Меню

Игра в номерки

После бала По официальным данным, в 1999 году в России существовало 365 лотерей. Большая их часть относится к моментальным, остальное — к тиражным, в том числе — числовым и электро

Становление лотерейного рынка только начинается. Профессионалы скажут, что при стабильной экономической ситуации он сформируется лет через пять. Специфика бизнеса определяется словом демонополизация, ибо государственных лотерей, как таковых, сегодня не существует. Если при Советской власти все спортивные лотереи проводились под эгидой Спорткомитета - сначала Союза, потом — России (то есть, под присмотром государства), то сегодня этим занимается Олимпийский комитет, к государственным органам отношения не имеющий. Среди других учредителей преобладают общественные организации и частный концерн "Милан". Единственным представителем государства можно считать МЧС России, получившее лицензию на проведение телевизионной лотереи "Бинго-шоу".

После бала
По официальным данным, в 1999 году в России существовало 365 лотерей. Большая их часть относится к моментальным, остальное — к тиражным, в том числе — числовым и электронным. 52 оргкомитета лотерей упоминаются в последнем Вестнике "Объединения реализаторов лотерей России (ОРЛ)", живы и продолжают действовать лишь 10-12. Остальных скосил кризис. Но есть мнение, что и это количество было бы хорошо сократить (например, еще раза в два), потому что суммарное количество продаваемых лотерейных билетов год от года почти не меняется. И когда на рынок выходит большое количество операторов, доля каждого из них начинает таять. В первую очередь это касается моментальных лотерей: при ограниченной платежной способности населения их операторы делят один и тот же пирог, и оборачиваемость вложенных средств падает в 2-3 раза. Сегодня 18 филиалов "Лотереи "Шанс" распространяют около 15 видов билетов. В лучшие времена на их долю приходилось до 40-50% оборота всех моментальных лотерей в России, но сегодня эти показатели снизились вдвое. При этом затраты на производство заметно возросли: чтобы не уступать позиций, вместо трех лотерей приходится выпускать 15.
Ситуацию с тиражными лотереями, розыгрыши которых транслируются по телевидению, лучше всего иллюстрируют цифры. Так, по данным ОРЛ, реализация билетов числовых лотерей "6х45" и "5х36" в 1999 году по сравнению с 1998 годом сократилась соответственно на 39,42% и 18,42% — в первую очередь потому, что розыгрыши тиражей исчезли с телевизионных экранов. Все утраченные проценты прибрало к рукам регулярно выходящее в эфир "Русское лото". Теперь, по мнению экспертов, лотерея "Золотой ключ", имеющая, кстати, статус муниципальной, составит "Русскому лото" серьезную конкуренцию. А осенью, когда появится телевизионное "Бинго-шоу", будет видно, кто чего стоит на самом деле.
В сравнении со столицей Екатеринбург и Свердловская область выглядят неплохо. В 1999 году первые места по реализации моментальных лотерей распределились так:
1. Московское муниципальное предприятие спортивных лотерей — 7 246 151,7 руб.;
2. ОАО "Московские лотереи" — 6 515 739,2 руб.;
3. ОАО "Екатеринбургские лотереи" — 5 955 071,8 руб.
Перспективы радуют: при положительной динамике продаж можно говорить о стабилизации. По данным ОАО "Екатеринбургские лотереи", в 1999 году билетов реализовано в два раза больше, чем в кризисном 1998. Если сравнивать первые три месяца 2000-го с аналогичным периодом 1999-го, получится то же самое.
80% всей прибыли приносит "Русское лото". Еще 5% дают "Спортлото" и "Спортпрогноз", а остальные 15% — моментальные и электронные лотереи. Хотя во всем мире популярностью пользуются как раз числовые. И это справедливо: чтобы стереть защитный слой, много ума не надо, а угадать исход матча "Спартак" — "Зенит" может лишь тот, кто точно знает, что "Спартак" — чемпион и последние 5 лет "Зениту" не проигрывал.

