Меню

Почему без классической музыки жизнь человека теряет в ощущениях? Премьера рубрики

Иллюстрация: предоставлено Аллой Петровой-Лемачко

Насколько пугает и так ли скучен филармонический жанр? Чем классическая музыка интересна современному человеку? Что мотивирует представителей бизнеса поддерживать музыкантов?

Накануне открытия юбилейного сезона, в преддверии 90-летия Свердловской филармонии и 30-летия Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра, DK.RU начинает серию материалов о классической музыке. Раз в месяц мы будем размышлять, чем классическая музыка может быть интересна деловому человеку — как она влияет на мышление, формирует способность слышать и понимать других, как помогает находить баланс в перегруженном графике.  

Автором материалов стала Алла Петрова-Лемачко — руководитель департамента развития и внешних коммуникаций Свердловской филармонии, исполнительный директор Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра, кандидат социологических наук. 

Из материалов рубрики вы узнаете, какие смыслы классика открывает современному деловому человеку, почему инвестиции в музыкальные инструменты являются распространенным направлением, чем для общества становится пространство культуры в эпоху межгосударственной нестабильности.

А сегодня — знакомим читателя с автором.

Алла Петрова-Лемачко:

— Вся моя жизнь связана с музыкой. Сначала училась сама ― долго, как и положено всякому профессиональному музыканту, чье музыкальное образование длится не менее 15 лет. Потом учила других. Тоже долго! Почти 20 лет.

Но самый продолжительный период своей жизни ― незавершенный и до сих пор устремленный в будущее ― начался 31 год назад в Свердловской филармонии, которая многие десятилетия считается лучшей в России. В этом периоде ― непрекращающаяся собственная учеба и открытие своего любимого мира для других.  

Знаю определенно: без классической музыки жизнь любого и каждого человека теряет в ощущениях, эмоциональной наполненности. Вне зависимости, осознает это человек или нет.

Наш мир наполнен звуками

Недавно я спросила свою дочь, обладательницу ученой степени в астрофизике: «Какие звуки наполняют Вселенную?». И получила ответ, что Вселенная абсолютно молчалива. Звуковым волнам не на что опереться, не от чего оттолкнуться. 

Мне потребовалось совсем немного времени, чтобы осознать, насколько человечество должно быть счастливо! У нас есть музыка. Разная. И у нас есть то, что мы называем «классическая музыка».

Каждый человек ― уникальный приемник звуковых волн со своей ― уникальной ― настройкой. Звуковая доминанта для одного ― пустое место для другого. Можно ли эти настройки изменить?

Зависит ли восприятие музыки, перерастающее в потребность, от природных качеств человека? И поддаются ли эти качества корректировке? Избегаем слово «воспитание»…

Почему человек, в 30 лет впервые попав на концерт классической музыки, неожиданно для себя понимает, насколько ему комфортно в филармоническом зале?

На сложность времен общество реагирует полными концертными и театральными залами. Сюда приходят укрыться и раскрыться, опереться в своих раздумьях, волнениях и переживаниях на энергию, которая исходит от музыки и музыкантов, а также от слушателей с тобой рядом. Слушая на днях в Мариинке потрясающую постановку великой оперы Верди «Аида» под управлением Валерия Гергиева, поймала себя на ощущении: музыка взламывает душу.

Не хочется сухой статистикой разбавлять эмоцию, но не незримой ли силой именно классического искусства объясняются аншлаги последних полутора-двух лет не только в зале нашей филармонии, но и в залах наших коллег в России, а также увеличение потока посетителей в музеях и зрителей в театрах?

Не является ли такая информация об аншлагах побудительным мотивом к любопытству для тех, кто еще в силу разных причин обходит стороной учреждения культуры, поверхностно кажущиеся скучными и непонятными?

Человек не любит классическую музыку, потому что не знает? Тогда получается, чтобы человек начал пить родниковую воду, его надо привести к роднику, показать, где этот родник расположен и научить правильно черпать драгоценную влагу?

Надо ли учиться слушать классическую музыку

В этом вопросе можно по-разному определить смысловую нагрузку.

Когда опираешься на слово «надо» ― возникает отсылка к обязательности слушания классической музыки для любого человека.

Если же выделяешь слово «учиться» ― возникает ощущение, что без специальной подготовки классическая музыка недоступна.

Музыковеды, подобно патологоанатомам препарирующие музыкальную ткань, помогают понять или, наоборот, разрушают возникающую хрупкую атмосферу ― когда не анализируешь, а просто отстраняешься от всего и впитываешь?

Вот такое множество вопросов возникает при определении «классическая музыка». На некоторые, как тебе кажется, ответы уже знаешь. Но очень часто осознаешь свою самоуверенность и становится стыдно.

Классическая музыка ― это Вселенная. В которой для каждого человека обязательно есть его звезда. А еще в этой Вселенной много интересного и любопытного.

Дирижер оркестра ― менеджер? Управленец? Таким взглядом на него однажды во время концерта ― неожиданно для себя! ― посмотрел наш партнер, молодой управленец очень высокого уровня.

В каком состоянии гениальные композиторы писали музыку, если ученые подсчитали, что физически нельзя написать то количество нот, из которых состоит произведение, в единицу времени, за которую оно было написано?

Почему на струнных инструментах обязательно надо играть? Что с ними происходит, если этого не делать? Почему до сих пор при всей мощи методов различной аналитики не разгаданы секреты инструментов легендарных мастеров прошлого? 

Музыку надо слушать.

Однако, слушать — не значит слышать. Но слышать — значит понять. А в понимании ― счастье.

Читайте также на DK.RU 

>>> «Наш роман будет вечным»: Свердловская филармония и Денис Мацуев провели 10-й фестиваль