«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе
DK.RU поговорил с предпринимателями до 35 лет из разных регионов России о том, каким им представляется реальный сектор экономики, что они думают о его развитии и видят ли себя в роли промышленников.
В последнее время все больше молодых открывает свой бизнес: в 2024 г. 44% новых компаний в России запустили предприниматели до 35 лет. Молодежь создает инновации и двигает экономику страны вперед благодаря свежему взгляду на бизнес. На смену опытным «акулам» приходит новое энергичное поколение, которое привносит свежие идеи в традиционные отрасли.
В эпоху цифровизации наиболее интересными молодым людям кажутся сферы, связанные с искусственным интеллектом, IT и услугами. Но что будет с реальным сектором экономики?
DK.RU поговорил об этом с предпринимателями до 35 лет из разных городов России.
«Мамонты уйдут с рынка»
— У меня клининговая компания полного цикла плюс мы оказываем услуги по дезинфекции. Не могу сказать, что мы являемся промышленной компанией, зато обслуживаем такие предприятия.
И я себя однозначно вижу в классическом бизнесе. Присматриваюсь в сторону промышленного производства, мне это интересно. У меня нет иллюзий, что там хорошие перспективы или много денег, я знаю, что производство — это тяжело, там множество процессов, которые сильно зависят друг от друга. Закупить товар, вовремя его обработать, передать на склад, а потом уже продавать. Должно быть четкое понимание эффективности каждого цикла в цепочке. Для меня это классная тема.
Но в основном в промышленности, если мы говорим про средний бизнес, сейчас работают своего рода «мамонты». Это предприниматели, которые в 1990-х — начале 2000-х открыли свое дело и все еще его развивают. Однако рано или поздно «мамонты» уйдут с рынка. И на их место придут молодые ребята — гибкие, с горящими глазами и новым видением.
Предприниматели — это особая каста. Если они чувствуют, что завеяло свободным рынком, то идут в эту сторону. Если видят, что сфера свободна, пробуют себя в этом направлении.
Каким будет бизнес будущего в России — сложно сказать. Если смотреть в сторону Европы, там преобладает сфера услуг. У нас она тоже развивается, популярны аутсорсинговые, консалтинговые компании. Скорее всего, в ближайшее время производственный сектор немного просядет и вырастет количество услуг. Но когда рынок B2C перенасытится, все ребята пойдут в производственный сектор или в сельхозпромышленность. А может, совместят несколько сфер. Поэтому сейчас надо заниматься тем, чем хочется.
Стоить отметить, что в сфере услуг очень низкий порог входа. Например, у меня есть 15 тыс. руб., и я уже могу начать свой бизнес. А для того чтобы я зашел в производство, мне нужен, условно, 1 млн руб. В 19 лет у меня не было таких ресурсов. Зато сейчас, когда через услуги я сформировал определенный капитал, я уже могу купить станки и запустить производство.
В России предпринимательская деятельность — это растущий тренд. Думаю, что в ближайшие 5-10 лет люди заработают капиталы и начнут открывать производства.
«Главное — уметь читать риски как возможности»
— Мой фокус — это инвестиции в недвижимость, покупки через торги по банкротству, но классический промышленный бизнес мне тоже интересен. Почему? Потому что там, где есть кризис, есть и возможности. Например, заводы-банкроты часто продаются за бесценок. Однако в промышленности выше входной порог: нужны не только деньги, но и компетенции в управлении, понимание технологий. Пока я выбираю активы, которые можно быстро монетизировать, но в перспективе не исключаю выход в промышленный сектор — особенно если найду сильных партнеров.
Реальный сектор ждут перемены. Я вижу так, что в будущем не станет гигантских заводов, их заменят модульные производства, автоматизированные предприятия — минимум персонала, максимум роботов и экологичные технологии: снижение углеродного следа — это уже не тренд, а требование регуляторов.
В России будет расти спрос на импортозамещение, но ключевой вопрос — доступ к финансам и технологиям. И выиграют те, кто сможет адаптироваться, иначе есть риск обанкротиться.
Бизнес будущего — это не просто зарабатывание денег, а создание устойчивых систем, которые приносят пользу всем: владельцам, клиентам, обществу и планете. Вот ключевые направления, которые уже меняют правила игры:
- «Умные» инвестиции вместо «тупых» активов. Раньше можно было купить недвижимость, сдавать ее годами и не задумываться о развитии. Сейчас ценность актива определяется не только квадратными метрами, но и адаптивностью. Например, коворкинги вместо пустующих офисов — гибкие форматы под удаленку и фриланс, жилье с технологиями «умного дома»— оно дороже продается и привлекает более платежеспособных арендаторов.
