Меню

Что Кудрин приготовил для Путина в качестве рецепта спасения экономики?

На заседании президиума экономического совета 25 мая Владимиру Путину предстоит выбрать между двумя концепциями роста экономики: стимулирования или консолидации бюджета.

Бюджетное стимулирование и бюджетную консолидацию с выходом на устойчивый рост экономики через 3 года уже обсудили участники совета на встрече перед заседанием. Об этом «Ведомостям» рассказали два участника совета и два федеральных чиновника.

При этом против сторонников бюджетного стимулирования (помощник президента Андрей Белоусов и представитель Столыпинского клуба бизнес-омбудсмен Борис Титов) выступит председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.

Белоусов ранее рассказывал, что среди участников совета консенсус: российская экономика может расти по 4% ВВП в год уже с 2018 г. (это принесет бюджету свыше 300 млрд руб., необходимых для модернизации). У Кудрина же совсем иное мнение, вот что он сказал во время своего выступления:

«Не надо гнать страну к экономическому росту в ближайшие годы, для этого нет ресурсов. Максимум можно выйти на стабильный рост ВВП в 1%. Важно снизить дефицит до 1% ВВП, а инфляцию до 4%, а тем временем проводить институциональные реформы – судебной и правоохранительной систем».

Представитель Кудрина никак эту информацию не комментирует. Еще один участник прошедшей встречи пояснил, что для роста экономики страны нужен разбег в 3-5 лет. При этом сначала нужно договориться о реформах: если запустить их уже со следующего года, то через 3–5 лет можно ждать высоких темпов роста. Собеседник «Ведомостей» подчеркнул, что «выпрыгнуть на 4% уже завтра невозможно и опасно».

«Это разумная позиция, – оценивает федеральный чиновник, - чтобы расти, нужны серьезные структурные изменения. И при $100 за баррель Россия не сможет расти быстрее 1,5–2% без структурных реформ, говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Без них Россия обречена на вечную стагнацию, предупреждала первый зампред ЦБ Ксения Юдаева».

Однако Андрей Белоусов не разделяет эту точку зрения и не считает, что у страны нет ресурса для роста. Белоусов видит его в большой нераспределенной прибыли компаний, которая сейчас лежит на счетах.

«Эти средства начнут вкладывать, когда станут снижаться инфляция и квазиполитические риски, - сказала директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. - Бизнес не склонен инвестировать и это более серьезная проблема, чем отсутствие средств для инвестиций. Деньги не спасут».

Еще один чиновник – участник совета – заявил, что институциональные реформы можно дополнить стимулирующими мерами:

«Это позволит выйти из замкнутого круга: компании не инвестируют, потому что ждут повышения спроса, а спрос не растет, потому что не растут зарплаты».

Президенту на следующей неделе могут предложить восстановить инвестиционные льготы. Минэкономразвития может предложить увеличить лимиты на проектное финансирование (рефинансирование банков под низкую ставку для конкретных проектов), говорит федеральный чиновник. В Министерстве от комментариев отказались.

«200–300 млрд руб. на рефинансирование ВЭБа и для банков – это бы переломило ситуацию с инвестициями. И кардинально параметры денежной политики не поменяло бы», – уточнил зампред ВЭБа, член Столыпинского клуба Андрей Клепач.

Еще один чиновник выражает мнение, что экономическая политика России в последние 7 лет целиком определялась такими идеями: «бюджетные расходы росли, в том числе за счет забюджетных расходов (например, ВЭБа), льготы раздавались направо и налево, а результат – кризис». Есть опасения и относительно того, что реализация бюджетного стимулирования экономики приведет к росту налогов.

«Значительный бюджетный дефицит (вероятно, финансируемый за счет эмиссии ЦБ), масштабные льготные кредиты, использование ЦБ как института развития – такое сочетание способно запустить механизм серьезного финансового кризиса», – писал в докладе для конференции ВШЭ руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Федеральный чиновник говорит, что это выбор между небольшим ростом с постепенным ускорением и циклами взлетов и падений, средний темп при которых будет около нуля.

A если без реформ?

По прогнозу МВФ, в долгосрочной перспективе экономика России будет расти на 1,5% в год без структурных реформ. Аналогичные оценки и в прогнозе Минфина до 2030 г. (1–1,3% в инерционном сценарии).

Наталья Акиндинова констатирует, что в настоящий момент у России есть прекрасный шанс заложить основы для уверенного роста в долгосрочной перспективе. Реформы ускорят рост, но нужно время, чтобы вернуть доверие, говорит Акиндинова:

«Слишком долго доверие разрушали».

Решать - Путину

Таким образом, прогнозируют некоторые чиновники, у коалиции Кудрина больше шансов убедить президента, так как Путин – сторонник бюджетной консолидации, тем более что нужны резервы к выборам.

«И, конечно, слова человека, который когда-то сберег деньги в этих резервах, будут иметь большое значение для него», – отмечает один из чиновников.

Однако стабильная макроэкономика и рост ВВП на 1% - это весьма слабая повестка для президента на выборы.

«А если учесть, что реформами будет заниматься все та же команда, что и 15 лет назад, то вообще тоска берет – как будто собрались деды и вспомнили, как гуляли в молодости», - говорит другой чиновник.

Главный экономист БКС Владимир Тихомиров говорит, что Путину предстоит решить, нужен ли ему для повышения президентского рейтинга рост экономики:

«Если реформы, то это конфликт с элитами или с массами. Но если идти по пути стагнации, то не будет средств на соцрасходы и рано или поздно люди тоже выйдут на улицу».