Меню

«Если не вмешается Путин, через 10 лет российский ритейл будут контролировать иностранцы»

Иллюстрация: архив DK.RU

Самое страшное — не борьба между федеральными и региональными сетями, а то, что в стране скоро просто не останется отечественной розницы, считает депутат екатеринбургской думы Олег Хабибуллин.

Управляющий партнер компании Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко в недавнем материале на DK.RU фактически предрек скорую смерть оставшимся на плаву региональным торговым сетям. Если свердловские ритейлеры не сменят тактику конкурентной борьбы, они проиграют федеральным игрокам с их большими возможностями и низкими ценами, уверен эксперт. 

Олег Хабибуллин, бывший ритейлер, а ныне — депутат думы Екатеринбурга, считает, что позиция г-на Потапенко относительно предрешенного результата борьбы местной розницы с федералами в сегменте дискаунта и супермаркетов абсолютно не стыкуется с реалиями. А опасность для регионов в частности и российской торговли вообще представляют не сами федеральные сети, а их готовность продаться иностранцам.

— Г-н Потапенко говорит о том, что местные сети по уровню цен не могут конкурировать с федеральными игроками, а в этом году серьезным испытанием для малого и среднего бизнеса стало введение кассовых аппаратов. Но основная проблема российского ритейла куда глубже традиционного противостояния регионалов и федералов, о котором говорят не один год. 

На самом деле, у местных игроков хватает конкурентных преимуществ. Они лучше знают потребности местного потребителя и региональных поставщиков, абсолютное их большинство работает на собственных площадках, в то время как федералы вынуждены сражаться за аренду удобных помещений, завышая арендные ставки.

Да и цены у местных ритейлеров часто ниже, чем у федералов. Например, у «Магнита» с ассортиментом 900 товаров и недружелюбным персоналом цены уже года два как не самые низкие. Я уже не говорю про сети типа «Окей» и «Лента» — стоимость товаров там просто отвязная! 

Требования законодательства и государства к торговым сетям, которые в качестве примера негативного фактора для развития регионалов приводит автор, одинаково бьют по всем участникам рынка. Любые изменения закона, требующие от ритейла каких-то новых капвложений, вынуждают игроков идти на пропорциональные затраты. Если в небольшой региональной сети нужно заменить тысячу кассовых машин, то в федеральной — десять тысяч, и процент от выручки, который пойдет на это, будет примерно одинаковым.  

Важно другое — источник покрытия этих затрат. И вот тут самое интересное. Почему, вы думаете, все федеральные российские сети — это давно публичные компании, продающие свои акции на бирже? Потому что увеличение стоимости их акций всего на 0,01% покроет все их затраты. Они уже привыкли зарабатывать на своей капитализации, а не на самой розничной торговле как операции. Именно это и убивает местный ритейл в ценовой войне. И одновременно — уничтожает этот сегмент российской экономики вообще. 

Дело в том, что крупный федеральный сетевой бизнес, не мечтая стать глобальным, как, например, WalMart, наращивает капитализацию за счет роста выручки и дислокации не только для того, чтобы покрывать собственные затраты, но и для того, чтобы впоследствии продаться иностранцам.

То, что почти все крупные компании оценивают себя и даже ведут переговоры с иностранными сетями, — давно не секрет, некоторые  хозяева федеральных сетей сами открыто признаются в этом.

Я знаю, что крупные зарубежные компании и даже такой гигант, как WalMart, интересуется нашим рынком. В России иностранцам очень удобно работать: ведь у нас понятное законодательство, развитое производство своих продуктов, большая емкость рынка в европейской части страны, хорошая логистическая инфраструктура и... слабые профсоюзы. Где лучше? 

Слышал, что иностранцы не рассматривают в качестве приобретения компании с капитализацией менее $300 млн и малой долей рынка. Поэтому сегодня почти все федеральные сети одержимы капитализацией и увеличением доли рынка. На некоторых улицах на протяжении одного километра можно увидеть несколько магазинов одной торговой сети. В данном случае им важно не сколько они выручат, а какую долю с помощью новых торговых точек сети удастся занять. 

И, если не вмешается президент, через 5-10 лет 70% розничной торговли будет принадлежать иностранцам, как это уже произошло с некоторыми отраслями российской экономики.

А потеря национальной розничной сети, даже ее 40-50%, почти автоматически угробит как минимум такие секторы экономики, как пищевое производство, пищевое машиностроение, все сельское хозяйство и, конечно же, «бонусом» — малый бизнес, производящий и продающий в регионах продукты питания. 

Это не плод моего воображения. Лет десять назад я проехал по ряду бывших соцстран, которые когда то славились своими товарами: Болгария — плодово-овощной продукцией, Румыния — одеждой и текстилем, Чехословакия и Польша — продукцией машиностроения и сельского  хозяйства. Причем там даже в советское время был развит частный малый бизнес! Но уже в начале 2000-х от всего этого не осталось и следа. В Болгарии, например, закрыты почти все плодово-овощные и молочные комбинаты, машиностроение ликвидировано, все сельское хозяйство продано немцам и австрийцам. Обращаю внимание, что  все это происходило на фоне планомерной передачи-продажи национальных розничных сетей этих стран иностранцам. 

В итоге, как бы плачевно это ни звучало, все это приводит к социальным сдвигам и демографическим коллапсам. В этих странах значительная часть работоспособного населения уехала работать за границу, а рождаемость неуклонно падает. Вот к чему приводит передача не только банков и промышленности, но и каналов сбыта национальной продукции иностранцам. 

Поэтому для ритейла и страны в целом важно не «кто победит» — игрок из Краснодара или сеть с московской пропиской, а какая доля сетей останется российской. Если нам не удастся сохранить отечественную торговлю, нас ждет обрисованное мной незавидное будущее.