Цели и средства
Все участники лотерей делятся на игроков, учредителей, операторов и реализаторов. Без игроков машина работать не будет: за их счет формируются призовые фонды и отчисляются деньги на благотворительность. А доброе имя учредителя служит гарантией целевого использования прибыли. Но педалями в этом велосипеде остаются ТОТ-КТО-ВСЕ-ОРГАНИЗУЕТ и ТОТ-КТО-ВСЕ-ПРОДАЕТ: оператор и реализатор.
Не считая региональных представительств московских лотерей (таких, как "Русское лото", например), всероссийских операторов в Екатеринбурге два: ООО "Лотерея "Шанс" (Всероссийское общество инвалидов") и предприятие "Медицина и экология" ("Конструктивно-экологическое движение России "Кедр"). А главным реализатором, контролирующим 80% рынка, остаются "Екатеринбургские лотереи".
В ожидании еще не принятого Закона о лотереях, Министерство финансов продлевает учредителям срок лицензий только на один год. Так было в 1999 и 2000 гг. Оптимисты уверены, что к осени первый или второй закон, наконец, утвердят, и, начиная с 2001-го, можно будет строить планы на будущее. Пока же все очень неопределенно, ибо в существующем "Временном положении о лотереях в РФ" много белых пятен.
Считается, что для пользы дела обе педали должен крутить кто-то один. Тогда все хорошие проекты будут реализованы полностью, и учредители получат больше денег в кратчайшие сроки. Учитывая, что доходность лотерей составляет от 80 до 120% от вложенной в нее суммы и даже в наших условиях может быть гораздо значительнее, здесь есть над чем задуматься. Взаимоотношения колес и педалей легче представить на примере моментальной лотереи. Ее экономика выглядит так: количество выпущенных билетов, умноженное на их номинальную стоимость, дает общий объем выручки, 50% которого составляет призовой фонд. До 10% затрачивается на изготовление билетов, около 5% поступает на финансирование добрых дел, 10% остается самому учредителю (из этих средств оплачиваются расходы: хранение, рассылка билетов, заработная плата сотрудникам и проч.), а последние 25% забирает реализующая организация. Эта цифра имеет тенденцию к росту (сравните: в 1991 году реализующие структуры получали 7-11% с оборота, в 1995 — 16-18%, в 1997 — 20-22%), что приводит к уменьшению прибыли (а значит, и отчислений на благотворительность), провоцируя разногласия между организаторами лотерей и распространителями билетов. Единственным выходом многие считают реставрацию монополии государства.
"Если раньше мы перечисляли ВОИ около 15% от наших доходов, — комментирует директор "Лотереи "Шанс" Александр Никитин, — то в 1998 году их доля уменьшилась до 12%, а в 1999 году — до 7-8%. Сегодня ситуация стабилизировалась".
Тем не менее желающих продавать билеты через сеть "Екатеринбургских лотерей" хватает. Помимо экономических кризисов, на их реализацию влияют только сезонные колебания, связанные с летними работами в садах и огородах, когда на субботы и воскресенья город вымирает, студенты разъезжаются, а у детей наступают каникулы. Пик продаж — с сентября по май включительно. Летом — провал. С региональными и муниципальными лотереями реализаторы предпочитают не связываться, полагая, что большинство из них нерентабельны.

Uno momento
Стоило государству отказаться от монополии на игровое поле, как тут же появились желающие испытать себя в новом качестве. Начав с азов, они быстро насытили рынок моментальными лотереями. Одно время в киосках продавалось от 90 до 120 видов разноцветных картинок, и человека с улицы такое разнообразие угнетало. Сегодня вклиниться в рынок трудно: количество моментальных лотерей сокращается, так как реализация отдельных проектов длится годами. Заглянув в киоск, вы можете обнаружить билеты, изготовленные до января 1998 года (цены на них проставлены в тысячах рублей). Это означает, что лотерея "встала".

