Меню

Итальянец в России об особенностях национального бизнеса: «В Италии даже нет штампов»

Роберто Лукони, учредитель «Восточной полимерной компании» в Санкт-Петербурге и владелец ProMould в городе Анкона (Италия), рассказал о том, как он организовывал бизнес в России.

Сегодня в рубрике «Своё дело» - о том, как итальянский бизнесмен попал в Россию и  почему решил развивать здесь бизнес.

Изданию «ПОнедельник» Роберто Лукони рассказал, что впервые в Россию он попал как турист.

«И было это в 2003 году. Мне очень повезло, что это был Санкт-Петербург! Помню, аэропорт был очень маленький, не такой, как сейчас. Тем не менее, меня охватило ощущение особенной атмосферы города. Пока я ехал в отель, расположенный в центре, я влюбился в Петербург. Когда пришло время возвращаться домой в Италию, мне захотелось еще не раз сюда приехать. Как говорят, мысли материальны, и сейчас я живу и работаю и в Италии, и России».

При этом бизнесмен признается, что у него были стереотипные представления о России, прежде всего – из-за того, что в то время в Италии почти не было информации из страны.

«Были и стереотипы о разгуливающих по улицам медведях, и о том, что все русские пьют водку. До моего первого визита в Россию я представлял русских суровыми, черствыми, с нахмуренными бровями. По части бизнеса в то время у меня еще не было представлений о том, как он здесь строится и функционирует. Но, несмотря на все эти представления, я всегда мечтал посетить Россию».

Лукони рассказал, что он с 2000-го года посетил несколько стран – Китай, Индию, Болгарию. Целью было изучение рынков с незаполненными нишами.

«В Италии у меня уже была инженерная компания по изготовлению изделий из пластмасс, но там практически все ниши давно заполнены и, как говорится, особо не развернешься. Когда я приехал в Россию, то понял, что здесь промышленность развивается, растет очень быстро, и я решил обосноваться именно тут.

Конечно, я понимал, что будет нелегко, чужая страна, и дело не только в языковом барьере, но и в различиях в менталитете, ведении бизнеса. Несмотря на все трудности, я решился и был готов слушать и учиться всему новому.

У меня было несколько знакомых, которые сотрудничали с одной инженерной компанией в России. У них я узнал ее адрес, сел на метро и просто приехал. На проходной я позвонил директору и сказал, что хотел бы с ним поговорить. Конечно, директор был очень удивлен, что к нему приехал незнакомый итальянец, но тем не менее принял меня. Я рассказал о своей компании, возможностях. Переговоры длились два дня. Я предложил ему сделать небольшой совместный проект. В конечном итоге он согласился. Моя итальянская компания выполнила несколько заказов. Дальше пошли знакомства с различными людьми из инженерной среды, с помощью которых мне удалось немного закрепиться в Петербурге, а также получить огромный опыт ведения бизнеса в России».

Сейчас итальянский бизнесмен понимает, что ему очень повезло на первом этапе с партнерами и сотрудниками. Жизнь свела его с «очень хорошим человеком и опытным инженером, с которым впоследствии мы объединились и вместе начали развивать собственный бизнес по изготовлению компонентов из пластмасс для промышленного оборудования, автомобильной и бытовой техники».

При этом будущий бизнес ждало много трудностей. Первой проблемой оказалось то, что Роберто Лукони пытался построить бизнес на итальянский манер и думал, что прав именно он, a все остальные вокруг – нет.

«Но, конечно, очень скоро мне пришлось понять, что итальянские схемы в России не работают и надо научиться слушать и слышать информацию. Мы с моим русским компаньоном начали прислушиваться друг к другу, я учился у него чему-то для меня новому, а он у меня. Впоследствии такой обмен знаниями помог нам решать различные задачи, возникавшие в процессе работы. Если говорить об организационных вопросах, то это, несомненно, огромное количество документов, необходимых при ведении бизнеса, высокий процент кредитования, неразвитый рынок, из-за чего отсутствует и конкретика в некоторых законах. Например, если сравнивать с Италией, то там процентная ставка кредитования бизнеса составляет примерно 5–6%, в России же — 15–17%. В Италии нет такого количества документации, штампов не существует вообще».

К моменту открытия компании небольшое число клиентов уже было, остальных же искали путем «сарафанного радио» и на специализированных выставках. При этом конкуренции, признает итальянец, достаточно.

«Сейчас да, конкуренция довольно большая. Я больше нацелен на долгосрочное сотрудничество и не гонюсь за количеством, поэтому у меня в приоритете делать свою работу качественно и строить крепкие, надежные и доверительные отношения с клиентом на долгие годы».

Роберто Лукони говорит, что между организацией бизнеса в Италии и в России есть существенные различия, и в первую очередь они касаются всей бумажной работы:

«В России процесс подготовки непосредственно к самой работе проходит дольше, чем в Италии, например, переговоры и подготовка документов. По моим наблюдениям, в России сотрудники имеют больше теоретических знаний, чем практических. Есть некоторые трудности в быстром продуктивном решении поставленных задач. Конечно, мы работаем над этим, организовываем мозговые штурмы, приглашаем бизнес-коучей. Сходство тоже есть: нацеленность на результат. В конечном итоге, самое главное — это прийти к тому, для чего вообще создавался бизнес».