Меню

Драйв нах Остен

Будущее в тумане Такая услуга, как прокат автомобиля, знакома многим, кто бывал за границей. В любом аэропорту, на каждом железнодорожном вокзале Западной Европы или Северной Америки приезжих обычн

Рынок аренды автомобилей, до сих пор бывший не слишком вместительным, начинает развиваться. За последние полтора года в Екатеринбурге открылось две станции проката автомобилей под известными мировыми брендами — Hertz и Europcar. Несмотря на сдерживающие факторы — врожденное неуважение наших граждан к чужой собственности и отсутствие у большинства потенциальных клиентов «кредитных карт», — рынок готов принять новых участников.

Будущее в тумане

Такая услуга, как прокат автомобиля, знакома многим, кто бывал за границей. В любом аэропорту, на каждом железнодорожном вокзале Западной Европы или Северной Америки приезжих обычно встречают с десяток табличек «rent-a-car». Даже в аэропортах Туниса или Египта турист обязательно увидите парочку таких вывесок.

В Екатеринбурге с этим сложнее. По запросу «Прокат автомобилей» городской онлайн-справочник Uralfirm.ru выдает всего 10 ссылок. Четыре из них — «прилепившиеся» к полноценному автопрокату свадебные салоны или службы такси, которые, как правило, сдают автомобили только с водителем. Еще две — уже упоминавшиеся Hertz и Europcar. Остальные компании предлагают почасовую аренду отечественных авто — от «пятерки» до «десятки». Причем некоторые фирмы имеют свойство внезапно прекращать свою деятельность. Светлана Щипачева, директор компании «Империя Авто»: Мы присутствуем на рынке проката отечественных авто вот уже восемь лет. За это время на моих глазах возникло и ушло несколько десятков предприятий — каждый год кто-то новый открывается, потом быстро прекращает работу. Откуда-то возникло мнение, что прокатный бизнес проще простого — купил машину и сдавай ее в аренду. Но как только начинаются первые проблемы, любители быстрого обогащения расстаются с иллюзиями.

Суточная аренда почти новой «десятки» в «Империя-авто» стоит 1200 руб. — цена вполне доступная. При этом число прокатчиков, сдающих отечественные автомобили, за последние пять-шесть лет практически не увеличилось. По словам г-жи Щипачевой, в городе стабильно работают три компании. Помимо собственно «Империи-Авто», есть еще «Автотрэк» и «Профиль». Все они образовались в 1994-1998 гг. Светлана Щипачева: Раньше работать было легче — контингент шел совсем другой. Сейчас все чаще сталкиваешься с ситуацией, когда то стремятся не заплатить за услугу, то нанесут ущерб и попытаются скрыть этот факт. С автомобилями обращаются так, что страшно смотреть. Пришлось взять в штат юриста и адвоката, которые постоянно занимаются урегулированием конфликтов, не вылезают из судов. Мы уже задумываемся, стоит ли продолжать бизнес.

Пессимизм г-жи Щипачевой разделяют и большинство конкурентов «Империи-Авто». Как полагают эксперты, наиболее платежеспособных и продвинутых клиентов у прокатчиков отобрали банки. Тот, кому раньше не хватало на покупку машины пары тысяч долларов, теперь вполне может позволить себе приобрести отечественное авто в кредит с минимумом формальностей. У оставшихся уровень доходов так же низок, как и культура потребления.

Кому иномарку

Ситуация на рынке аренды иномарок куда более радужная. В конце 2003 г. проект Auto-Dealer.ru совместно с «ИМА-консалтинг» по заказу компании «Рольф-Прокат» (дочернее предприятие компании «Рольф» — дистрибьютора Mitsubishi в России) провели исследование российского рынка проката иномарок. Выяснилось, что его общий объем составляет $2–4 млн в месяц, а рост составляет примерно 20-30% в год. Совокупный размер автомобильного парка прокатных компаний России насчитывает 1500-2000 автомобилей.

