Меню

Частные медицинские клиники

Частная медицина на подъеме. Услуги докторов весьма востребованы — пациентов записывают на прием за неделю. Число клиник растет, но не успевает за спросом, поэтому конкуренции между ними практическ

Частная медицина на подъеме. Услуги докторов весьма востребованы — пациентов записывают на прием за неделю. Число клиник растет, но не успевает за спросом, поэтому конкуренции между ними практически нет.

эксперты
Галина Коморник
заместитель директора по добровольному медицинскому страхованию СК «Мединком»
Рашид Мухаметов
главный врач консультационно-­диагностического центра «Консилиум»
Галина Турилова
директор лечебно-диагностического центра «Медистим»
Валерий Хаютин
директор медико-фармацевтического центра «Гармония»
Марина Шапоренко
заместитель директора Центра косметологии и пластической хирургии
Алексей Яблонский
главный врач медицинского центра «Доктор Плюс»

какая
доля пациентов приходится на частные клиники
почему
растет спрос на платную медицину
сколько
стоит создать клинику
как много
клиентов приходит через страховые компании

Частные медицинские клиники появились в Екатеринбурге около 15 лет назад. Среди первых были «Преображен­ская клиника», Центр косметологии и пластической хирургии, «Гармония», «Бабур» и др. «Когда мы только начинали свою деятельность, люди удивлялись, что им предлагают заплатить за консультацию. И врачи чувствовали себя неловко, что им приходится за помощь брать плату, — вспоминает ВАЛЕРИЙ ­ХАЮТИН, директор медико-фармацевтического центра «Гармония». — Сейчас частная медицина уже не вызывает ни у кого изумления, все понимают, что за качественную услугу надо платить».

Частные клиники переходят от специализации к многопрофильности

Платные клиники Екатеринбурга можно классифицировать по двум категориям: специализированные и многопрофильные. Первые работают только в конкретной области медицины. Популярные направления — гинекология, урология, офтальмология, стоматология. Например, «Гармония» специализируется на вопросах репродукции человека. «Медистим» выбрал одно из направлений урологии — проблемы мужского здоровья. Центр флебологии работает с венозными и сосудистыми заболеваниями.

Многопрофильные клиники — это аналог поликлиники, где можно получить широкий спектр медицинских услуг, допустим, попасть на прием к терапевту, кардиологу, ЛОРу, хирургу, гинекологу и т. д. В этом сегменте работают «Преображенская клиника», Центр косметологии и пластической хирургии, «Доктор Плюс», «СитиМед», «Консилиум» и др. Многопрофильные клиники бывают со стационаром и без. Медучреждения со стационаром, в свою очередь, делятся на самостоятельные и созданные на основе муниципальных клиник. К последним относятся «Новая больница» (на базе 33-й городской больницы), «Бонум» (на базе Свердловского НИИ травматологии и ортопедии).

Большинство многопрофильных клиник Екатеринбурга выросли из специализированных. Часто пациенту, чтобы вылечить заболевание, необходимо наблюдаться у нескольких специалистов. Не желая упускать клиента, медучреждения начинают работать в смежных областях. По этому пути пошла «Преображенская клиника», которая раньше специализировалась на решении проблем пола. Центр косметологии и пластической хирургии перерос в многопрофильную клинику из учреждения эстетической медицины.

Частные клиники также можно разделить на сетевые и одиночные, которые наращивают объем услуг на базе одной больницы, тем самым привлекая больший поток пациентов. К сетевым относятся «Шанс», «Гармония», «Парацельс», офтальмологические клиники «Очки для Вас», «100%» и др. У каждой из стратегий развития есть свои приверженцы. МАРИНА­ ШАПОРЕНКО, заместитель директора Центра косметологии и пластической хирургии, рассказывает, что клинике не раз предлагали запустить филиалы в Москве и городах-миллионниках. «Практика показывает, что сетевой принцип в этом бизнесе неизбежно ведет к потере контроля за качест­вом услуги. Уровень зависит от многих факторов, особенно в хирургии. Поэтому мы не стали открывать филиалы», — подчеркивает г-жа Шапоренко.

Сторонники сетевого принципа убеждены, что филиалы позволяют предоставить услугу большему числу пациентов и без потери качества. По словам Валерия Хаютина, для этого необходимо совмещать обе стратегии развития — в филиалы вынести массовые услуги (УЗИ, прием гинеколога), что позволит приблизить их к жителям конкретного района. В базовой клинике, полагает г-н Хаютин, следует развивать высокотехнологичные направления (например, проводить эндоскопические операции). За такой услугой пациент поедет в клинику даже из отдаленных районов города. «Гармония» использует именно этот принцип — есть основная клиника и два филиала. Если пациенту филиала требуется серьезная помощь, его направляют в центральную клинику. 20-30% пациентов этой клиники — жители области, которые приезжают за получением высокотехнологичной услуги», — говорит Валерий Хаютин.