Наибольшей популярностью пользуются дешевые моментальные лотереи и те, где есть привлекательный крупный выигрыш, называемый в обиходе "маяком". Пока был жив СССР, газеты регулярно печатали фотографии обладателей крупных призов — подобная практика распространена во всем мире. Однако с конца 80-х гг. наши люди от такой чести стали отказываться, лишив учредителей наиболее эффективной рекламы. И пока криминальная ситуация в стране не изменится, говорят они, все останется по-прежнему.
Не последнюю роль играет технология распределения выигрышей: купив 5 билетов и не получив ни копейки обратно, игрок скажет, что его обманули. Так, в одной лотерее был предусмотрен хорошо заметный "маяк": на миллион билетов приходилось 10 автомобилей. Однако мелких и средних выигрышей в билетах практически не было — весь фонд истратили на покупку машин, и реализация захлебнулась. Оптимальный вариант распределения призового фонда выглядит следующим образом: 10% — на крупные выигрыши, 30% — на средние и 60% — на мелкие.
Следующий фактор — цена. Если на лотке распространителя лежат рядом два билета одинакового размера и один из них стоит 5 рублей, а другой — 30, то покупатель предпочтет первый. Например, за 3 рубля билеты покупают не так охотно, как за 1, 2, 5 или 10. Объясняется феномен тем, что 3 — единственное число, не кратное 10, а покупателю проще истратить десятку без сдачи.
Размер тоже имеет значение: когда маленький билет стоит 2 рубля, а соседний с ним большего формата — рубль, игрок предпочтет большой. Плюс вероятность выигрыша: если один лотерейный билет рассчитан на вариант "да — нет", то другой может предложить (по крайней мере, теоретически) три возможности хоть что-нибудь выиграть.
"Моментальных лотерей мы продаем 100-200 тысяч билетов в год, — говорит генеральный директор "Екатеринбургских лотерей" Владимир Ширяев. — Если лотерейным бизнесом заниматься всерьез, то печатать новые билеты придется постоянно. Причем, желательно изготавливать всю номенклатуру — от самых дорогих до самых дешевых. Фирма, которая хочет работать долго, должна проводить одновременно 4-5 лотерей и ориентироваться на быструю оборачиваемость билетов, для чего, в свою очередь нужно быть классным специалистом".
Когда оборотных средств не хватает, оргкомитеты начинают экономить. Первый резерв — своевременность выплаты денег. Экспертизу счастливых билетов положено проводить в течение месяца: в киосках выплачиваются только выигрыши до 150 руб. Если же проведение экспертизы затягивается месяца на три, можно предположить, что средства из призового фонда были запущены на изготовление новых партий билетов.
С августа по декабрь 1998 года реализация всех лотерей в России находилась в точке замерзания. Наблюдалось резкое — почти вдвое — падение объемов продаж. Население приходило в себя, прикидывая, что с ним сделало государство. Но с декабря рынок начал восстанавливаться, и тогда возникли трудности с изготовлением билетов за границей. Тот, кто успел сделать запасы (как, например, Всероссийское общество инвалидов), не знал проблем еще полтора года. Потом начали оживать остальные.

Не включить ли нам печатный станок?
В США и Европе лотерейный бум пришелся на конец 70-х. Фабрики по изготовлению лотерейных билетов строили так быстро, что их возможности до сих пор превышают спрос, и это приводит к поглощению одних компаний другими. Если 5 лет назад крупных фабрик-производителей было около 25, то сегодня их уже меньше десятка.
90% билетов для российских лотерей делают за границей. Чаще всего в Германии, Франции, Швеции и Соединенных Штатах. Иногда — в Китае. Остальное допечатывают Минск и Калуга. Билеты денежно-вещевых лотерей могут выпускать фабрики Гознака, а полуфабрикаты для моментальных наши получают из-за границы, превращая их затем в конечный продукт. Разновидности типа "break-open" (билеты с окошками) и "rolled ticked" (билеты, скрученные трубочкой) освоили только иностранцы.
Теоретически российские типографии в состоянии наладить печатание лотерейных билетов — на отдельных листах, как в той же Калуге (производительность очень низкая), или рулонами, как это делают остальные. Со временем, полагают специалисты, необходимая техническая база появится и у нас, но прежде необходимо выставить таможенные барьеры: пока что заграница обходится нам дешевле.
Недорогая машина по производству билетов стоит 1 млн DM, но вкладывать такие деньги в специфичное производство типографии не спешат. Когда весь процесс — от изготовления билетов до их продажи — сосредоточивался в одних руках, у Госкомспорта был свой завод в Киеве, и полный ассортимент — хоть в одну смену, хоть в три — делали там. «Чтобы развернуть производство европейского уровня здесь, — считает директор «Медицины и экологии»  Вадим Перехрест, — необходимо производить как минимум 50 млн лотерейных билетов в год. На первый взгляд, это вполне осуществимо, поскольку крупнейшие учредители заказывают партии по 10 млн штук. Но заманить к себе всех клиентов вряд ли удастся, ибо каждая фирма выстраивает свою производственную политику».
Печальный опыт внедрения технологий уже имеется. В 1996 году, когда Германия в очередной раз занималась модернизацией и старое оборудование надо было куда-то девать, немецкий коммерсант привез в Москву две линии по изготовлению лотерейных билетов, смонтировал, открыл производство и собирался зарабатывать деньги. Однако российские учредители лотерей продолжали печатать билеты за границей. По уверениям самого бизнесмена, его оборудование эксплуатировалось на 3%, а значит, никакой прибыли принести не могло.
Минимальная партия лотерейных билетов, которую возьмется печатать капиталист, начинается с 500 тысяч. Потом счет идет на миллионы. Миллионный тираж билетов моментальной лотереи, в зависимости от их размера и сложности изготовления, стоит от $ 7 тыс. до $ 30 тыс. (в типографии Минска — от $ 13,8 тыс. до $ 63 тыс.) Действиями печатной машины управляют компьютеры, и по завершении процесса диск с программой в присутствии ее разработчика, заказчика и нотариуса помещается в банковский сейф. На всякий случай. Представьте: вы — учредитель лотереи и продаете миллион билетов, обещая гражданам "Мерседес", а после розыгрыша вместо одного "Мерседеса" в билетах находят два. Тогда вы предъявляете изготовителю рекламацию, и он послушно выплачивает вам штраф — например, $ 3 млн. Разумеется, если такая ситуация оговорена в контракте. Если же изготовитель допускает полиграфический брак, то обязуется переделать весь тираж за свой счет (подобные случаи имели место, но опять-таки в Минске).