90-95% этого автопарка, разумеется, ездит по Москве, где с начала 90-х работают практически все «гранды» мирового автопрокатного бизнеса: AVIS, Hertz, Budget, Sixt, Dollar, Europcar. Примерно два года назад первые западные прокатчики начали проникать и на местный рынок. Первооткрывателем стал американский Hertz. По словам директора «Hertz Екатеринбург» Вадима Магурина, официальное соглашение было подписано в июле 2002 г. (помимо Екатеринбурга, станции Hertz есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Тольятти). На формирование парка, обучение персонала, подготовку документации стандарта Hertz ушло несколько месяцев: уже в ноябре 2002 г. екатеринбургская станция Hertz приняла первые заказы. Монополистом «Hertz-Екатеринбург» был не так уж долго: 1 марта 2004 г. еще один западный прокатчик — Europcar — начал предоставлять горожанам свои услуги (помимо уральского, у Europcar еще три представительства в России — в Самаре, Москве и Санкт-Петербурге).

Методы завоевания российской глубинки у мировых прокатных бюро одинаковые — компании продают франшизу местным предприятиям. Назвать ее точную стоимость отказались и в Hertz, и в Europcar. Правда, Вадим Магурин заметил, что в его случае плата за использование всемирно известного бренда не превышает $100 тыс. в год.

Примечательно, что екатеринбургские партнеры обоих западных прокатчиков начинали с продажи и ремонта иномарок. «Europcar Екатеринбург», — это, по сути, отдел холдинга «Автоплюс» (автосалоны «Тойота Центр Екатеринбург Север» и «Ауди Центр Екатеринбург»). Как говорят сотрудники екатеринбургского Europcar, идея открыть новое направление принадлежит непосредственно главе холдинга Павлу Шестопалову. «Hertz Екатеринбург» выросла из уральского дилера BMW — компании «Автомир». Но на этапе подготовки к пуску станции среди учредителей произошел конфликт, и руководство «Автомира» предпочло выйти из бизнеса.

Появление прокатной конторы в автомобильном салоне, в принципе, логично: опыт в продажах и сервисном сопровождении автомобилей уже есть, на аренде же можно заработать дополнительные деньги. Кроме того, собственная ремонтная база позволяет существенно экономить на издержках. Хотя на данный счет есть и другое мнение. Вадим Магурин: На мой взгляд, такой подход может дать больше минусов. Конечно, независимость удорожает бизнес: нет своего механика, нет собственного сервиса. Но посмотрите на это с другой стороны. Когда ты имеешь возможность практически бесплатно обслуживать автомобиль у себя в центре, получается, что часть средств искусственно изымается из одного бизнеса и переносится в другой. В любом случае это вызовет конфликт внутри компании. Ходят слухи, что подобная судьба постигла прокатное отделение компании «Рольф». Его оторвали, что называется, «от сиськи» — и сегодня «Рольф-Прокат» переживает тяжелейший кризис.

Кстати, примеры независимых станций проката есть как раз в российской сети Hertz. Например, станцией Hertz в Самаре владеют профессиональные юристы, а в Москве бренд Hertz представляет компания, фрахтующая суда.

Полоса препятствий

Как уверяют сами прокатчики, рынок аренды иномарок мог бы быть еще более привлекательным, если б не две вещи. В прокатной сети западных компаний принято брать в качестве платежного средства только кредитные карты — они позволяют практически гарантированно получить с клиента деньги за предоставленные услуги или за нанесенный ущерб. На Урале кредитные карты — диковинка. Елена Колесникова, менеджер по продажам «Europcar Екатеринбург»: Кредитки пока есть не у всех, хотя город и пытается прослыть современным мегаполисом. Эта услуга относительно новая. Порой даже банки сталкиваются с проблемами, обслуживая владельцев карт. Поэтому мы пока оставляем за собой право выбирать в каждом конкретном случае: принять наличные от клиента или нет.

Однако гораздо больше проблем прокатчикам доставляет врожденная склонность некоторых россиян к противоправным действиям. Ни одна местная компания не выдает клиенту машину сразу после того, как он предъявит паспорт, права и кредитную карту. Обычно сотрудники станции берут тайм-аут на 1-2 часа, во время которого клиента пробивают по «черным спискам», проверяют кредитку и т.д. Во всех рекламных проспектах прокатчики пишут, что могут отказать клиенту в услуге без объяснения причин. Елена Колесникова: У нас пока случай отказа был всего один. Пришел такой человек из цикла «Бригада». У него даже была кредитная карта, но она так и не понадобилась — мне сразу показалось, что клиент неблагонадежен. Отказать клиенту мы можем по самым разным причинам на наше усмотрение: запах алкоголя изо рта, неопрятный внешний вид и т.д.

