Меню

Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent

Сергей и Алексей Никоновы. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«В советское время это было распространено, вспомним «Трое из Простоквашино», где герои взяли в аренду корову. Сейчас в Китае, например, можно взять в аренду друга или семью. И мы к этому придем».

Два года назад братья Алексей и Сергей Никоновы решили оставить строительный бизнес, который они называют «традиционным», и уйти в новую сферу — перспективную, относительно свободную и дающую возможность масштабироваться на Европу и Китай.

Изучали мировые тренды, вспоминает Алексей Никонов, упор делали на прогнозы — что будет развиваться через год-пять-десять-тридцать лет. В тот же момент братья организовывали корпоратив для своих сотрудников, снабженцы компании крутились, чтобы устроить запоминающийся праздник. Оказалось, дело это непростое: потребовалось потратить массу времени, чтобы найти все нужные атрибуты, например, батуты, и взять их в аренду. Бизнесмены поняли: единой площадки, где можно арендовать буквально все — от шариковой ручки до коня — нет. 

Моносервисы, такие как Booking или Airbnb, которые предлагают найти номер в отеле или квартиру, в наличии, а где взять в аренду, к примеру, стулья, игровые консоли, плазменные экраны, неясно. Приходится искать нужное в интернете, тратить уйму времени. Так нам пришла идея создать или купить портал, который бы объединял предложения арендных компаний. Нашли такой мы только в Украине, купили его у разработчиков. Деньги они запросили сравнительно небольшие — речь о сотнях тысяч рублей. Портал нам достался с пользователями, в основном он работал в Киеве, Одессе, Казахстане. Россия была не особенно охвачена, представлен был только Санкт-Петербург. Сайт нам очень помог на первом этапе: мы взяли оттуда саму идею, понимание, как создать каталог, рубрики, сделать поиск удобным и быстрым. Работа шла, но в один момент число посетителей зашкалило до такой степени, что сайт упал. Нам пришлось его закрыть и думать, что делать дальше, — рассказывает Алексей Никонов.

Братья решили создавать новый портал, платформу с нуля. Причем с прицелом на дальнейшее масштабирование бизнеса — нужно было сразу учесть потенциально возможные нагрузки на сайт, сложную архитектуру. Братья начали собираться команду разработчиков, как вспоминает г-н Никонов, искали программистов по всей России, если команда не справлялась — меняли. В общей сложности, говорит бизнесмен, пришлось уволить три команды разработчиков. В итоге подобрали квалифицированных специалистов, которые смогли написать код по последнему слову программирования. Профессионалы и код стоили братьям Никоновым недешево, речь о сотнях миллионов рублей, говорят они.

Сейчас основной костяк программистов, которые занимаются серверами и кодом, работает непосредственно в Екатеринбурге, часть физически находится в Москве, прототипировщики — в Питере, потому что в городе найти специалистов нужного уровня не удалось. Из культурной столицы также трудится директор по ИТ-технологиям — его переезд в Екатеринбург обошелся бы в слишком большую сумму, говорит г-н Никонов.

Работа строилась так, как описано в учебниках: братья взяли гипотезу, провели оценку рынка, поняли, что он крайне велик и только начинает расти. После начали прототипировать портал, затем на основе прототипа сделали базовую версию. Потом —  мобильное приложение. На это ушло порядка года, рассказывает Алексей Никонов. Не обошлось без криминала: в один из моментов киберпреступники украли у портала доменное имя и могли похитить самое ценное — код, но бизнесменам удалось быстро все запатентовать. Сейчас по делу о краже домена идет следствие, но движется оно небыстро. Проблема в том, поясняет г-н Никонов, что следователи не вполне понимают, как действовать:

Если украли мешок картошки, вопросов не возникает — есть объект собственности, он понятен. А похищенное доменное имя вызывает большие трудности. Многое, что связано с интернетом, в принципе пока непонятно с правовой точки зрения, приходится ходить по грани между «можно» и «нельзя». До формирования цифровой экономики в России еще далеко.

Но самым сложным при создании проекта было не прогнуться под программистов, говорит бизнесмен. Специальных знаний в этой сфере у братьев не было, ранее они изучали радиоаппаратостроение, и там ИТ не пахло — учили паять схемы, собирать радиоприемники. 

«Конечно, когда мы занялись порталом, то много читали по теме, я понимал основы программирования, но не был в теме глубоко. И четко знал: есть масса примеров, когда человек, далекий от ИТ, вложился в перспективный ИТ-стартап и прогорел. Потому что программисты — ребята очень талантливые, творческие, но пока не научились зарабатывать. Они далеки от денег, и если слепо за ними следовать, то бизнеса не получится. И нам нужно было не прогнуться под их темпы и представления о прекрасном. Мы говорили: «В течение трех месяцев нам нужно мобильное приложение», на что нам в голос отвечали: «Это нереально!». Я говорил: «Реально! Давайте искать варианты», — рассказывает Алексей Никонов.