Шоу должно продолжаться
Неудачные телевизионные лотереи в Екатеринбурге были. Первый проект, названный его учредителями "Царской охотой", относится к 1995 году. Снимали шоу на Свердловской киностудии. Появившись в эфире "4 канала", оно сразу привлекло внимание, и к обсуждению — успех или провал? — подключилась центральная пресса. Многих шокировал случай, когда за 400 тыс. руб. игрокам предлагалось отрубить себе палец. И хотя желающий по имени Александр Иванович нашелся, калечить себя ему не позволили. Кстати говоря, зрители посчитали Александра Ивановича подсадной уткой. Но, по словам людей, которым довелось с ним общаться, этот человек взаправду намеревался лишить себя одного пальца, рассудив, что на 400 тыс. рублей можно купить трехкомнатную квартиру.
"В то время, — вспоминает Александр Никитин, — я встретился с директором "Царской охоты" и сказал ему: приходите к нам, мы поможем вам расширить регион распространения. Но директор ответил, что они все сделают сами. Прошло 2 месяца, и "Царская охота" ушла с лотерейного рынка".
В 1997 году, когда доллар стабилизировался, у "Шанса" появилась возможность реализовать проект телевизионной лотереи "Ставки сделаны". Финансировали его коммерсанты из города Бостона, а непосредственными исполнителями выступали два американца, два канадца и один русский, проживающий в Штатах. Представления о том, как надо делать дела иностранцы привезли с собой. В первую очередь они настаивали, чтобы лотерея была региональной и билеты продавались на месте. По условиям контракта, получением лицензии, организацией лотереи и подбором кадров занимался "Шанс". На первый розыгрыш пригласили Игоря Кио, весьма кстати завернувшего в Екатеринбург с гастролями, однако ввиду ограниченности рынка, и финансовые результаты оказались скромными. В чем-то просчитались американцы, поставлявшие лотерейные билеты с опозданием: к моменту розыгрыша их просто не успевали раскупать, тогда как по всем правилам за месяц до выхода передачи в эфир на руках у распространителей должны быть комплекты для четырех еженедельных тиражей. Летом 1998 года подоспела ситуация с законом о лотереях, на смену ей пришел кризис, и финансирование проекта свернули.
Следующим номером должна стать моментальная телевизионная лотерея "Колесо Фортуны" (само колесо уже изготовлено и ждет своего часа). Для игрока здесь главное — попасть на розыгрыш в телевизионную студию. Купив лотерейный билет и удалив с него верхний слой, он может найти заветное совпадение трех символов "TV", что само по себе уже является выигрышем: на телевизионном шоу ему вручают приз, ценность которого определяет поворот Колеса. Такие проекты обычно рассчитаны на срок от 3 до 5 лет, ибо реальная прибыль начинается лишь тогда, когда механизм игры уже отлажен. Здесь даже 2 года — срок недостаточный, потому что к его исходу прибыль будет равна ставкам банковских депозитов. И если в этот момент проект свернуть, получится, что никакой коммерческой выгоды он не принес. В условиях, когда лицензии выдают только на один год, существование долговременных телевизионных лотерей чревато сюрпризами. Но если Закон о лотереях действительно примут и организаторы получат возможность спокойно работать, — говорят участники рынка, — в России тут же появятся западные компании, давно ожидающие своего часа. И тогда у долгосрочных телевизионных проектов появятся шансы.