Поскольку прокат автомобилей в России — бизнес повышенного риска, это выливается и в высокие цены. По статистике, в России стоимость аренды иномарок процентов на 20 выше, чем за рубежом — тарифы на прокат машин напрямую зависят от стоимости страховки. А она съедает половину прибыли от аренды автомобиля. Но иначе, утверждают прокатчики, нельзя. Этим же объясняются и более жесткие требования. За границей человек берет машину в одной стране и спокойно переезжает в другую. В России же при заключении договора аренды приходится специально оговаривать и район передвижения, и пробег автомобиля в сутки.

Перспективный парк

Несмотря на все сложности, у рынка аренды иномарок хорошие перспективы. О востребованности этой услуги говорит хотя бы тот факт, что загрузка екатеринбургской станции Hertz, по словам г-на Магурина, достигает 75%. То есть автомобильный парк компании — 12 автомобилей — ездит 75% возможного времени. В Europcar этот показатель пока меньше. В отделе продаж компании сказали, что клиенты заказывают 1-2 машины в день. «Hertz Екатеринбург» начинал с двух машин и сумел за полтора года увеличить автопарк в шесть раз. Europcar уже сейчас оперирует двенадцатью и планирует увеличивать количество машин.

Большую часть — от 60-80% — клиентуры местных автопрокатных станций составляют именно российские клиенты. Более того, в «Hertz Екатеринбург» утверждают, что в преддверии чемпионата Европы по футболу на компанию обрушился просто шквал звонков уральцев, желающих забронировать машины на португальских станциях Hertz.

С ростом въездного туризма и открытием в Екатеринбурге новых офисов иностранных компаний число арендаторов будет только расти, а действующие станции могут и не справиться. Эксперты полагают, что в ближайшие год-полтора следует ожидать прихода новых игроков. Если не мировых брендов, то известных московских компаний — Global National, «Гринлайн», «Скарлет», «А.М. Рент», Delta rent-a-car и др.

Не стоит забывать и про корпоративных клиентов, битва за которых еще впереди. Многие компании сегодня отказываются от собственного автопарка — слишком хлопотно и дорого содержать машины, платить зарплату водителям. Коммерсанты предпочитают отдавать эту услуг в аутсорсинг. На Западе это весьма распространенное явление, многие прокатные компании имеют прямые договоры с крупнейшими корпорациями мира. Например, IKEA сотрудничает с Europcar. Программа корпоративного клиента предполагает некоторые привилегии в плане первоочередности предоставления машины, скидки, бонусы. И екатеринбургская станция уже готовится к грядущему появлению в городе торгового центра шведского концерна.

Обратная связь: kazarin@apress.ru

www.autorenta.ru

Сайт Российской Ассоциации прокатных компаний. Организация была создана в 2003 г. и объединила в своих рядах почти все основные российские национальные и франчайзинговые автопредприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров и сдачей автомобилей в аренду в России: Hertz, Sixt, Avis, Europcar, «Рольф-прокат», «Бизнес Кар», «Ольга», «Скарлет», «Пингвин-автомобили» и многие другие. Посетители найдут здесь справочную информацию по рынку автоаренды России, правовые документы и т.д.

www.naitiprosto.ru/prokat_avtomobiley.html

Удобный поиск станций аренды автомобилей для людей, направляющихся в Москву. Искать можно предложения фирм в каждом конкретном районе столицы: по станции метро, названию района, улице и другим ориентирам. В результатах указываются телефоны, адреса, web-страницы и e-mail.

http://rentacar.report.ru

Раздел, посвященный аренде автомобилей на известном экспертном портале Report.Ru. Сведущие в прокатном деле специалисты дают практические советы: где и как лучше арендовать автомобиль, каковы нюансы аренды машины в Интернете и т.д. Публикуются регулярные новости от прокатных компаний России.