Меню

Boeing в Ростове рухнул из-за конфликта и неопытности пилотов

Появились новые данные о катастрофе в Ростове-на-Дону. Сообщается, что борт мог рухнуть из-за конфликта в кабине пилотов. Версия об ошибке пилотов стала доминирующей после расшифровки черных ящиков.

После расшифровки самописцев Boeing 737-800 компании Flydubai, разбившегося в аэропорту Ростова-на Дону, стало известно, что при попытке поднять самолет после неудачного захода на посадку пилотирующий летчик, видимо, слишком сильно задрал нос машины, обеспечив таким образом потерю ею скорости и сваливание. В кабине из-за этого возник конфликт: напарник кричал пилоту: «Куда летишь? Стоять!», однако все его попытки «перетянуть» штурвал лишь усугубили ситуацию. Об этом сообщает «Коммерсант».

Крушение самолета в Ростове: пилоты не нашли общий язык

Один из источников издания сообщает, что экспертам удалось восстановить картину катастрофы, так как удалось расшифровать данные параметрического и речевого самописцев Boeing, содержащих исчерпывающую информацию о всех обстоятельствах последнего полета лайнера. Экипаж рейса FZ981, который совершал рано утром 19 марта вторую попытку приземлиться в Ростове, был вынужден вновь отказаться от посадки. Оба захода пилоты совершали в автоматическом режиме, каждый раз сесть самолету мешали погодные условия – шквалистый, постоянно меняющий свое направление ветер сбивал работу так называемого автомата тяги Boeing, обеспечивающего движение самолета по заданной траектории снижения или подъема в режиме автопилота.

В подобных обстоятельствах пилотам приходится уходить на второй круг, посадку в этом случае осуществляют в ручном режиме. 19 марта находясь на высоте около 270 м и не долетев при этом около 6 км до взлетно-посадочной полосы, один из летчиков нажал клавишу TOGA (Take off. Go around), задающую машине команду для ухода на второй круг, и отключил автопилот, взяв управление машиной на себя. Пилоты должны были самостоятельно задать тангаж (угол наклона носа самолета), ориентируясь на директорные стрелки на приборе.

Но экипаж, полагают эксперты, не учел специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты. Лайнер находился в довольно сложной конфигурации при заходе на полосу при включенном автопилоте, его руль высоты был отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор при этом работал в противоположном направлении, задирая нос машины. Когда заход на второй круг происходит в автоматическом режиме, положение всех рулей плавно меняет компьютер, если же маневр совершает пилот, он инстинктивно тянет штурвал на себя, ставя таким образом в положение набора высоты и руль, и стабилизатор. Кабрирующий момент усиливают убирающиеся после нажатия клавиши TOGA закрылки — в итоге Boeing вместо плавного набора высоты устремляется вверх в режиме истребителя.

Пилоты Flydubai, считают эксперты, не распознали этот самопроизвольный маневр лайнера, из-за усталости или недостаточного опыта. Когда же скорость самолета, вышедшего на закритические углы атаки, начала стремительно падать, в кабине произошел конфликт. Управляющий летчик попытался набрать скорость, продолжая подъем, он увеличит режим работы двигателя до взлетного. Напарник же решил, что первое, что нужно сделать – опустить нос самолета. Он начал кричать напарнику «Стой. Куда? Стоять! Стоять!» и одновременно пытался прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал. В результате управление самолетом, как говорят специалисты, разорвалось: в бортовой компьютер Boeing стали поступать электрические импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами на обоих штурвалах, которые в штатном режиме работают синхронно. Пилоты согласовали действия только после того, как почувствовали отрицательные перегрузки – это ощущение, которое, например, испытывает человек в падающем лифте. Однако в этот момент спасти самолет уже было невозможно, неуправляемый борт, в котором находились 62 человека, со скоростью 325 км/час и под углом около 45 градусов несся к земле. В оставшиеся до столкновения с землей секунды пилоты просто кричали от ужаса.

Распознать по записи переговоров в кабине, кто из летчиков совершил роковую ошибку, а кто пытался ее исправить, специалисты пока не могут. В последних коротких диалогах они не упоминают должности и имена друг друга, a тембры и интонации голоса пилотов оказались похожи. У расследователей даже сложилось впечатление, что разговор ведет один и тот же человек. Специалисты полагают, что для того, чтобы идентифицировать членов экипажа, нужно будет привлечь родственников и коллег погибших пилотов.

Напомним, катастрофа FZ981, по мнению специалистов, оказалась довольно близка по схеме развития нештатной ситуации на борту к другой аварии — падению Boeing 737-500 ОАО «Авиакомпания Татарстан», произошедшей в ноябре 2013 года при посадке в аэропорту Казани. Высказывалось предположение, что обе катастрофы произошли из-за того, что замерз штурвал высоты. Однако позже был сделан вывод об аналогичной ошибке пилотов. Доказывая эту версию, расследователи провели эксперимент, предложив 11 гражданским пилотам Boeing-737 уйти на второй круг с малой высоты на авиасимуляторе. С заданием тогда справились только четверо. При этом все пилоты признались, что маневр очень сложен, и выполняли они его в стрессовом состоянии.