Беззаконие на поле чудес

Судьба лотерейного бизнеса могла измениться летом 1998 года, когда Парламент России одобрил пакет законов о новых источниках бюджетных средств. Среди прочего государство намеревалось вернуть себе монополию на учреждение лотерей, но Президент Ельцин наложил на законы вето.
С тех пор единственным документом, регулирующим ситуацию на игровом поле, остается "Временное положение о лотереях в Российской Федерации", введенное Указом № 955 от 19 сентября 1995 года. В тот день Ельцин подписал также Указ № 956 с длинным названием "Об особом порядке коммерциализации государственных предприятий спортивных лотерей, находящихся в федеральной собственности, с одновременным преобразованием их в акционерные общества". Как раз в это время, с 18 по 21 сентября, находясь в Сочи, Борис Николаевич принимал участие в теннисном турнире "Большая шляпа", проведение которого финансировал Национальный фонд спорта (по данным экспертов Аналитического управления Президента РФ, из-за налоговых льгот, предоставленных НФС, в том же 1995 году бюджет России недополучил около $ 6 млрд). Кое-кто считает, что лотерейные указы Ельцин писал в перерывах между сетами под диктовку председателя Государственного комитета по спорту и туризму Шамиля Тарпищева. В результате на базе 27 государственных предприятий спортивных лотерей было создано ОАО "Российские лотереи". Тот, кто успел акционироваться раньше, в состав холдинга не вошел.
Посчитав Указ Президента неправильным, ООО "Лотерея "Шанс" направило в Думу запрос о его соответствии действующим нормативным актам. В заключении юристов, к которым сотрудники "Шанса" обратились за консультацией, говорилось, что Указ нарушает статью 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в той части, где говорится о недопустимости принятия законодательных актов, ограничивающих самостоятельность хозяйствующих субъектов" и статью 8 "Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", запрещающую создание новых общероссийских интегрированных структур монопольного характера. Запрос передали через депутата Галину Карелову. Примерно в то же время с негативной оценкой Указа № 956 в "Российской газете" выступил Владимир Исаков, занимавший в ту пору должность Председателя комитета по законодательной и судебной реформе. Ответа не было.
Сегодня лотерейный бизнес в России никто не контролирует. Последний фискальный орган — Федеральную комиссию по лотереям — распустили в 1996 году, когда борьба с бюрократией в очередной раз привлекла внимание широкой общественности. Вместо нее намеревались создать Комитет, но, судя по всему, передумали, поручив учет, экспертизу лотерей и оценку законодательных предложений сотруднику Министерства финансов Андрею Парасочке.
Между тем события продолжали развиваться, и в 2000 году появился еще один проект закона под названием "О защите прав собственности государства и участников лотерей и лотерейной деятельности". В отличие от первого, где говорилось, что учреждать лотереи могут уполномоченные органы исполнительной власти, новый документ гарантирует это право юридическим лицам. То есть, сохраняет положение вещей, сложившееся в лотерейном бизнесе на данный момент. Сравнивая оба проекта — отвергнутый и созданный вновь — профессионалы сходятся во мнении, что тот и другой имеют ряд существенных недостатков и будет лучше, если кто-нибудь выполнит эту работу заново.

