Исетское пиво похоронили раньше времени
На прошлой неделе в СМИ просочилась информация о крупном сокращении кадров на Исетском пивзаводе. Руководство компании незамедлительно выступило с опровержением и назвало предположения о скорой кон
На прошлой неделе в СМИ просочилась информация о крупном сокращении кадров на Исетском пивзаводе. Руководство компании незамедлительно выступило с опровержением и назвало предположения о скорой кончине предприятия лишь слухами.
Сообщение о том, что на заводе грядут массовые увольнения, распространили несколько информационных агентств. В частности, «Новый регион» со ссылкой на заместителя генерального директора по общим вопросам ОАО «Исетский пивзавод» Фаязията Ахматнурова сообщил, что «без работы уже остались более 60 человек, сотрудников увольняют в связи с сокращением производства и падением объемов продаж — Исетский пивзавод не выдерживает конкуренции с другими изготовителями и поставщиками пива».
Генеральный директор пивзавода Сергей Сарапийчук поспешил опровергнуть заявление своего подчиненного. По его словам, никакого сокращения не было: Экономическая ситуация на предприятии стабилизируется, поэтому говорить о закрытии пока рано. В свою очередь Фаязият Ахматнуров заявил «ДК», что он вообще ничего не говорил журналистам о происходящих сокращениях и его «имя просто использовали». На лето руководство Исетского пивзавода возлагает особые надежды в связи с ожидаемым сезонным ростом спроса.
По версии руководства, скорей всего, за «массовые сокращения» приняли ликвидацию в конце мая филиала в Асбесте. Последние 10 лет это подразделение занималось розливом газированной воды, которую производили на пивзаводе. Как и основные цеха, филиал в последние годы работал в убыток. В декабре 2003 г. на заводе уже начинали циркулировать слухи о грядущем сокращении в связи с падением объема продаж. Однако тогда предприятие ограничилось введением посменной работы — часть сотрудников перевели на режим «2 недели в месяц». По итогам 2003 г., реализация упала на 54%1. Для сравнения: ОАО «Патра» за год более чем в 1,5 раза увеличило объемы производства.
В числе основных факторов, негативно влияющих на развитие Исетского пивзавода, аналитики называют сокращение количества потребителей недорогого местного пива. Так, по данным агентства «Бизнес-аналитика», в 2003 г. при общем росте российского пивного рынка на 6,5% сегмент «премиального» пива увеличился на 11%, лицензионного — поднялся в денежном выражении на 102%. Расширяется как объем импорта высококачественного пива, так и производство известных марок по лицензиям на российских заводах. Если в 2000 г. «премиальные» сорта пива составляли 17,1% от общего потребления, то в 2003 г. этот показатель поднялся до 25,4%.
Кроме того, крупные пивные концерны начинают играть на поле местных производителей и выпускать пиво для потребителей с доходом ниже среднего. Скажем, бутылка «Свердловского» от скандинавского холдинга BBH (торговая марка «Балтика») стоит 11-13 руб. За счет гибкого управления товарными потоками со многих заводов холдинги более оперативно реагируют на спрос в регионах и таким способом теснят мелких игроков. Несравнима и рекламная поддержка. Например, по признанию президента «Пивоварен Ивана Таранова» Александра Лившица, в 2002 г. возглавляемая им компания разместила телерекламы на $14 млн (без учета скидок, предоставляемых каналами крупным рекламодателям). Рекламный бюджет Исетского пивзавода за аналогичный период составил 3 млн руб.
«Исетский» начинают теснить и местные пивзаводы. В частности, «Патра» в январе-марте запустила две марки в низкоценовом сегменте — «Исеть классическое» стоит в рознице 9 руб., а «Исеть крепкое» – 13.00-13.50 руб. В мае «Патра» планирует продать 550 тыс. л этого пива, что сопоставимо с объемами производства всего «Исетского». Злые языки даже окрестили «Исеть» от «Патры» последним гвоздем в крышку гроба одного из старейших пивзаводов России, история которого начиналась в 1907 г.
Антон Казарин
kazarin@apress.ru