Банки и операторы связи делят ответственность за действия мошенников
Будущий законопроект о противодействии правонарушениям с использованием связи вызвал возражения у участников. Банки не желают ограничивать число карт, операторы связи — возмещать украденные средства.
В России готовится законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий)», в Госдуму он пока не внесен, а разослан интересантам для обсуждения. Цель проекта — определить, как должны взаимодействовать операторы связи и банки с использованием ГИС «Антифрод» при пресечении телефонного мошенничества.
Как пишет «Коммерсант», уже на этом этапе возникли противоречия между банками и операторами связи.
Сторону банков озвучил Национальный совет финансового рынка (НСФР), он отправил в Минцифры отзыв, в котором говорится, что «ряд положений законопроекта вступают в противоречие с конституционно-правовыми нормами, в связи с чем нуждаются в корректировке».
Так, в проекте указано, что гражданин не сможет завести больше пяти карт в одном банке, а всего у него должно быть не больше десяти карт.
Предложенная мера является избыточной, поскольку в целях участия в мошеннических схемах физлица оформляют сразу значительное количество платежных карт в одном банке, — считает глава НСФР Андрей Емелин.
Банкиры предлагают расширить ограничение и разрешить гражданам открывать десять карточных счетов в одном банке. В противном случае банки будут вынуждены создавать отдельные информсистемы, чтобы мониторить, сколько карт уже есть у клиента в других банках, и это «потребует значительных разовых затрат и постоянных затрат на поддержание ее функционирования». Как считает исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова, для каждого эмитента карт это может обойтись «в десятки и сотни миллионов рублей», а для всей отрасли — в десятки миллиардов рублей.
Второе предложение НСФР — ограничить срок реагирования банком на информацию о подозрительном звонке шестью часами. Этого времени хватит, чтобы оператор предупредил о таком звонке, а банк убедился, что звонок мошеннический, ведь, как правило, правонарушители пытаются снять деньги сразу после звонка.
Предложение вызвало возражения у юристов. Для реальной проверки и межведомственного взаимодействия (с операторами связи, банками, ЦБ, правоохранительными органами) срок в шесть часов выглядит нереалистично, думает партнер адвокатского бюро a.t.Legal Андрей Торянников. Кроме того, это может стать для банков обычной формальностью, когда на шесть часов будут ограничиваться в том числе счета добросовестных клиентов.
Но самый противоречивый пункт закона — кто должен возвращать клиенту деньги, украденные с банковского счета. Банкиры считают, что это должны делать телефонные операторы, если те знали о подозрительном звонке, но не предупредили кредитную организацию. Операторы, конечно, не поддерживают такую постановку вопроса. По словам представителя «Вымпелкома», телеком-компании могут отвечать лишь за лицевой счет абонента, но никак не могут нести ответственность за движение средств на банковском счете.
Мы не имеем доступа к банковским счетам клиентов и не участвуем в их финансовых операциях, в том числе не можем заблокировать проведение такой операции, поэтому не можем отвечать за хищения средств с банковских счетов, — отметили в «Вымпелкоме».
Аналогичного мнения придерживаются в МТС и Т2.
Оператор не должен нести финансовую ответственность за действия пользователей услуг связи и третьих лиц, — уверены там.
Отметим, этот законопроект продолжил череду мер, которые Банк России и законодатели предпринимают для борьбы с телефонным мошенничеством. Так, недавно Банк России определил девять признаков операций, которые могут указывать на действия мошенников. Их все банки обязаны выявлять, прежде чем оформить клиенту кредитную карту или позволить ему снять деньги в банкомате, рассказывал DK.RU.
Например, при снятии денег через банкомат его балансодержатель должен учитывать непривычное время суток получения денег, нетипичную сумму или местонахождение устройства, а также запрос на выдачу средств несвойственным клиенту способом — например не с карты, а по QR-коду или цифровой (виртуальной) карте.
Также банк заподозрит влияние мошенников, если клиент будет снимать деньги в течение 24 часов после оформления кредита, захочет перевести более 200 тыс. руб. со своего счета в другом банке либо досрочно закрыть вклад на аналогичную сумму.
Еще одним тревожным сигналом станет наличие у кредитной организации информации, что как минимум за шесть часов до операции у клиента изменилась активность телефонных разговоров, выросло количество СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах.
Если банк выявит соответствие хотя бы одному из риск-критериев, то на 48 часов введет временный лимит на выдачу наличных денег в банкомате — до 50 тыс. руб. в сутки, о чем немедленно сообщит клиенту. Снять более крупную денежную сумму в эти двое суток можно будет в отделении банка.
Ранее Роскомнадзор (РКН) принял меры по ограничению звонков в мессенджерах Telegram и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) для «противодействия преступникам в соответствии с материалами правоохранительных органов». РКН заявил, что иностранные мессенджеры стали основными сервисами, через которые россиян обманывали и вымогали у них деньги, а также вовлекали в диверсионную и террористическую деятельность.
Напомним, что ЦБ РФ хочет обязать банки с октября 2025 г. внедрить в мобильные приложения для смартфонов «спецкнопку». Планируется, что с ее помощью пострадавшие от мошеннических действий клиенты смогут сразу же передавать информацию в банк, минуя обращение в офис, писал DK.RU.