- Люди важнее прибыли — но в итоге это дает больше прибыли. Гибкие условия для сотрудников. Счастливые работники = меньше текучка = экономия на подборе.
- Социальные проекты как часть бренда — например, редевелопмент ветхого жилья не только для денег, но и для имиджа. Прозрачность — клиенты и партнеры все чаще выбирают тех, кто честно ведет бизнес. Это и моя политика.
Для одних банкротство — это конец. Для меня — начало новой сделки. В мире, где все меняется, главное — уметь читать риски как возможности.
В тренде будут экологические и социальные нормы
— Я тоже вижу себя в некоторых классических промышленных сферах бизнеса, особенно в тех, где активно интегрируют инновационные технологии и подходы. Легкая промышленность всегда будет востребована благодаря устойчивому спросу на одежду и аксессуары. Однако важно адаптировать бизнес-модели и учитывать тренды, такие как устойчивое потребление и осознанные покупки.
В реальном секторе экономики, думаю, будут значительные изменения, связанные с цифровизацией (благодаря ей увеличится эффективность и снизятся затраты), а также глобализацией и локализацией (мы увидим смешение глобальных цепочек поставок с усилением локальных производств, что будет способствовать развитию местной экономики). Также, на мой взгляд, потребители все больше отдают предпочтение компаниям, которые соблюдают экологические и социальные нормы.
Бренды будут стремиться к снижению углеродного следа, уменьшению отходов и использованию переработанных материалов. Примером может служить производство одежды из вторичных тканей. А партнерства между компаниями, направленные на совместное решение социальных и экологических проблем, будут становиться нормой.
Увеличится и социальная ответственность — бренды начнут больше инвестировать в своих сотрудников, обеспечивая им комфортные условия труда и возможности для профессионального роста. Также будет важен акцент на честную оплату труда.
И в тренде будет индивидуальный подход — разработка товаров и услуг, адаптированных под индивидуальные потребности клиентов, с использованием гибких производственных решений.
Важно оставаться открытыми к изменениям и готовыми адаптировать свой бизнес в соответствии с новыми реалиями. Это обеспечит устойчивый рост и конкурентоспособность в будущем. Также важно делать уклон на расширение целевой аудитории. Это позволит выйти на большие объемы поставок за счет работы с корпоративным блоком и госсектором.
Бизнес будущего — это «коллаборация» человека и ИИ
— Лично я вижу себя больше в сфере услуг. В ней меня привлекает гибкий график работы и отсутствие географической привязки к бизнесу как для себя, так и для команды. Однако не исключаю, что в будущем найду себя и в перспективных отраслях реального сектора.
Ввиду достаточно высокого уровня неопределенности в геополитическом поле, структурных сдвигов экономики и колебаний цен на сырье выстраивать долгосрочные прогнозы относительно реального сектора экономики я бы не взялся, однако выделил бы некоторые тенденции, которые могут оказать значительное влияние на отрасли.
Во-первых, сильное влияние ключевой ставки на реальный сектор экономики. Мягкая ДКП регулятора является главным драйвером роста промышленного сектора.
Во-вторых, импортозамещение и господдержка могут оказать значимую поддержку для российской промышленности. Ориентация на новые рынки и создание новых инфрастуктурных проектов также послужит толчком к развитию реального сектора.
В-третьих, все более глубокое проникновение цифровизации во все сектора экономики приводит к повышенному уровню автоматизации процессов и «коллаборации» человека и ИИ, что потенциально может повысить экономическую эффективность.
Помимо факторов, ориентированных на рост секторов, также необходимо обратить внимание и на риски, среди которых я бы выделил:
- неравномерное развитие отраслей. ВПК — главный локомотив развития промышленности, в то время как гражданские сектора показывают снижение;
- влияние санкций и ограничение доступа к технологиям;
- нехватка высококвалифицированных кадров;
- продолжительный период высоких ставок.
Бизнес будущего я вижу с высоким уровнем интеграции ИИ и других цифровых решений. Полагаю, что преобладающее количество секторов экономики будут использовать большие данные, искусственный интеллект, цифровых двойников и снижать зависимость бизнес-процессов от человека, становясь менее человекоцентричными.
Также считаю, что тенденция на удаленный формат работы и гибкий график будет только усиливаться. Возвращение компаний к ESG-повестке и осознанное потребление населения окажут положительное влияние на экологию и социальную ответственность.