Особенности национальной лотереи

По словам одного из разработчиков концепции "Русского лото", в первую очередь организаторы лотереи рассчитывали на пробуждение исторической памяти российских граждан. В частности, поэтому вместо традиционных шаров здесь используются бочонки. "Лотто-миллион", учрежденное Олимпийским комитетом и долгое время считавшееся главным конкурентом "Русского лото", в сознании наших людей ни с чем не ассоциировалось. Кроме того, призовой фонд "Лотто-миллион" первоначально составлял лишь 40% от тиражной выручки, что заметно уменьшало вероятность выигрыша.
До сих пор "Русское лото" считается наиболее удачным коммерческим проектом концерна "Милан", созданного представителями чеченской диаспоры братьями Сайдуллаевыми в октябре 1992 года. Малик Сайдуллаев, занимавший какое-то время должность Председателя Госсовета Чечни, известен широкой публике больше, но генеральным директором одноименного концерна работает его брат. В своих интервью средствам массовой информации Милан Сайдуллаев всегда отмечал, что без поддержки московского правительства поднять такой проект было бы сложно. Оценив перспективность начинания, Юрий Лужков пустил распространителей билетов "Русского лото" в метро, и этого оказалось достаточно. Есть мнение, что без его участия Сайдуллаевы вряд ли бы сумели получить кредит в $ 3 млн на раскрутку лотереи от Столичного банка сбережений. С другой стороны, идея реанимировать "Русское лото" принадлежала Артему Тарасову, у которого были свои выходы на банк Александра Смоленского. Понятно, что в накладе Москва не осталась: 10% от планируемой выручки городской бюджет получал в качестве лицензионного сбора. Самое же интересное заключается в том, что изначально "Русское лото" было зарегистрировано как муниципальная лотерея и вырвалось за пределы Москвы, не успев изменить статуса. "Люди начали приезжать в Москву и просить у нас разрешение на распространение билетов в регионах, — сказал впоследствии Милан Сайдуллаев. — Статус всероссийской лотереи "Русское лото" получило автоматически. На сегодняшний день "Русское лото" — это единственная лотерея, которая охватывает всю Россию".
Как-то раз в беседе с генеральным директором "Шанса" Никитиным Тарасов сказал, что первые 30 тиражей лотереи были абсолютно убыточными. Билеты первых тиражей раздавали бесплатно. Затем убытки начали уменьшаться, и где-то с 45-50 тиражей проект вышел на самоокупаемость, а начиная с сотого уже приносил доход. Через два года "Русское лото" стало лидером среди лотерей по сбору налогов, перечислив в казну государства неденоминированных 56 млрд руб.

В сетях реализации

С 70-х годов, когда для финансирования "Олимпиады-80" учреждали "Спортлото", сеть реализации лотерейных билетов почти не изменилась: старые павильоны к юбилею города заменили новыми, а те, что приносили убыток, закрыли. В остальном все осталось по-прежнему. По расчетам, одна торговая точка приходится на 50 тыс. жителей города или на 30 тыс. жителей области (конечно, если не принимать во внимание лотки). В столицах существование лотерейных киосков связано с еще большими трудностями. Там плата за землю намертво привязана к американскому доллару, и одна точка обслуживает уже 60-70 тыс. человек. Этот показатель близок к среднему по стране — 1 киоск на 75 тыс. человек. Таким образом, мы впереди всех. Чтобы лишний раз не утомлять читателя статистикой, добавим еще только три цифры. На одну точку по распространению билетов в Англии (где лотерея многие годы была запрещена) приходится 2 тыс. чел., в США — от 1 до 4 тыс. чел. (в последнем случае ситуацию считают запущенной), в Австрии — 850 чел.
Несколько лет назад менеджеры "Шанса" пытались внедрить на родной почве американские методы продажи лотерейных билетов. В Штатах специфика несколько иная, и лотереи продаются как сопутствующий товар. "Мы купили в двух американских фирмах оборудование для продажи билетов и разместили его в ряде магазинов Екатеринбурга, Уфы и Челябинска, — рассказывает директор "Лотереи "Шанс" Александр Никитин. — Принцип работы у него был такой же, как у касс в общественном транспорте: в автомат вставляется пачка перфорированных билетов и, бросив монетку, один их них можно оторвать. Поначалу дело пошло, но впоследствии его пришлось свернуть: что американцу хорошо, то русскому — смерть. Директора магазинов говорили: "За истекший месяц мы заработали 500 руб. Такую же сумму можем выручить на продаже пары кроссовок без лишней возни с отчетностью. Забирайте-ка ваши автоматы обратно!". Если американцы хватаются за любую возможность дополнительного заработка, пусть даже маленького, то у нас пока мыслят совсем другими категориями".
На этом эксперимент завершился, и американские автоматы до сих пор находятся у "Шанса" на складе, а реализацией лотерейных билетов в Екатеринбурге и области занимаются пенсионеры. Помимо 45 фирменных киосков "Екатеринбургских лотерей" лотерейные билеты в городе и области продают индивидуальные предприниматели, сберкассы, узлы связи и киоски "Комсомольской правды".
Со временем каждый оператор начинает развивать собственную локальную сеть. У "Шанса" функционирует 18 филиалов по всей России, и каждый и них, помимо договоров с "Российскими лотереями", продает свои лотереи. "Объем реализации у наших распространителей, предлагающих только билеты 15-18 лотерей "Шанса", постепенно увеличивается, — продолжает Никитин. — Весь оборот уже принадлежит нам, и мы крайне заинтересованы в расширении собственной инфраструктуры".
Двигаясь в том же направлении, пять собственных пунктов реализации открыла в Екатеринбурге "Медицина и экология". Набор билетов стандартный: "Русское лото" и моментальные лотереи.