Меню

Из бездомного в миллиардеры: как заработать $3 млрд на шампунях и текиле

Джон Пол ДеДжория, создатель бренда средств для ухода за волосами Paul Mitchell и текилы Patron, рассказал, как он стал владельцем миллиардного состояния, живя на $2 в день без крыши над головой.

Разносчик открыток

Джон Пол Джонс ДеДжория родился в Лос-Анджелесе в 1944 году. Его родители были иммигрантами: отец - из Италии, мать - и Греции. Когда Джону было 2 года, отец бросил семью, и матери пришлось самой растить сына. В девять лет Джон вышел на свою первую работу.

«Я ходил по домам и продавал рождественские открытки. Когда мне было десять лет, мы со старшим братом разносили газеты. Встаешь в четыре утра, складываешь газеты, разносишь, потом готовишься к школе», - вспоминал миллиардер.

Пойдя в школу, Джон влился в банду, однако оставить ее ему посоветовал учитель математики: он сказал Джону, что если он продолжит вести такой образ жизни, то «никогда ничего не добьется в жизни». Школу ДеДжория окончил в 1962 году, после чего два года прослужил на флоте. Когда он вернулся домой, ему было 22 года.

«Сделать каждого человека прекраснее»

К этому моменту у ДеДжория уже был сын, но молодая семья жила крайне бедно. Когда мальчику исполнилось два года, жена бросила семью.

«Моя жена решила, что она больше не хочет быть матерью. Деньги, которые у нас были, она разделила и отдала половину мне с ребенком. Арендная плата была просрочена. Пару недель спустя я уже суетился, искал работу, подбирая на улице бутылки из-под колы, получая по два цента за маленькую и пять центов за большую. Мы несколько дней провели на улице. Затем меня приютил знакомый байкер», — рассказывал он Enterpreneur.

В течение 10 лет после этого, вплоть до дня основания компании John Paul Mitchell Systems, ДеДжория сменил множество профессий.

«[Я продавал] энциклопедии. Тяжелая работа. Ты пытаешься заинтересовать в них незнакомых людей. Двери захлопываются перед тобой 30, может быть, 40 раз, прежде чем первый покупатель нормально поговорит с тобой и позволит войти. В компании нам говорили: «Когда дела плохи, будьте упорными и никогда не сдавайтесь. Вы должны звонить в двадцать пятую дверь, в пятидесятую, в сотую с таким же энтузиазмом, с которым звонили в первую, захлопнутую перед вами. Я всегда говорю молодым и даже зрелым предпринимателям, что они должны быть готовыми ко многочисленным отказам и не должны терять энтузиазма. В конечном счете это приведет к успеху».

Связать свою жизнь с индустрией красоты Джон решил после того, как недолго проработал в компании, производящей продукты для ухода за волосами Redken Laboratories. Эта работа вдохновила его:

«Я был очарован индустрией профессионалов, которые хотят сделать каждого человека прекраснее».

В итоге ДеДжория и его старый приятель парикмахер Пол Митчелл создали в 1980 году компанию по производству средств для волос, назвав ее John Paul Mitchell Systems. Их стартовый капитал составил $700.

Сегодняшнее состояние ДеДжория, по данным Forbes, достигает $3,2 млрд.

Черно-белый шампунь

Первое время работа шла плохо: компанию John Paul Mitchell Systems бросил инвестор, на которого партнеры возлагали больше надежды.

«Я думал, все под контролем. У моего партнера было 350 баксов, я занял у мамы еще 350, и мы стартовали. Деньги пошли на изготовление первой продукции [двух видов шампуня и одного кондиционера]. Это заняло две недели, еще через две недели пришли счета. Как и с энциклопедиями, я ходил от двери к двери, от салона к салону. У нас был инвестор, который должен был инвестировать в Paul Mitchell Systems. Деньги должны были прийти, но не пришло ни пенни», — рассказывал он Enterpreneur.

Какое-то время из-за безденежья ДеДжория был вынужден ночевать в машине и считать в буквальном смысле каждый доллар.

