Меню

Клуб одиночек. Почему бизнесмены готовы платить, чтобы пожаловаться друг другу на жизнь

Егор Евланников. Иллюстрация: Личный архив

«Когда человек доходит до вершины, он понимает, что там довольно одиноко. Мы людей с вершин на вертолетах снимаем и объединяем. Они раскрываются и взлетают обратно с новыми силами».

Первые неформальные объединения собственников и управленцев бизнеса появились в России в начале 90-х. Традиция пришла с Запада, где бизнес-менторство формировалось с середины XX века. Основной его принцип — безвозмездная передача опыта и навыков от старших поколений предпринимателей (так называемых менторов) бизнесменам новой волны.

По данным Forbes, в США действует около 200 менторских сообществ и программ, в Великобритании около 50, в Австралии — 30. В России становление менторских сообществ поддержали институты развития, в 2012 г. в стране появилось несколько менторских ассоциаций. В основном такие объединения организуют сами предприниматели. При этом многие бизнес-клубы никак не ограничивают состав участников, указывая, что зарегистрироваться может любой. Членство в клубах, как правило, платное  — стоимость варьируется от 1,5 до нескольких сотен тыс. руб. в год в зависимости от состава резидентов. Чем дороже участие в клубе, тем четче прописаны критерии отбора. В частности, в таком случае важен уровень годового оборота компании, численность сотрудников и размер личного дохода владельца. 

О том, почему после бизнес-тренингов не появляется миллиарда новых предпринимателей, чем совет от знакомого лучше любой бизнес-книги и зачем предприниматели платят деньги за то, чтобы пожаловаться на жизнь, DK.RU рассказал руководитель клуба «Эквиум» Егор Евланников.  

Справка DK.RU

 
«Эквиум» — закрытый бизнес-клуб. Создавался по инициативе сооснователя корпорации «ТехноНИКОЛЬ» миллиардера Игоря Рыбакова и основателя онлайн-магазина KupiVIP Оскара Хартманна.
После полутора лет работы в Москве организация открыла филиалы по всей России — в Екатеринбурге, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Белгороде. Тестовые запуски прошли в Саратове и Нижнем Новгороде. В ближайшее время клуб планирует выйти в Европу и Америку.
Сегодня во всех отделениях «Эквиума» состоят порядка 150 предпринимателей.
Среди менторов бизнес-клуба — Денни Перикальски (экс-топ-менеджер Ozon.ru), Игорь Рыбаков, Оскар Хартманн, Эдуард Остроброд (Sela), Максим Ноготков (основатель «Связного»).
 

Егор Евланников, руководитель бизнес-клуба «Эквиум»:

— Месяц назад мой проектный менеджер обзвонила около 15 бизнес-клубов в России. И ни один не отказал ей во вступлении. Она просто говорила, что готова заплатить деньги. Мы не такие. У нас закрытый клуб с точки зрения отбора резидентов. Есть два блока критериев. Первое, на что мы смотрим, — это морально-этические принципы и ментальные установки, исходя из которых человек ведет свой бизнес. К нам приходят люди-фанатики, которые горят своим делом, и это сразу чувствуется. 

Второе — наш бизнес-клуб ориентирован на основателей и владельцев быстрорастущего бизнеса — так называемых скейлап-компаний с годовым оборотом от 50 млн руб., которые работают на рынке от двух лет и в них не менее пяти сотрудников. Речь идет о постоянном инвестировании времени друг в друга. И когда ты работаешь со стартапом, который может резко изменить направление своего бизнеса, твой вклад в его развитие обесценивается. Другая ситуация, если ты находишься в кругу людей, которые определились, чем они занимаются, у них есть стратегия, команда и ресурсы, чтобы использовать получаемую информацию. Тогда это формирует мотивационное облако, которое позволяет каждому члену сообщества находиться в ресурсном состоянии роста. В Москве мы получили 5 тыс. заявок на вступление в клуб и отобрали из них 70. Для нас именно отбор — фундамент того, что сообщество создается не для хайпа.

