Меню

Китай после коронавируса: ситуация под контролем, владельцы заводов на позитиве

Иллюстрация: Татьяна Гусева, ProPartners.ru

«В разгар эпидемии отгрузок не было совсем, основной проблемой стала логистика. Она была полностью парализована». Как COVID-19 отразился на тяжелой промышленности Китая и что там происходит сейчас.

Влияние эпидемии коронавируса на повседневную жизнь людей уже хорошо описано на примерах из разных стран, и уже в скором времени у России может появиться печальная возможность оценить эти примеры на собственном опыте. При этом все еще остается неясным, как эпидемия скажется на реальной экономике.

Татьяна Гусева живет в Китае с 2007 года, последние восемь лет работает в Пекинском представительстве группы компаний ProPartners.ru, занимающейся в том числе снабжением российских компаний товарами тяжелой промышленности Китая (химическое сырье, продукция металлообрабатывающих производств, упаковка и прочее). Татьяна рассказала DK.RU, как эти сферы бизнеса переживают эпидемию коронавируса на примере своих поставщиков из разных провинций Китая.

— Эпидемия коронавируса началась в Китае незадолго до китайского Нового года (в 2020 году китайский Новый год начался в конце января). Традиционно в январе мы стремимся отгрузить максимальное количество сырья до праздников, чтобы исключить задержки в поставках нашим клиентам, пока вся страна отдыхает.

Таким образом, когда Китай ввел карантин, у нас практически не было «зависших» отгрузок, но февральские отгрузки вызывали у нас беспокойство и, как оказалось, не напрасно.

Пик воздействия карантина на наш бизнес в Китае пришелся на первые три недели февраля. Некоторые заводы не запускались по причине отсутствия рабочей силы (рабочие не смогли вернуться в нужном количестве из-за карантина). Однако большинство производств наших поставщиков капиталоемкое. Для обслуживания работы их производственных линий не требуется много людей, что позволяло расходовать запасы сырья и нарабатывать продукцию для наших февральских заказов даже во время самых строгих карантинных ограничений.

При этом отгрузок не было совсем, и основной проблемой стала логистика. Она была полностью парализована на всех участках. Да, грузовики и водители никуда не делись, но не было уверенности, что им позволят заехать в нужный город или порт, а потом пустят туда, откуда они приехали.

Но, например, даже после официального окончания праздников (они были продлены в разных провинциях на срок от недели до двух) было невозможно оформить экспортные документы на товары, требующие личной инспекции государственных органов экспортируемого товара: чиновники просто отказывались выезжать на инспекцию из-за страха.

Никто не хотел рисковать здоровьем, а самое главное, никто не хотел оказаться в положении тех, кто уехал в январе в Хубей и до сих пор не может оттуда вернуться из-за полной карантинной блокады провинции.

Хубей — эпицентр эпидемии коронавируса в Китае, в котором находится печально известный город Ухань. К слову сказать, поставщики в этой провинции оказались в самой сложной ситуации: практически все заводы все это время не работали, а логистическая блокада еще частично действует.

К концу февраля ситуация с логистикой начала нормализовываться, и нам удалось отгрузить первые партии товаров. А первые отгрузки из провинции Хубей у нас запланированы на следующую неделю.

Несмотря на то что цифровизация документооборота между государственными органами, банками и бизнесом в Китае уже была высока, эпидемия коронавируса позволила в очередной раз критически взглянуть на это взаимодействие и еще оптимизировать его, исключая по возможности все личные контакты между людьми.

Это, возможно, один из немногих позитивных результатов эпидемии в Китае: теперь можно еще реже посещать банки и различные официальные учреждения. Практически все можно делать онлайн.

На сегодняшний день заводы 99% наших поставщиков, а их более 100, работают и отгружают продукцию. Учитывая, что ежедневный рост новых инфицированных коронавирусом в Китае уже исчисляется лишь десятками человек, можно утверждать, что ситуация полностью взята под контроль.

При этом существенно подешевевшая нефть, а значит, энергия и сырье, также добавляет оптимизма владельцам заводов. Все пытаются наверстать упущенные отгрузки и получить новые заказы. В это же время другие страны одна за другой вводят карантины, и будущие промышленные заказы могут быть пересмотрены. В этой ситуации остается лишь гадать, как долго продлится оптимизм наших поставщиков.

Ранее DK.RU писал, что на фоне коронавируса зарубежные туристы отменяют поездки в Россию, отели рискуют недосчитаться гостей и прибыли. Также в колонке из Италии DK.RU рассказывал, как Европа живет в режиме карантина.