Среди наиболее перспективных направлений я бы выделил отрасли, связанные с IT и ИИ. Мегатренд на внедрение цифровых решений в бизнес и интеграцию этих решений в повседневную жизнь станет основной движущей силой для выделенных отраслей.
Граница между реальным и цифровым секторами стирается
— На данный момент я работаю преимущественно в цифровой среде — IT, технологическое предпринимательство, проекты, связанные с программным обеспечением и цифровыми инновациями. Тем не менее промышленная сфера мне интересна, особенно на стыке с цифровыми технологиями — там, где можно внедрять автоматизацию, нейросети, системы технического зрения, цифровые двойники и другие инструменты Индустрии 4.0.
У меня нет четкого противопоставления «цифровое» и «промышленное»: сегодня даже традиционные отрасли требуют высоких технологий, а значит и новых подходов, в которых специалисты с IT-бэкграундом могут быть особенно полезны. В этом смысле я вижу себя в промышленной сфере, но с акцентом на цифровизацию и технологическое обновление
Реальный сектор экономики постепенно переходит к цифровым моделям управления производством, активно осваивает автоматизацию, big data, ИИ и интернет вещей. Этот процесс неравномерный, но необратимый.
Ключевые вызовы — нехватка кадров, техническое отставание и иногда недостаток стратегического мышления у управленцев. Но вместе с тем есть мощный потенциал роста — спрос на цифровые решения, модернизацию, устойчивость и локализацию растет.
Я считаю, что через 5–10 лет граница между реальным и цифровым секторами будет почти стерта. В приоритете окажутся гибкие, экологичные и технологичные производства, способные быстро адаптироваться и использовать данные как ресурс.
Для молодых предпринимателей важно формировать не только продукт, но и культуру внутри команды: доверие, гибкость, возможность учиться и развиваться. Я сам уделяю большое внимание этому в своих проектах, стремлюсь к открытому, партнерскому взаимодействию с командой и заказчиками.
«Порог входа в бизнес будущего высок, но полагаться стоит только на себя»
— Я не ищу себя в «классических» промышленных сферах в их традиционном понимании. Моей страстью всегда было создание красоты, стиля и уникальности, в моем случае через бренд OUR HISTORY LANA. Однако, восстановив с отцом производственные станки в 2020 г. и построив с нуля цех, к 2024 г. я активно погрузилась в технологический аспект индустрии легкой промышленности. Это уже не про дизайн, а про реальное производство, где я несу ответственность за технологию, качество и рабочий процесс: в год мы выпускаем более 80 тыс. пар носочной продукции.
В этом новом качестве я вижу себя как предпринимателя, который возрождает локальное производство, сочетая творческий подход к дизайну с инженерной точностью и управлением производственными мощностями. Мой бизнес — это мост между искусством создания чулочно-носочной продукции и реальностью легкой промышленности, направленный на качество, уникальность и развитие региона.
Глядя на работу с производственными станками, полагаю, что реальный сектор экономики и промышленность находятся на перепутье. На мой взгляд, их будущее зависит от нашей способности к трансформации.
Классическая, крупномасштабная промышленность, возможно, будет сталкиваться с вызовами: потребность в модернизации, адаптация к новым технологиям и меняющиеся потребности рынка. Однако я вижу огромный потенциал в возрождении малого и среднего промышленного производства, локализации производства и использовании инновационных технологий.
Бизнес будущего, на мой взгляд, будет гибридным, клиентоориентированным и осознанным. Также будет большой порог входа, но полагаться стоит только на свои силы и бюджеты: господдержка или инвесторы — это очень бюрократический и медленный механизм. Поэтому путь осилит идущий.
Если человек будет гореть идеей, то упорство не иссякнет, а преграды будут только еще больше мотивировать, давая силы создавать действительно уникальные проекты.
Перспективные сферы — те, где есть место креативности, уникальности и личному бренду, будь то мода, дизайн, образование или высокотехнологичные ниши. Цифровизация — это не просто тренд, а фундамент: от онлайн-продаж и маркетинга до оптимизации производства через цифровые технологии. Но главное — это осознанность.
Бизнес будущего будет нести социальную ответственность. Для меня это означает минимизацию отходов — рациональное использование сырья, переработка, создание долговечных изделий; экологичность — выбор устойчивых материалов, бережное отношение к ресурсам и качественные отношения с сотрудниками — создание атмосферы доверия, поддержки, развития и уважения, где каждый чувствует себя частью команды и разделяет ценности компании.
Это будет бизнес, который не только приносит прибыль, но и делает мир лучше, создавая ценность для клиентов, сотрудников и общества в целом.