Меню

Гены против воспитания: что на самом деле определяет способности и возможности человека

Иллюстрация: pixabay.com

Наша генетика каким-то образом гарантирует нам умение читать, но все читают по-разному. И тут на первый план выходит воспитание и потребность в хорошем учителе. Что влияет сложнее и какая взаимосвязь?

Профессор генетики и нейробиологии Кевин Митчелл и профессор когнитивного развития юта Фриз рассуждают о том, что сильнее влияет на способности человека, гены или воспитание.

Вопрос о том, что в большей степени определяет поведение человека — гены или окружающая среда, — обсуждается на протяжении веков.

В последнее время ученые все реже занимают полярные позиции и все чаще склоняются к тому, что гены и окружающая среда на самом деле взаимосвязаны и могут усиливать друг друга.

Возьмем грамотность. Визуализация языка — одно из самых выдающихся достижений человечества. Чтение и письмо имеют основополагающее значение для нашей способности процветать в современном мире, однако некоторым людям трудно учиться. Причин этому много, включая дислексию, нейрологическое расстройство развития. Но оказывается, что ни гены, ни окружающая среда не несут полной ответственности за различия в способности к чтению.

Генетика и неврология чтения

Чтение — это культурное изобретение, а не умение или функция, которые сформировались в результате естественного отбора. Письменные алфавиты возникли в Средиземноморье около 3000 лет назад, но грамотность стала широко распространенной только в XX веке. Использование алфавита нами, однако, запрограммировано природой. Активное распространение грамотности привело к развитию мозговой схемы, которая связывает визуальный и слышимый языки, посредством буквенно-звукового отображения.

Как показало сканирование мозга, эта «сеть чтения» проявляется у людей практически в одном и том же месте. Она формируется, когда мы учимся читать, укрепляет связи между областями мозга,  отвечающими за язык, речь и «область визуальной формы слова».

Построение базовой схемы каким-то образом закодировано в нашем геноме: человеческий геном кодирует набор правил развития, которые, если их воспроизвести, приведут к появлению сети.

Но в геноме есть вариации, которые ведут к вариациям в развитии и функционировании этих схем. Это значит, что у людей есть индивидуальные различия в способностях. Способность к чтению в значительной степени передается по наследству среди основной части популяции, дислексия чаще всего имеет генетическое происхождение.

Однако это не значит, что есть некие «гены чтения». Есть генетические изменения, которые влияют на то, как развивается и функционирует мозг. Некоторые варианты этих изменений по неизвестным причинам влияют на говорение и чтение человека.

Читайте также: Хотите читать — читайте. Нет? Слушайте. Как наш мозг воспринимает информацию

Окружающая среда тоже имеет значение

Но гены не отвечают за все. Нельзя забывать, что опыт и активное обучение необходимы для изменений в мозге, особенно за те, которые отвечают за чтение.

Как показали исследования, чаще всего проблемы с грамотностью сопровождаются трудностями в фонологии — способности сегментировать и манипулировать звуками речи. Люди с дислексией также, как правило, долго не разговаривали в раннем детстве, они медленнее, чем другие люди, называют объекты. Это также относится к письменным символам и связывании их со звуками речи.

На первый план в этой ситуации вновь выходит воспитание. Трудности в обучении чтению и письму особенно заметны в языках со сложными грамматическими и орфографическими правилами, таких как английский. Гораздо менее очевидны они в языках с более простой системой правописания, таких как итальянский. Тесты по фонологии и называнию объектов, однако, обнаруживают дислексию и у итальянцев.

Получается, что отличия, присутствующие в мозге с дислексией, вероятно, везде одинаковы, но отличаются в разных системах правописания.

Усиление и циклы

Традиционно гены и воспитание противопоставляют друг другу. Но на самом деле воздействие окружающей среды и опыта заметно усиливают наши врожденные предрасположенности. Это связано с тем, что врожденные предрасположенности влияют на наше субъективное восприятие событий и на реакцию, а также на то, как мы выбираем опыт и окружающую среду. Если вам что-то легко дается, вы, скорее всего, захотите заниматься этим.

Особенно явно эта динамика прослеживается в отношении чтения. Дети, которым легко дается чтение, читают с большим удовольствием. Чем больше они читают, тем лучше становятся их навыки, делая опыт более полезным. У детей, чьи способности к чтению не слишком хороши, наблюдается обратное: они стараются читать меньше, со временем все сильнее отставая от сверстников.

Но этот круг можно разомкнуть. Как показывает пример чтения на итальянском, воспитание может смягчить последствия неблагоприятной генетической предрасположенности. Хороший учитель знает, как использовать поощрение и может помочь тем, кто плохо читает, разрешая сокращения и помогая с мнемоникой для правописания. Так люди с дислексией могут стать хорошими читателями и наслаждаться процессом. Поощрение и практика усиливают друг друга, что приводит к большей мотивации и большим стараниям — выходит положительная спираль.

Получается, что вместо того, чтобы воспринимать природу и воспитание как непримиримых противников, нужно смотреть на них как на звенья одной цепи, в которой положительное влияние одного фактора увеличивает положительное влияние другого, приводя к улучшению ситуации в целом. Конечно, этот же принцип работает и с отрицательным влиянием, так что циклы могут быть как добродетельными, так и порочными.

Признание этой динамики дает нам силу разорвать эти циклы как в нашей собственной жизни, так и в обществе и культуре.