Меню

Деньги на коротких сообщениях: как основатель Twitter заработал более $2 млрд

Десять лет назад программист Джек Дорси основал Twitter — сервис микроблогов, завоевавший популярность во всем мире. Сейчас его состояние составляет $2,3 млрд.

Джек Дорси родился в 1976 году в Сент-Луисе (штат Миссури, США), его родители были католиками с итальянскими корнями. Этот город тогда считался технологически продвинутым. С детства Дорси любил рисование и все, что связано с транспортом. На стенах его комнаты были наклеены обои с картами городов. Больше всех его привлекала карта Нью-Йорка.
 
«Я глядел на все эти перекрестки, пытаясь понять, как они устроены. Казалось, что эта система не может работать, но ведь она работала», — цитирует РБК Дорси.
 
Позже он не раз вспомнила эту карту, уже будучи программистом и создавая собственные интерактивные карты. Дорси также рассказывал, что часто прислушивался к разговорам дальнобойщиков, полицейских и таксистов, которые передавал радиоприемник его отца.
 
«Они все время сообщали друг другу, где они находятся, что делают и куда направляются. Когда появились мобильные телефоны, мне пришла идея, что теперь мы все можем рассказывать такие вещи и эти сообщения сможет увидеть весь мир», — говорил Дорси.
 
В 1984 году, получив в подарок от родителей — компьютер IBM, 8-летний Дорси увлекся программированием. Он пользовался выходом в интернет, который предоставлялся всем желающим в Университете Вашингтона в Сент-Луисе, и часами сидел в чатах для программистов. Освоив спустя какое-то время язык программирования С, Дорси написал программу, моделирующую движение транспорта по улицам города. Тогда же у него появилось желание перевести в виртуальную плоскость то, что происходит в окружающем мире. В 15 лет он уже написал программу для управления городскими маршрутами, которую использовали, в частности, в местном таксопарке.
 
В то же время Дорси устроился на свою первую работу в компанию Mira Digital Publishing. Взятый в качестве стажера подросток предложил владельцу фирмы развивать бизнес в интернете. Тот согласился и организовал целый отдел программистов, которыми руководил 15-летний Дорси.
 
Поступив в Университет Миссури в 1995 году, Дорси наткнулся на сайт компании Management Services Corp. (DMSC), у которой был офис в Нью-Йорке. Недолго думая, программист взломал сайт, нашел эолектронный адрес основателя DMSC Грега Кидда и написал ему лично. Вскоре после этого Дорси стал сотрудником компании и перевелся в Нью-Йоркский университет. В 2002 году он вернулся в Сент-Луис и начал создавать ПО для отца, который открыл бизнес по продаже приборов для спектрального анализа. А еще спустя три года Дорси вернулся в Калифорнию и продолжил заниматься программированием.
 
Однажды, находясь в Сан-Франциско, Дорси познакомился с известным интернет-предпринимателем Эваном Уильямсом и попросился к нему на работу в компанию Odeo. Когда над ней нависла угроза банкротства, Дорси предложил Уильямсу создать платформу, которая позволила бы людям узнавать, чем занимаются в тот или иной момент их знакомые, а также обмениваться короткими сообщениями.
 
Так появилась идея о создании Twitter. В октябре 2006 года Эван Уильямс, Дорси и несколько других сотрудников Odeo создали компанию Obvious Corporation и выкупили Odeo и все его активы, в число которых входил и Twitter.com. Спустя год Twitter стал самостоятельной компанией.
 
За 9 лет существования ресурс микроблогов аудитория Twitter выросла до 316 млн активных пользователей в месяц. В числе них — главы стран, звезды шоу-бизнеса, ученые, правозащитники и многие другие. Без использования Twitter не обходится ни одна социальная акция, проводимая в самых разных странах мира.
 
В 2007 году Дорси, которому тогда исполнилось 30, стал гендиректором Twitter, однако у него не хватило управленческих навыков и организованности, и Эван Уильямс преложить ему выбор: или заниматься моделированием одежды, которым Дорси увлекался, или же быть гендиректором Twitter. Вскоре после этого Дорси отправили в отставку, а компанию возглавил Эван Уильямс.
 
Неожиданное предложение стать и.о. гендиректора Twitter вместо Дика Костоло, сменившего Уильямса, поступило к Дорси в 2015 году. К середине года аудитория Twitter выросла всего на 2 млн и составила 304 млн пользователей. Этот показатель слишком мал по сравнению с темпами, которые демонстрируют другие соцсети — Facebook и Instagram.
 
«Джек способен ускорить выпуск новых продуктов», — отметил после назначения Дорси Роберт Пек, аналитик SunTrust Robinson Humphrey, который спрогнозировал отставку Костоло.
 
По мнению Пека, Дорси способен развить сервис микроблогов и продолжить его превращение в глобальную платформу.