Меню

Борьба вместо эвакуации. Причина трагедии, в которой погибли 14 офицеров-подводников

Гидронавты, находившиеся на борту атомной глубоководной станции АС-31, могли эвакуироваться, когда стало известно о дыме, но предпочли бороться за плавучесть судна согласно инструкции.

Причиной гибели гидронавтов на атомной глубоководной станции АС-31 стал взрыв аккумуляторной батареи, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к расследованию катастрофы 1 июля. Подводники завершали контрольный выход перед выполнением боевого задания и должны были вернуться на базу, но во время стыковки станции с лодкой-носителем на борту АС-31 в аккумуляторном отсеке появился дым.

Обычно пожар на подводных лодках проявляется в виде дыма, а не открытого огня, так как отделка лодки сделана из негорючих материалов. Как именно развивался пожар на станции, неизвестно — все люди, находившиеся на борту, погибли. Вероятно, причиной пожара стали проблемы в электросистеме АС-31: там используются токи силой до 1000 ампер, и даже небольшой дефект кабелей мог привести к их разогреву и оплавлению изоляции.

Гибель моряков-подводников: что известно о катастрофе на сверхсекретной подлодке

Авария в начальной стадии не представляла большой опасности для экипажа — все находившиеся на борту станции могли эвакуироваться на лодку-носитель. К тому же у каждого гидронавта было при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, которое позволяет продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при сильном дыме. Но, руководствуясь инструкциями по борьбе за живучесть подводных лодок, 10 членов экипажа остались в отсеке, где появился дым, и начали с ним бороться, израсходовав все средства тушения пожаров. 

Скорее всего, в момент подготовки эвакуации пострадавших гидронавтов, которых вышли встречать четверо членов другого экипажа станции, произошел мощный взрыв аккумуляторной батареи. Станции типа АС-31 долго комплектовались серебряно-цинковыми аккумуляторами украинского производства, но после ухудшения отношений с этой страной станции перешли на российские литий-ионные батареи. Поставщиком выбрали санкт-петербургский завод «Ригель». В компании не стали комментировать произошедшее. Впрочем, причиной трагедии могли стать не только конструктивные или технологические дефекты аккумуляторов, но и экстремальные режимы работы батареи.