Меню

Государство - на нефтяников, нефтяники - на население. Как будет пополняться бюджет 2017?

Правительство и нефтяники рассматривают вариант, при котором часть налоговых изъятий из нефтяного сектора, планируемые для пополнению бюджета-2017, может быть переложена через акцизы на потребителей.

Рассматривается возможность того, что примерно половина из 200 млрд руб. дополнительных платежей пришлась бы не на рост НДПИ на нефть, а на повышение акцизов. Это решение ослабит давление бюджета на инвестпрограммы нефтекомпаний, но может привести к росту цен на топливо.

Накануне, 14 сентября, на многочасовом совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича представители профильных ведомств и нефтекомпаний решали, как лучше изъять у отрасли 200 млрд руб. дополнительных налогов, чтобы закрыть часть дыр в бюджете 2017 года. озвученные варианты стали известны «Коммерсанту».

Исходно Минфин предложил просто повысить базовую ставку НДПИ на нефть на 2017 год примерно на $1 на баррель (с 473 руб. на тонну до 1392 руб.). это позволило бы отрасли собрать дополнительно 238 млрд рублей, с учетом снижения налога на прибыль чистые поступления в бюджет составили бы примерно 200 млрд руб. еще около 55 млрд должны поступить в результате роста экспортной пошлины на мазут (с 82% от ставки пошлины на нефть до 100%), однако они Минфином уже учтены. Попытки «Роснефти» отсрочить повышение мазутной пошлины, по словам собеседников издания, ни к чему не привели.

Нефтяники, однако, выступили с альтернативной идеей. Они предложили увеличить ставку НДПИ не так сильно, заместив это ростом акцизов на топливо. По факту это значит, что налоговую нагрузку частично переложат на потребителей. Сейчас ставки акцизов на бензин и дизельное топливо составляют 10,13 тыс. и 5,29 тыс. руб. на тонну, они должны снизиться в 2017 году до 7,43 тыс. и 5,09 тыс. руб. Нефтяники предлагают в 2017 году акцизы не снижать. Это даст бюджету дополнительно 97-100 млрд руб., НДПИ может вырасти лишь на 243 руб. Есть и вариант роста акциза на дизельное топливо примерно на 1 руб. на литр, что позволит увеличить НДПИ всего на 128 руб.

Такой вариант выгоден прежде всего тем компаниям, у которых добыча нефти существенно превышает ее переработку — «Роснефти», «Сургутнефтегазу», ЛУКОЙЛу, а также маленьким компаниям, у которых вообще нет переработки. В целом же, говорят собеседники «Коммерсанта» в нефтекомпаниях, они все заинтересованы в возможности уменьшить рост НДПИ за счет акцизов. Это выгодно, так как на последующее снижение НДПИ никто не надеется, a шансы на уменьшение акцизов существуют. Кроме того, если нефтяники согласятся на рост НДПИ, ничто не мешает Минфину в начале 2017 года инициировать незапланированный рост акцизов, как это уже произошло в 2016 году. Если поднять акцизы сейчас, снова сделать это в течение года будет сложнее из-за риска резкого роста цен на топливо. НДПИ по закону в течение года изменить нельзя.

Есть и третий вариант, который также предложили нефтяники: вообще не повышать НДПИ, собрав требуемую бюджету сумму за счет сохранения акцизов на уровне 2016 года и экспортной пошлины. Чтобы это реализовать, нужно увеличить ставку пошлины примерно на 450 руб. на тонну. По действующему закону в рамках налогового маневра коэффициент в формуле экспортной пошлины на нефть должен снизиться в 2017 году с 42% до 30%. Собеседники «Коммерсанта» говорят, что необходимый рост пошлины эквивалентен примерно 4 п. п., то есть коэффициент может составить 34%. При этом большинство собеседников издания сомневается, что эта схема пройдет.

«Представители Минфина на совещаниях не раз говорили, что они не хотят больше связываться со ставкой пошлины»,— сказал один из источников.

Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» полагает, что для потребителей вариант с небольшим ростом НДПИ и повышенными акцизами будет самым болезненным.

«Мы получим ситуацию, при которой экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты снизится, а акцизы не снизятся или даже вырастут, что соответственно приведет к росту netback и привлекательности экспорта»,— отмечает он.

Это значит, что баланс цен на топливо между внутренним рынком и экспортом может быть достигнут только на более высоком ценовом уровне, чем в этом году. В 2016 году акцизы выросли почти на 3 руб. на литр, но нефтяники смогли переложить в конечную цену топлива только чуть более рубля. Источники в нефтекомпаниях говорят об этом как о «социальной ответственности бизнеса», однако многие на рынке полагают, что в реальности медленный рост цен на топливо отражает соотношение спроса и предложения. Из-за низких цен на нефть экспорт в 2016 году оставался менее привлекательным. Турукалов полагает, что сейчас многое зависит от стоимости нефти в 2017 году — если она будет расти, внутренние цены на топливо очень быстро потянутся следом.