Совет от Васи или 150 кг маркетинга?

Когда мы только затевали «Эквиум», то изучили более сотни проектов, направленных на развитие предпринимательства, по всему миру. Если обобщить этот опыт, получится, что инструментов для роста человека как предпринимателя, да и как личности в целом, всего четыре. Первый — это классическое бизнес-образование. Второй — тренинги и услуги коучей. Третий — саморазвитие (курсы, видео, книги). Четвертый способ — консалтеры, решающие конкретную бизнес-задачу. Но сегодня все меняется настолько быстро, что единственный способ оставаться на плаву — иметь доступ к актуальной информации.

Можно, конечно, почитать заумную книгу, которую написали 40 человек два года назад. Но маловероятно, что она будет эффективнее, чем твой друг Вася, который этот путь прошел в своем бизнесе на прошлой неделе. Поэтому ключевой инструмент развития предпринимателя сегодня — опыт человека, пусть даже из другой сферы. Когда вы в жизни сталкиваетесь с нестандартной ситуацией, спрашиваете, как поступили ваши знакомые. И это является самым эффективным способом решения проблемы.

Мы поняли, что передача опыта возможна в двух ключевых направлениях: горизонтальном и вертикальном. Вертикальная механика — это опыт от человека, перешедшего на следующий уровень. К примеру, у вас оборот 10 млрд руб., а у человека 50 млрд, т.е. он ваш путь прошел года два назад. Он выступает в роли ментора и делится с вами опытом переживания, потому что решение проблемы — это, в первую очередь, изменение ментального состояния. Вторая механика — горизонтальный обмен опытом. У нас, например, это происходит в формате совета директоров. Раз в месяц за одним столом собираются 10 человек без конфликта интересов. По очереди озвучивают проблемы и дают друг другу рекомендации, основанные на своем опыте. Таким образом, каждый резидент уходит с девятью точками зрения и опытом решения своей проблемы. При этом сам становится вкладом в решение девяти проблем и зрителем вариантов их решения. А раз у этих людей нет конфликта интересов и бизнес примерно одного уровня, они получают бесценную информацию, которая применима здесь и сейчас. А не тогда, когда их бизнес вырастет, как это бывает в классическом образовании. Или когда тебе надо вместить в себя 150 кг маркетинга, менеджмента и пилить заново проект, как это делается в MBA

Кроме того, на таких встречах каждый по очереди рассказывает, как дела в бизнесе, что творится в семье и что чувствует он сам. Выступившему задают вопросы, начинается обсуждение его проблемы.

Встречи порой затягиваются на восемь-десять часов. Один из принципов — перебивать нельзя ни в коем случае. Здесь затрагиваются личные моменты, и эта методика основана на доверии и растапливании льда, который есть в головах предпринимателей. У нас не принято делиться проблемами. И в нашем бизнес-клубе резиденты не сразу рассказывают о личном.

Сначала несколько месяцев тратится на снятие горящих вопросов — обсуждаются вопросы стратегии, новые идеи и проекты. Спустя минимум полгода предприниматели переходят к обсуждению личных проблем. К этому времени формируется пространство доверия, люди раскрываются и затем эти вопросы прорабатываются. Это действительно ценность, но с нее не начинают. Нужно растопить лед и людям друг к другу прикипеть. Рассказывать мы никого не принуждаем. Это органический ход процесса. 

Когда накапливается критическая масса актуальных запросов со стороны резидентов, подключается весь клуб — организуются клубные мероприятия. Приглашаются спикеры, менторы, эксперты — все действующие предприниматели, и происходит общее бурление.

Одиночество российских цукербергов

Мы существуем для борьбы с одиночеством предпринимателей. Когда человек доходит до вершины, он понимает, что там довольно одиноко. Мы людей с вершин на вертолетах снимаем, в одном месте собираем. Они понимают, что не одиноки, раскрываются, а потом взлетают на свои вершины с новыми силами. 

