Меню

Греф, бюджет и правительственный кризис

Важнейшее событие прошедшего месяца – принятие Госдумой во втором чтении законопроекта о единой ставке подоходного налога в 13% и законопроекта о введении единого социального налога с регрессивной

Важнейшее событие прошедшего месяца – принятие Госдумой во втором чтении законопроекта о единой ставке подоходного налога в 13% и законопроекта о введении единого социального налога с регрессивной шкалой. Введение единого социального налога будет способствовать развитию предпринимательства, т.к. социальные фонды перестанут устраивать проверки на предприятиях, а за сбор социального налога будут ответственны только налоговые органы. В то же время, налоговая реформа ухудшает положение малого бизнеса, главным образом, в результате применения вмененного налога и планируемого распространения взимания НДС на индивидуальных предпринимателей.Во второй половине июня законодатели сосредото-
 чились, главным образом, на реформе государствен-
 ного управления, и поэтому было рассмотрено относительно немного экономических законопроектов. Существует опасность, что налоговые законопроекты не будут приняты вовремя и в 2001 году будет действовать старая налоговая система. В целом, несмотря на декларативные заявления различных официальных лиц, пока что нельзя утверждать, что снижение налогового бремени действительно произойдет.
Герман Греф предсказывает кризис в случае, если бюджет и налоговые предложения правительства не будут приняты Советом Федерации. «Не будет никого: ни губернаторов на следующий срок, ни этих депутатов, ни этого правительства, потому что следующего кризиса уже никто не вынесет». Министр предсказывает, что этот кризис будет гораздо худшим, чем кризис 1998 года, и значительно более затяжным. К этому прогнозу стоит прислушаться: у федеральной власти обострились отношения не только с Советом Федерации, но и с крупнейшими корпорациями и их владельцами, что связано с публичными выступлениями силовых структур. Противостояние власти и бизнеса провоцирует микро-кризис во внутренней политике и может сильно ухудшить перспективы начатых Путиным реформ.
Возможный кризис может стать для Путина поводом сменить правительство осенью. Гораздо хуже, если смены правительства не произойдет, но власти продолжат борьбу с корпорациями. Тогда политический кризис перерастет в финансовый – для этого совсем не обязательно иметь экономический спад. В ответ на прессинг корпорации могут быстро снизить возврат выручки из-за рубежа, показать падение объемов продаж, а значит, уменьшить платежи в бюджет. В результате таких действий уже через полтора месяца правительство окажется на лопатках. Такой сценарий может развернуться в октябре.
Правительство попытается удержать ситуацию, и ключевым вопросом для него становится исполнение бюджета, который во второй половине года имеет все шансы сохранить бездефицитность. Правительство рассматривает бездефицитную бюджетную политику как ключевой принцип антикризисного управления страной. А денежно-кредитная и валютная политика идут в кильватере бюджетных проблем.
Теперь очень важно, чтобы бюджетная политика правительства оставалась сдержанной и даже жесткой – еще более жесткой, чем она была с осени 1999 года. Оценивая, во что обойдется нам всем бездефицитный бюджет до конца года, мы ожидаем, что:
– Физический рост объемов производства в первом полугодии и высокие цены на экспортное сырье могут дать до 5% прироста доходов федерального бюджета к существующим 85 млрд руб. в месяц (в процентах к ВВП сейчас это составляет больше 14%) – таков оптимистический вариант прогноза Минфина. Конечно, нефть для этого не должна слишком значительно падать в цене.
– Пока нет определенных данных, что во второй половине года доходы бюджета будут увеличиваться за счет роста прибыли поставщиков продукции для экспортеров, отмены налоговых льгот для предприятий (а доля неденежных платежей в налоговых поступлениях снизилась почти до нуля). Можно только предположить, что рост доходов будет иметь место.
– Исчерпана возможность роста доходов бюджета за счет девальвации. Практически исчерпан и еще один фактор роста госдоходов – перераспределение налоговых платежей из региональных бюджетов в центр.
– Внешние заемные средства во втором полугодии будут много меньше запланированных, если они вообще будут. Согласно Закону о бюджете, они должны были бы составить $ 6 млрд, из которых 2,6 млрд – кредиты МВФ. Судя по развитию событий, на деньги МВФ правительству не стоит надеяться совсем.
– Возможны, правда, займы на внутреннем рынке. Минфин предусмотрительно не прибегал к ним до середины второго квартала и, согласно Закону о бюджете, имеет право во втором полугодии разместить заем на 22,5 млрд руб. В случае, если этого хватит на покрытие расходов и правительству не придется занимать у ЦБ больше $ 1 млрд в течение полугода, мы будем считать бюджетную политику эффективной.
– Правительство может предпочесть внутренним займам прямые кредиты со стороны Центробанка (обслуживание ГКО стоит слишком дорого). В этом случае нам обеспечен дополнительный рост ликвидности рубля; сам он ослабнет до 30 руб. за доллар уже к ноябрю; подскочит инфляция. Но это маловероятный пессимистический сценарий.
– Правительство готово в очередной раз сократить расходы, если цены на основное экспортное сырье (нефть, газ, целлюлоза, сталь, цветные металлы, химикаты и удобрения, золото и алмазы) упадут к уровню июля. Сокращение расходов ограничено необходимостью финансировать долгий отопительный сезон, военные действия на Кавказе, масштабные работы по восстановлению Чечни. Начавшиеся реформы также надо финансировать из бюджета, если Путин не хочет упустить инициативу. С другой стороны, перечисленные бюджетные расходы запланированы в номинальном выражении и могут быть профинансированы за счет эмиссии.