мы активно приглашаем китайских партнеров и инвесторов.

Мы вели переговоры с ведущими логистическими китайскими компаниями еще в доковидные времена. Позже я попросил создавать в регионе инфраструктуру по лекалам, которые удобны для китайских предпринимателей.

Если я правильно помню, то в китайском языке есть слово «кризис». Оно делится на два иероглифа: первый — проблема, а второй — возможности.

Мы сейчас именно так и относимся к нынешней ситуации, потому что поняли, что нам нужно засучить рукава — работать, пытаться делать понятные предложения для наших партнеров и добиваться их реализации.

Должен сказать, что Китайская Народная Республика является для нас важным стратегическим партнером. Порядка 27% прямой внешней торговли в нашем регионе приходится на Китай. Отмечу, что сейчас мы работаем совместно с Китайской корпорацией аэрокосмической науки и промышленности и Китайской национальной нефтекорпорацией по созданию производства роторно-управляемых систем для обеспечения потребностей российских нефтепроводящих компаний. Кроме того, один из резидентов особой экономической зоны «Титановая долина» вместе с китайским партнером ведет проектные работы по строительству нового предприятия по производству прецизионных проволок для электролизного оборудования.

Как я говорил, у нас работают 18 университетов. Китай и Казахстан — две страны, чьи студенты учатся в наших учебных заведениях. В последнее время мы понимаем, что эти совместные образовательные программы начали давать результат. У нас необычайно талантливая молодежь. Она хочет развиваться, заниматься бизнесом, зарабатывать деньги, приносить пользу стране.

Что предлагают китайские партнеры?

Ли Шитао, председатель совета директоров Harbin Transformer:

— Еще много лет назад российские инженеры активно участвовали в строительстве и развитии промышленности Харбина, включая производство харбинского пива. Поэтому сотрудничество нашего города с Россией имеет глубокие исторические корни.

Наше предприятие работает в сфере энергетики, занимается производством трансформаторов. В частности, мы производим трансформаторы высокой мощности, способные работать при низких и высоких температурах. Активно работаем не только в Китае, но и за рубежом — в Казахстане, Монголии, Таиланде и других странах. В мае этого года подписали контракт с российской компанией в Красноярске, и сейчас занимаемся производством оборудования для них.

Говоря об энергетике Китая, могу отметить несколько важных трендов в развитии этой отрасли.

Первое — быстро растет число электромобилей. Уже около 24 млн машин работают на «чистой» энергии, поддерживая развитие альтернативных источников питания.

Второе — активно меняется традиционная энергетическая инфраструктура, особенно в таких отраслях, как металлообработка. В этих сферах уровень энергетической эффективности достигает 80%.  Также есть проблемы с обеспечением электроэнергией на севере и юге страны.

Ма Маошэн, заместитель генерального директора Nanjing High Speed Gear Manufacturing:

— Наша компания является главным стратегическим предприятием Министерства информатизации и промышленности Китая и занимает 73-е место среди лучших промышленных компаний страны. Наша продукция продается в 96 странах и используется во многих отраслях промышленности, включая алюминиевую и энергетику. И мы также уделяем особое внимание источникам возобновляемой энергетики — энергии ветра и солнца.

Более 10 лет назад компания начала сотрудничать с производителями двигателей разной мощности — от нескольких мегаватт до более 100 мегаватт. Работаем с крупными компаниями, такими как GE, Siemens и Mitsubishi.

Наши двигатели применяются для генерации электроэнергии на суше, а меньшие модели — для шасси. Конструкция двигателей делится на две части. Маленькие двигатели имеют низкую частоту вращения, они компактны и подходят для ограниченных пространств. Мы уже построили и запустили несколько двигателей мощностью по 25,5 мегаватт и сейчас разрабатываем двигатели, которые могут работать при очень низких температурах (-50 градусов). Мы адаптируемся под запросы клиентов через технологическую интеграцию и совместное решение проблем.

Текст написан на основе выступлений на круглом столе «Сотрудничество России и Китая в области промышленных инноваций»

Читайте на DK.RU: Бизнесмен из Индии: «Не зацикливайтесь на нефти, у нас огромный потребительский спрос»