«Я научился жить на пару долларов в день. В 9 утра я шел в кафе Freeway — в это время за 99 центов можно было купить одно яйцо, один тост, один апельсиновый сок или кофе и один кусочек бекона или сосиску. Между 14:30 и 17:30 я шел в мексиканское кафе, где за 99 центов можно было купить «Маргариту» и еще какой-нибудь еды вроде тако или куриных крылышек».

О бедственном положении ДеДжория узнала его знакомая, актриса Джоанна Петтет. Она выделила ему комнату на пару месяцев, пока Джон не поправил свои дела.

В начале 1980-х гг. у партнеров было совсем немного денег, а в стране начался кризис: инфляция достигала 13%, а безработица — 6%.

Партнеры не могли позволить себе изготовить яркую упаковку для своей продукции, поэтому поначалу этикетки были черно-белыми. ДеДжория и Митчелл ездили по Штатам и устраивали бесплатные презентации для владельцев салонов красоты. Партнеры гарантировали, что их средства по уходу за волосами будут пользоваться спросом, и предлагали владельцам возместить затраты, если те не смогут распродать продукцию. Через два года со дня основания компании предприниматели расплатились со всеми счетами.

«У нас остались лишние $4 тыс., я и мой партнер взяли себе по $2 тыс. И мы сказали: «Черт! Мы это сделали!» Первым, на что он потратил деньги, был ужин в ресторане. «Впервые я читал меню с левой стороны, а не с правой, где указаны цены. Это было очень круто», — вспоминал ДеДжория.

А спустя 13 лет после создания John Paul Mitchell Systems, в 1993 году, их продукция продавалась уже в 30-ти странах мира. К 2016 году охват достиг 80-ти стран, в их числе - Россия.

Сейчас ДеДжория является гендиректором компании и владеет 50% ее акций. Выручка John Paul Mitchell Systems, по данным Forbes, достигает $1 млрд в год.

Квадратная текила

И все же основным источником дохода Джона ДеДжория, несмотря на успешное развитие John Paul Mitchell Systems, стала вторая созданная им компания — Patrón Spirits: под брендом Patrón предприниматель начал производить текилу премиум-класса.

Идея основать алкогольное производство возникла у Джона в 1989 году: тогда его друг Мартин Кроули, регулярно ездивший по делам в Мексику, привез оттуда текилу. ДеДжория заметил, что мексиканская текила оказалась мягче, чем все другие ее аналоги.

Кроули предложил Джону организовать совместный бизнес и с помощью специалистов создать еще более мягкую текилу и продавать ее в квадратных бутылках. У предпринимателей была цель - создать принципиально новый продукт.

«Что такое текила в США в 1989 году? Дешевое пойло, которое ты пьешь в колледже, чтобы напиться, и наутро тебе так плохо, что ты зарекаешься когда-нибудь еще взять в рот эту гадость. Мы же хотели производить самую мягкую текилу, которую люди когда-либо пробовали, от которой на следующий день не будет плохо и которую можно смаковать», — рассказывал ДеДжория.

Рецепт особой текилы ДеДжория и Кроули разработал Франсиско Алькарас, использующий при изготовлении напитка две техники: одна из них - современная, с применением вальцовой мельницы, другая - древняя техника «тахона». В последнем случае плоды агавы перемалываются и медленно растираются двухтонной мельницей, сделанной из вулканической породы. После этого сок ферментируется и перегоняется.

Первая партия текилы, изготовленной по старинному рецепту, составила 12 тыс. бутылок.

«Мы ходили от бара к бару и всех угощали текилой — сначала лучшей текилой бара, потом нашей текилой. «Вау, это намного лучше, что это?» «Это будущее текилы. Это Patrón». Текилу ультра-премиум продавать гораздо легче и приятнее, чем энциклопедии. Никто не захлопывает дверь», — рассказывал ДеДжория в одном из интервью.

Текила Patrón быстра завоевала популярность среди калифорнийской богемы. В 2009 году продажи текилы Patrón достигли 2 млн 9-литровых коробов в год (9-литровый короб - американская единица измерения продаж крепких алкогольных напитков). Средняя цена одной бутылки - $50.

По данным Bloomberg, выручка Patrón Spirits в 2015 году составила $1,1 млрд. ДеДжория владеет 70% акций компании.