Меню

8 правил жизни от обладателя Пулитцеровской премии / ЛАЙФХАК

«Умнее, быстрее, лучше»: именно так называется книга Чарльза Дахигга, автора бестселлера «Сила привычки». В новой книге он говорит, что важно не то, что ты думаешь, a то, как ты это делаешь.

Обладатель Пулитцеровской премии объясняет, как стать умнее, быстрее и лучше, придерживаясь восьми главных правил. «Секрет фирмы» выбрал из книги самые главные моменты.

1.       Быть продуктивным – не то же самое, что работать дольше и больше

Люди уделяют очень много внимания ненужным вещам и зацикливаются на инструментах продуктивности – списках задач, гаджетах и приложениях, вместо того, чтобы усвоить урок, которому нас учат все современные технологии. Чтобы стать умнее, быстрее и лучше во всем, что мы делаем, нам не нужна помощь технологий, достаточно воспользоваться простыми, зарекомендовавшими себя принципами.

«Когда я писал эту книгу, у меня не было ни одного выходного за девять месяцев и я думал, что, если моим детям нужно будет выбирать между няней и мной, они вряд ли выберут меня. Я знал, что где-то есть люди, которые знают, как быть продуктивными. Мне оставалось только попросить их поделиться со мной своими секретами. Пока я общался с профессиональными игроками в покер, пилотами, генералами, исполнительными продюсерами и учеными, изучающими мышление, я заметил, что они упоминают одни и те же концепты снова и снова. Я верю, что успех множества компаний и людей основывается на небольшом количестве простых идей», - пишет автор.

2.      Мотивации можно научиться, как чтению или письму

Книги по саморазвитию часто изображают мотивацию как врожденное качество или результат работы подсознания человека, когда сравниваются затраченные усилия и возможное вознаграждение. Ученые считают, что мотивация — это скорее навык, который можно совершенствовать, такой же как чтение и письмо.

«Чтобы повысить мотивацию, вам нужно поверить в то, что вы контролируете ситуацию. Вот почему кабельные компании всегда задают множество вопросов при подписании договора. Если менеджер спросит вас, какой счет вам нужен — обычный или детализированный, какой пакет каналов вы хотите получить и какие телевизионные программы вы любите, вам будет казаться, что вы контролируете ситуацию, и вы с большей вероятностью будете исправно платить по счетам», - говорит Дахигг.

Если человек никак не может начать работать, ему стоит попробовать сделать какой-то выбор.

«Выберите одно письмо во входящих сообщениях и ответьте на него. Начните писать научную работу с заключения или займитесь графиками. Выберите ресторан для встречи с неприятным человеком. Подумайте, с какого вопроса вы начнете свой следующий телефонный разговор», - поясняет эксперт.

3.      Нужно хвалить себя за усердие, a не за ум

Люди с развитым внутренним локусом контроля уверены, что будущее находится в их руках, и в успехе и неудачах они винят только себя. Такие люди обычно больше зарабатывают, у них больше друзей и знакомых, они дольше живут в браке, более успешны и довольны жизнью.

«Внешний локус контроля, то есть вера в то, что ваша жизнь управляется событиями, которые вы не можете контролировать, повышает уровень стресса, потому что человек считает, что любая ситуация находится за пределами его возможностей, - говорит автор. - Во время эксперимента в одной из школ США пятиклассников разделили на две группы и дали им пройти один и тот же тест. Первой группе детей сказали, что они отлично сдали тест, потому что усердно работали. Вторую группу детей также похвалили за хорошую работу, но с одним исключением — школьникам сказали, что они очень умные. Впоследствии вторая группа показывала худшие результаты во время других тестов просто потому, что дети не верили, что они могут повлиять на то, насколько они умны».

Внутренний локус контроля – навык, который можно приобрести, у большинства людей он развит с детства. Однако у некоторых к моменту взросления чувство самоопределения подавляется и они забывают, как сильно они могут влиять на свою жизнь.

4.      Команда успешна только тогда, когда в ней комфортно каждому

Без работы в команде успешная работа невозможна, a хорошая команда не складывается без лидера, который дает возможность высказаться каждому ее участнику.

«В хорошей команде каждый готов поделиться своими чувствами друг с другом, и никто не боится высказывать свои идеи, потому что никто никого не осуждает. При этом участники команды совсем необязательно должны быть друзьями. Они лишь должны быть достаточно чувствительными к переживаниям друг друга», - пишет Чарльз Дахигг.

В основе успешной работы любой команды лежит пять принципов: 
— команда должна быть уверена, что ее работа важна; 
— команда должна ощущать, что ее работа личностно значима; 
— команде нужны четкие цели и распределенные роли; 
— члены команды должны знать, что они могут положиться друг на друга; 
— в команде все должны чувствовать себя защищенными.

Хороший лидер всегда подводит итог, резюмирует высказывания всех членов группы. Пока все участники не выскажутся хотя бы один раз, собрание не заканчивается. В такой группе замечают, если кто-то расстроен, побуждают его поделиться своими переживаниями и не допускают осуждения. Они пресекают конфликты внутри группы и решают их через открытую дискуссию.

5.      Для фокусировки стоит представлять задачу как можно детальнее

Исследования специалистов из Йеля, Гарварда, Беркли и других ведущих университетов доказывают, что люди обычно совершают ошибки, когда они разрываются между автоматизмом и сосредоточенностью. Из-за этого использование автоматизированных систем в автомобилях и самолетах крайне опасно. Зафиксированы случаи, когда самолеты падали просто из-за того, что летчик не мог сфокусироваться на многочисленных табло и датчиках. Поэтому в эпоху автоматизации умение сосредоточиться становится важным, как никогда.