Повезло, что на ИТ-конференциях мы познакомились с рядом экспертов — они знали, какой продукт мы создаем и совершенно бесплатно консультировали — подсказывали, где наши ребята лукавят. А программисты народ такой — делают так, чтобы было удобно им. Причем это совсем не значит, что в итоге будет комфортно и нам с вами. Им, например, удобно смотреть в монитор с очень близкого расстояния, а большинство простых пользователей все же сидят дальше от компьютера. И нужно следить, помнят ли программисты об этом при создании портала. В общем, в итоге все удалось, сейчас команда видит результаты своего труда, 

Портал начали запускать в сентябре 2017 г. — сначала проверяли гипотезу монетизации, тестировали ее на пользователях — начали приглашать на портал арендные компании, создали сервис так, чтобы им было удобно, и возникла ценность работать с OneTwoRent. У портала подписная система: пользователь размещается на сайте, платит определенную сумму и получает пакет услуг. Всех пользователей портала проверяют, говорит бизнесмен, для клиента это означает, что владельцы всех вещей «живые» и точно базируются в местах, которые указали. Это позволяет экономить время при поиске необходимого.

Помимо арендных компаний на портале ежедневно регистрируются по три-четыре частника — обычные люди, которые хотят заработать на своих вещах. Как говорит Алексей Никонов, портал учит таких пользователей правовым аспектам — как сделать акты приемки, ответственности, чтобы превратить шеринг в «более-менее бизнес». Особенно выгодно сдавать детские товары, например, автокресла — на них высокий спрос. Также хорошо идут ноутбуки на час, электроинструмент, спортинвентарь — велосипеды и беговые дорожки, которыми начинают бойко интересоваться по весне. 

Сейчас пошел тренд на животных. В основном их арендуют на время фотосессий, но бывает, что берут попробовать — справятся ли с содержанием. В этом плане большой спрос на енотов — возьмут на неделю, поймут, что зверьки разносят весь дом, и сдают обратно. Вообще люди быстро учатся брать в аренду, даже не то что учатся, а вспоминают. В советское время это была распространенная практика, вспомним хотя бы мультфильм «Трое из Простоквашино», где герои взяли в аренду корову. А молодежь в принципе перестала привязываться к месту и вещам, им нужна свобода, функция вещи. Проще прилететь в другой город налегке и взять в аренду все, что может понадобиться — от фотоаппарата и автомобиля до зонта или плаща. У нас на портале можно арендовать практически все, кроме жилой недвижимости, — говорит Алексей Никонов. 

А вот для коммерческой недвижимости команда продукт создала: «Офисы подобрать можно. А в сфере жилья мы пока не можем быть полезны — есть определенные устои, как люди берут в аренду квартиры, и мы их на сегодня изменить не можем. Но ничто не стоит на месте. В Китае вообще можно арендовать друга или семью. У нас правовой формы для подобного в государстве нет, но в целом тренд на аренду огромный».

И приводит статистику: в 2017 г. рынок шеринга вырос на 20% к 2016 г., в этом году рост ожидается на уровне 30%. Как говорит бизнесмен, в этой сфере начинают крутиться большие суммы. На ближайшие 30 лет братья прогнозируют стабильный поступательный рост шеринга по всему миру и намерены развивать свой портал. Сейчас OneTwoRent работает в 45 городах России и Казахстана (охвачены все города-миллионники и города с населением не менее 300 тыс. человек), дальше планируется увеличивать число рубрик, недавно, например, добавились секс-игрушки, и полностью закрыть российскую потребность — а она велика, отмечает Алексей Никонов:

Рынок настолько свободен, что не хватает арендных компаний. К примеру, в Челябинске практически невозможно взять в аренду мужской костюм, а запросы такие приходят регулярно. Мы предлагаем организовать доставку из Екатеринбурга — какой-то выход. Но надеемся, что люди начнут организовывать такой «домашний» бизнес и зарабатывать хотя бы на отпуск на сдаче вещей в аренду. 

На точку безубыточности братья Никоновы рассчитывают выйти в сентябре 2018 г., а окупаемость портала должна начаться во втором квартале следующего года. Это если говорить о российском рынке, подчеркивает г-н Никонов. Дальнейший план — выход в Китай, где бизнесмены хотят занять часть рынка. Согласно плану, в Поднебесной будет работать отдельная команда — маркетологи и переводчики — которые начнут взаимодействовать с лидерами рынка и готовить экспансию. Также OneTwoRent намеревается зайти в Европу — сначала братья хотят охватить все англоязычные страны, затем зайти в испаноязычные и т. д. 

Поначалу рассчитываем предлагать бесплатные пакеты монетизации, чтобы показать пользователям удобство сервиса и приучить их к нему, затем начать зарабатывать. Нам делали оценку рынка в Лондоне, оказалось, в Европе порталов подобного уровня нет, разве что небольшие конкуренты, и то только в одной стране. Так что хотим начать экспансию после футбольного Чемпионата мира — в Россию, в Екатеринбург приедет много европейцев, и уж мы постараемся познакомить их с нашим продуктом. Я не питаю иллюзий, понимаю, что будет нелегко. Совсем просто нам не было никогда, и до сих пор есть моменты, которые приходится исправлять, где-то мы проваливаемся, начинаем заново. Но, я считаю, главное — поставить цель. И маленькими шагами идти к результату, — резюмирует Алексей Никонов.

Фото: Игорь Черепанов, DK.RU