Спрос на частную медицину растет

Большинство местных клиник работают в среднем ценовом сегменте (стоимость первичного приема 500-600 руб.). Своих пациентов руководители медучреждений характеризуют как людей с уровнем дохода 10-20 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи. «Диапазон доходов клиентов достаточно широкий, — поясняет АЛЕКСЕЙ ЯБЛОНСКИЙ, главный врач медицинского центра «Доктор Плюс». — Одни приходят в частные клиники за разовыми консультациями специалистов, другие наблюдаются круглогодично».

Эксперты считают, что частные клиники посещает 10-15% пациентов, остальной поток приходится на государст­венные больницы. Аналитический центр «ИТАР-ТАСС-Урал» приводит более оптимистичную статистику. По его данным, чтобы получить качественное медицинское обслуживание, каждый третий житель Екатеринбурга лечится в частной клинике, а каждый четвертый пользуется платными услугами в государственных медицинских учреждениях. Разница в цифрах связана с тем, что в статистику ИТАР-ТАСС включены посещения стоматологических клиник.

Как отмечают специалисты, спрос на частную медицину с каждым годом растет. Основные показатели популярности негосударственных клиник — очереди по записи, высокий процент заполняемости, расширение клиентской базы. «За последние два года наш поток пациентов вырос на 30%», — констатирует ГАЛИНА ТУРИЛОВА, директор лечебно-диагностического центра «Медистим». РАШИД МУХАМЕТОВ, главный врач консультативно-диагностического центра «Консилиум», рассказывает: спрос на услуги увеличивается настолько стремительно, что медучреждение уже год не дает рекламу — поток пациентов превышает возможности клиники. «Нам приходится записывать человека на прием не раньше чем за два дня или за неделю», — говорит г-н Мухаметов. В большинстве местных клиник ситуация с предварительной записью похожая.

Эксперты связывают рост популярности частной медицины с желанием горожан сэкономить время. Алексей Яблонский: «Учитывая бешеный ритм жизни мегаполиса, человек не хочет впустую тратить свое время, ведь каждая минута дорога. Чтобы получить медицинские услуги быстро, качественно и комфортно, люди готовы платить». Многие специалисты отмечают, что интерес к частным клиникам связан с низким качеством сервиса в государственных больницах: очереди сначала за талонами, потом в кабинет, хамство персонала. «В муниципальных клиниках трудятся прекрасные врачи, но они вынуждены работать на поток. Время приема расписано по минутам. Такая система приводит к отсутствию индивидуального подхода», — полагает г-жа Турилова. Доктора упоминают и общий рост спроса на медицинские услуги в связи с запуском национального проекта «Здоровье». О нем много говорят и пишут СМИ, что стимулирует людей чаще задумываться о своем здоровье.

Медицинские страховки становятся частью социальных пакетов

Во многих клиниках отмечают, что все больше людей приходит по программам добровольного медицинского страхования (ДМС). Валерий Хаютин: «Количество пациентов с полисами ДМС растет, хотя пока на них приходится примерно 5-10% клиентской базы».

ГАЛИНА КОМОРНИК, заместитель директора по добровольному медицинскому страхованию СК «Мединком» (областной лидер по обязательному медицинскому страхованию и одна из крупнейших СК по личному страхованию): «Объемы добровольного медицинского страхования растут. В нашей компании за 2005 г. они поднялись на 40%, а за 2006 г. — уже на 60%».

Чаще всего медицинскую страховку оформляет работодатель. И если раньше предприятия страховали топ-менеджмент, то сейчас — сотрудников разного уровня. Страховку включают в соцпакет, чтобы поощрить работников или снизить уровень заболеваемости. Г-жа Коморник: «Здоровье стало экономической категорией: когда сотрудник здоров, он больше работает и приносит больше прибыли». К тому же суммы в размере 3% от фонда оплаты труда, уплаченные по договорам ДМС, предприятие может отнести на себестоимость и не платить с этих денег налог на прибыль.

Сегмент обслуживания пациентов, которые обращаются в клиники по договорам ДМС, перспективен и привлекателен для частных медучреждений. Как замечает Галина Коморник, если все предприятия Свердловской области отдадут 3% от фонда оплаты труда в страховые компании, то сумма взносов превысит бюджет Министерства здравоохранения Свердловской области. Но пока, согласно российской статистике, лишь 5-7% предприятий заключают договоры ДМС.