Изначально наш клуб некоммерческий, в уставе прописано, что основатели не могут вытаскивать из него дивиденды.

Клуб создавался, чтобы менять жизнь к лучшему, а не зарабатывать на этом. У нас есть годовой взнос (в Москве до конца 2018 г. это 350 тыс. руб., в регионах стоимость разнится), благодаря ему организация работает на самоокупаемости.

Мы не генерируем контент, не разрабатываем какие-то образовательные программы. Наша главная задача — не мешать предпринимателям коммуницировать друг с другом. У всех разный опыт, и нам важно обеспечивать обмен лучшими практиками по всему миру, поддерживать резидентов ресурсно, а не рассказывать, как кому делать бизнес. Предприниматели на то и предприниматели, что все знают сами. Им главное — не мешать.

Многие предприниматели работают не только в России, но и в других странах. Наличие международных отделений бизнес-клуба — возможность облегчить себе выход на новые рынки, а для тех, кто уже там, — не потерять связь с Россией.

Мы говорим о том, что у нас есть свои илоны маски, цукерберги, стивы джобсы и мы можем делать крутой бизнес, который будет известен на всей планете. А для этого нужны связи. Не только в России, но и в других странах. 

Сейчас мы активно ведем переговоры с предпринимателями из Америки, Германии, Франции, ОАЭ, Китая, Норвегии. Наша гипотеза выхода в другую страну строится на том, что сначала мы формируем русскоязычное сообщество, к которому затем подключаются локальные бизнесмены. Но это должно происходить не потому, что я так захотел, а потому что есть спрос в том регионе. Мы когда приглашаем участников в клуб, никогда ничего не продаем. Чтобы стать резидентом, нужно до этого дорасти — самостоятельно прийти к пониманию ценности такого сообщества.

Я не делю мир по странам, государствам или правительствам. Я считаю, что прекрасные люди есть везде. Осенью мы планировали запустить бизнес-клуб на Украине. Я несколько раз был в Киеве, там сильные предприниматели со схожими подходами. Но пока мы эту историю поставили на паузу из-за сложностей с логистикой — железнодорожного и авиасообщения нет. Да и информационный шум мешает. А так трудностей нет никаких. 

Когда человек видит, что есть яркие интересные проекты, которые качают рынок, он задумывается, а не вступить ли ему тоже в какой-нибудь бизнес-клуб. А дальше начинается история — зачем. К примеру, у бизнес-клуба «Трансформатор» очень крутые мероприятия, но это в основном шоу. И он очень привязан к репутации самого основателя — Дмитрия Портнягина, что является узким местом. Я считаю, что бренды клуба и основателя не должны быть созависимы, чтобы резиденты не ловили репутационный флер. Во-вторых, на мой взгляд, должен быть жесткий отбор. Я знаю, что в «Трансформаторе» много ребят, которые занимаются сетевым бизнесом, криптовалютой. И получилось так, что топовые предприниматели, которые там действительно есть, оказались в ситуации, когда ничего не изменилось — они все еще на вершине и им не с кем обсудить свои проблемы. 

Бизнес-курсов, тренингов сейчас великое множество. Все туда ходят, но миллиарда предпринимателей не появляется. Самое важное — это переход на новый квантовый уровень сознания. Происходит все волшебным образом — ты помещаешь себя в среду людей, которые правильно мыслят, растут, и твоя трансформация происходит сама собой. Просто информации недостаточно. Ее нужно обсудить, применить, прожить. И я считаю, что эффективный рост возможен только в сообществе. 

В Екатеринбурге очень сильные, крутые предприниматели. Исторически так сложилось, что на Урале люди более закрытые. Я был в Екатеринбурге несколько раз и вижу, что те, кто находит в себе ресурс открыться и понимает пользу сообщества, растут быстрее. Если человек думает, что это все ерунда, он живет в мире клише, которые сковывают его развитие.