Меню

Автозапчасти из западных стран стремительно уходят с российского рынка

Новый завод по производству автокомпонентов компании Rossko. Иллюстрация: ДИП Свердловской области

Их заменяют поставки из Китая, Южной Кореи и Ближнего Востока. Параллельный импорт еще есть, но он становится все более невыгодным для потребителей.

Российский рынок автозапчастей вступил в фазу стремительной трансформации. Как сообщили DK.RU в аналитическом департаменте ROSSKO, крупнейшего дистрибьютора автозапчастей в стране, за 2024-й и девять месяцев 2025 г. доля европейских и американских брендов снизилась на 10–15%, тогда как поставки из Китая, Южной Кореи и Ближнего Востока выросли более чем на 10%.

Европейские бренды покидают рынок

Среди компаний, прекративших официальное присутствие в России, — Bosch, Continental, NGK, Denso, TRW, Lemförder, Textar и другие ведущие производители. Их продукция все еще поступает в страну через параллельный импорт, однако влияние этих брендов на рынок уверенно снижается. Главные причины — рост логистических издержек, курсовая волатильность и растущее предложение со стороны азиатских поставщиков.

Российский рынок автозапчастей действительно переживает системную перезагрузку. Бывшие лидеры уходят, а их место занимают новые игроки — в первую очередь, азиатские и российские бренды, которые уже доказали, что способны предложить качество и надежность не хуже прежних поставщиков, — поясняет Антон Шашков, руководитель отдела развития ассортимента ROSSKO.

Азиатские и российские производители усиливают позиции

Доля азиатских брендов на российском рынке за 2024-2025 гг. выросла не менее чем на 10%. Рост обеспечен не только расширением автопарка китайских и корейских автомобилей, но и активным замещением европейских брендов в универсальных категориях: фильтры, тормозные системы, элементы подвески и электрика.

Одновременно укрепляются и российские производители. По данным Rossko, на фоне ухода зарубежных компаний в России началось активное формирование собственной производственной базы. Так, компания ROSSKO строит завод по выпуску тормозных дисков и суппортов в Нижней Салде, а бывшие мощности Bosch перезапущены под брендом Meteor (Cordiant).

Локализация сегодня — не тренд, а условие устойчивости. Отрасль быстро выстраивает собственные цепочки поставок, а отечественные предприятия выходят на уровень качества, сопоставимый с международными стандартами, — отмечает Антон Шашков.

Рынок становится регионально сегментированным

Изменения в структуре поставок проявляются по регионам неравномерно. На Дальнем Востоке и в Сибири традиционно доминируют азиатские бренды, в то время как в Центральной и Северо-Западной России сохраняется доля европейских брендов, поставляемых через параллельный импорт.

Тем не менее в среднем по стране азиатские бренды уже занимают доминирующую позицию, а российские производители стабильно занимают второе место по объемам.

Качество перестает быть аргументом в пользу Европы

Специалисты Rossko отмечают, что представление о безусловном превосходстве европейских брендов утратило актуальность. Рынок предлагает все больше аналогов высокого уровня, производимых в России и Азии.

Бренд SUFIX, например, показывает стабильный рост и качество, сравнимое с ведущими европейскими производителями. А тормозные колодки NGN уже формируют сегмент отечественного премиума.

Сегодня качество больше не определяется географией. Россия и Азия научились делать детали, которые по характеристикам и ресурсу не уступают прежним лидерам. Клиент голосует не за бренд, а за надежность и доступность, — подчеркивает Шашков.

Аналитики компании прогнозируют, что в течение ближайших двух лет рынок окончательно перестроится вокруг новых логистических цепочек из Азии и развивающейся российской промышленности. Европейские и американские бренды сохранят минимальное присутствие в премиум-сегменте и в категориях редких комплектующих, поддерживаемое параллельным импортом.

Российский рынок автозапчастей становится самодостаточным. Новая структура поставок уже сформирована, и она отражает глобальный сдвиг — от зависимости к устойчивости и собственному производству, — резюмирует Тимур Турсунов, руководитель отдела аналитики ROSSKO.

Как ранее рассказывал DK.RU, в особой экономической зоне «Титановая долина» в Верхней Салде Свердловской области завершается строительство завода по производству тормозных дисков и других автокомпонентов. Его ведет компания «РП1», входящая в ГК Rossko, завод заработает уже в следующем году, предприятие обеспечит работой около 500 специалистов. Инвестиции в проект превысят 9 млрд руб

К 2034 г. завод планирует занять лидирующие позиции в сфере производства тормозных дисков и суппортов в России, выйдя на полную мощность — 40 тыс. тонн готовой продукции в год.