Не дожидаясь, когда фирмы начнут сотрудничать со страховщиками, частные клиники выходят на предприятия самостоятельно. Они заключают договоры на оказание медицинских услуг для работников. Рашид Мухаметов говорит, что в «Консилиум» в прошлом году за медицинскими услугами для сотрудников обратились три компании, а в 2007 г. корпоративные заказчики приходят в клинику ежемесячно. По его словам, это разные организации: предприятия оптовой торговли, ЧОПы, развлекательные центры, магазины одежды и т. д. Наиболее востребованы у предприятий медосмотры, вакцинация, различные виды обследований. Стоимость профосмотра одного сотрудника — 2-3 тыс. руб.

Открываются новые частные клиники

Чтобы уравновесить спрос и предложение, частные клиники наращивают объем услуг. Валерий Хаютин: «Обороты клиники растут минимум на 20-25% ежегодно. Мы увеличиваем часы приема, расширяем штат специалистов, повышаем интенсивность работы». В декабре в центральном отделении «Гармонии» провели реконструкцию — увеличили площади в два раза, заняв второй этаж здания, расширили операционную.

Центр косметологии и пластической хирургии тоже растет, причем буквально: его здание надстроили на два этажа. Это позволило увеличить число кабинетов, расширить стационар и ввести дополнительные услуги. «Как правило, наши новые направления быстро развиваются и становятся отделениями или «клиниками в клинике», — добавляет Марина Шапоренко. — Так произошло с гинекологией, с клиникой лечения ожирения, с терапевтическим отделением».

Одновременно в городе появляются новые частные клиники. За последний год в Екатеринбурге открылись как минимум три: «СитиМед», «Профессорская» (см. «ДК» № 37 от 9 октября 2006 г.) и «Доктор Плюс». Алексей Яблонский: «Рынок медицинских услуг еще не заполнен. Конкуренции нет, она появится через три-пять лет. Пока потребность в получении доступных медицинских услуг выше, чем возможность их получить. Поэтому мы и открыли в июле 2007 г. нашу клинику». «Доктор Плюс» изначально задуман как многопрофильное медучреждение. Сейчас здесь работают терапевтическое отделение, лаборатория и отделение функциональной диагностики. В октябре-ноябре планируют открыть операционный блок.

По прогнозам специалистов, ниша частных клиник заполнится не скоро — бизнес требует серьезных инвестиций. Сроки окупаемости медицинских учреждений большие, несмотря на практически гарантированный поток клиентов, кроме того, новой клинике необходимо пройти сложную процедуру лицензирования. «Недавно мы рассчитали объем вложений для иностранных инвесторов в новую многопрофильную клинику для города масштаба Екатеринбурга. Вышло 3 млн евро с учетом покупки помещения (не менее 1 тыс. кв. м). Согласно международной практике, срок окупаемости частных клиник — пять-семь лет», — делится цифрами Рашид Мухаметов. По оценке г-на Хаютина, срок окупаемости клиники в Екатеринбурге примерно такой же — пять-десять лет.

Клиники инвестируют в оборудование и технологии

По словам экспертов, в ближайший год революционных изменений на рынке частных медицинских клиник не произойдет — он будет развиваться плавно. Спрос на частные медучреждения продолжит расти. Согласно исследованиям аналитического центра «ИТАР-ТАСС-Урал», половина респондентов (55,6%), которые еще не пользовались услугами частных клиник, готовы лечиться на коммерческой основе. Из них 27% согласны платить за прием 600 руб., остальные — не более 400 руб.

В столице Урала будут открываться новые клиники — уверены эксперты. Так, Рашид Мухаметов сообщает, что сейчас в Екатеринбурге строят две крупные частные клиники, причем обе многопрофильные.

Марина Шапоренко полагает, что клиники будут продолжать повышать качество услуг за счет внедрения высоких технологий. Для этого им придется вкладывать средства в дорогостоящее оборудование. Как уточняет г-жа Шапоренко, Центр косметологии и пластической хирургии в 2006 г. потратил на оборудование 12,3 млн руб., а в 2007 г. — 18,7 млн руб. По ее мнению, внедрение высоких технологий делает услуги учреждения более конкурентоспособными и соответственно повышает стабильность бизнеса.

Валерий Хаютин тоже уверен, что клиники будут инвестировать в технологии. По его словам, 90% прибыли «Гармонии» уходит на развитие — приобретение новой техники и обучение персонала. В то же время он отмечает, что некоторые высокотехнологичные медицинские услуги останутся прерогативой государства: «Например, операции на сердце, онкология, заболевания крови — это те сферы, где требуются большие капитальные вложения в оборудование». Как полагает г-н Хаютин, госучреждения смогут предоставить эти услуги на высоком уровне благодаря финансированию в рамках национального проекта «Здоровье».