«Чтобы снизить вероятность авиакатастроф, пилотов учат рассказывать друг другу истории о том, что потенциально может случиться. Этот способ помогает им быстро сконцентрироваться во время кризисной ситуации. Если вы хотите сосредоточиться на работе, не отвлекаясь на телефонные звонки, болтовню в офисе и бессмысленные сообщения в электронной почте, попробуйте с самого утра представлять свой день в мельчайших деталях. Во время совещания мысленно описывайте то, что вы видите, и анализируйте, что это значит», - поясняет автор.

«Если у вас есть дети, представьте, о чем они расскажут вам сегодня за ужином, представьте, о чем вас могут спросить на работе или с какой задачей к вам могут обратиться. В этом случае ваш мозг создаст сценарий возможного развития событий и вы сможете эффективно справиться с внезапным сложным поручением, ответите на неожиданный вопрос директора или обратите внимание на то, что с вашими детьми что-то не так».

6.      В компании каждый сотрудник имеет право влиять на ее судьбу

«Если я устанавливаю глушители, встречаю гостей или убираю офисные помещения, я знаю об этом больше, чем кто-либо другой. Если компания не извлечет выгоды из этого знания, оно пропадет зря. Неважно, как хорош ваш продукт и как лояльны ваши клиенты, — компания не будет работать нормально, если сотрудники не доверяют друг другу и не верят, что их голос может быть услышан», - констатирует эксперт.

Успешные компании не увольняют сотрудников, пока этому есть альтернатива. Они инвестируют в тренинги, ценят командную работу и комфорт своих сотрудников, предлагая им программы материнской поддержки и возможность работы из дома. Фирма с высоким уровнем доверия не рискует тем, что ее сотрудник уйдет к конкурентам или уведет клиентов с собой.

«В 90-е годы американские корпорации мечтали раскрыть секрет Toyota, которая производила дешевые и очень качественные автомобили. Приехав в Японию, сотрудники американских автомобильных компаний были удивлены, увидев, что на местных заводах сборочные конвейеры останавливались всякий раз, когда механику требовалось дополнительное время, чтобы проверить дверь автомобиля. Стоимость минутной остановки превышала несколько тысяч долларов, но каждый рабочий мог остановить конвейер в любое время. Этот расклад был более выгодным, чем тот, при котором сотрудники делали свою работу некачественно, опасаясь признаться руководству в своих ошибках», - приводит пример Дахигг.

Сотрудники работаю лучше, когда верят, что могут оказать влияние на работу компании и принимать важные решения. Чувство контроля может подпитывать мотивацию, но для этого люди должны знать, что их предложения не будут игнорироваться, а их ошибки не будут использовать против них. Такие условия – идеальны для генерации хороших идей.

7.      Будущее стоит рассматривать как набор вероятностей и делать прогнозы

Вероятностное мышление — это способность удерживать множество противоречивых версий будущего в своей голове. Люди не приучены думать о множественном будущем, потому что живут в одной реальности. Для многих это неприемлемо и потому, что им приходится думать о том, что, как им хочется верить, никогда не произойдет.

«Например, вы со 100-процентной вероятностью любите свою девушку прямо сейчас, но, если вы хотите сделать ей предложение, вам лучше просчитать вероятность того, хотите ли вы оставаться женатым через 30 лет. Хотя вы точно знаете, что вы любите ее прямо сейчас, мысли о будущем заставят вас сосредоточиться на вещах, которые сейчас ничего не значат, но потом будут очень важными. Вы будете честны с собой, даже если вам придется признаться, что есть вещи, в которых вы не уверены», - говорит автор.

«Когда сын моего коллеги Говарда сильно нервничал перед поступлением в колледж, мы составили список из 12 школ: четыре школы, в которые он точно попадет, четыре — в которые у него есть шанс попасть, и четыре — в которые шансов попасть почти нет. Изучив статистику на сайтах колледжей, Говард и его сын подсчитали вероятность поступления в каждый колледж из списка. Выяснилось, что молодой человек имеет 99,5% шанса попасть хотя бы в один колледж из списка и довольно хороший шанс попасть в хороший колледж. Мы также выяснили, что он, скорее всего, не сможет поступить в самые лучшие школы. Это его расстроило, но после подсчетов он начал меньше волноваться о своем будущем», - уточняет Чарльз Дахигг.

Это один из самых важных секретов принятия правильных решений. Правильный выбор основан на предсказании будущего. Точность прогнозов зависит от того, как много положительных и негативных факторов учитывается. Успешные люди всегда обращают внимания на промахи. Они спрашивают себя, почему все вышло не так, как они надеялись.

8.     Эмоции стоит использовать как источник креативности

«Дисней» заставляет своих сотрудников использовать собственные эмоции для написания диалогов анимационных персонажей, вплетая реальные чувства в фантастические ситуации. Этот метод заслуживает внимания хотя бы потому, что благодаря ему любой человек может стать генератором идей, использующим собственную жизнь как подпитку для творчества», - пишет Дахигг.

Креативность – это стандартное решение проблем, креативные люди обращают больше внимания на проблемы и способы их решения, они просто научились доверять себе и смогли выпустить свой творческий потенциал наружу.

«Стикеры были изобретены инженером, которого очень раздражало то, что закладки постоянно выпадают из его книг. Целлофан был разработан химиком, который хотел защитить скатерть от винных пятен. Детское питание придумал измученный отец, который измельчал овощи в пюре, пытаясь накормить своего плачущего ребенка посреди ночи», - пишет автор.