Корпоративная культура. Теория и практика
Владимир Спивак Корпоративная культура. Теория и практика Книг, так или иначе затрагивающих вопросы корпоративной культуры, сейчас появилось много. Но их содержание зачастую сводится к анализу к
Владимир Спивак
Корпоративная культура. Теория и практика
Книг, так или иначе затрагивающих вопросы корпоративной культуры, сейчас появилось много. Но их содержание зачастую сводится к анализу концепций, построению понятийного аппарата. Отчасти поэтому понятие «корпоративная культура» для многих так и остается абстракцией, мало связанной с практикой и повседневностью. Книга Владимира Спивака «Корпоративная культура. Теория и практика», пожалуй, первая, где предложен системный и углубленный взгляд на культуру организации.
Раздел за разделом автор подводит нас к мысли, что культура корпорации — очень многослойное явление. Культура складывается в любой организации. По сути, это «атмосфера, в которой мы пребываем, — все, что нас окружает, с чем (и кем) мы имеем дело на работе». Корпоративная культура проявляется в стиле общения между сотрудниками, стиле руководства, формах взаимодействия компании с внешним миром и т. д.
На первом этапе развития, когда перед организацией стоит задача «выжить», корпоративная культура возникает стихийно и ничем и никем не регулируется. В зрелых компаниях, добившихся серьезных результатов, успеха, становятся актуальными вопросы психологического климата в коллективе, мотивации работников, имиджа организации, информационной ясности. В таких фирмах возникает необходимость развития корпоративной культуры и управления ею.
Особенно актуален вопрос для крупных компаний с большим количеством филиалов и подразделений, поскольку корпоративная культура — это способ трансляции норм и ценностей, правил поведения, принятых в организации. Она обеспечивает восприятие отдельных подразделений крупной компании как единого целого. Корпоративная культура — эффективный инструмент «дистанционного» управления. С одной стороны, она дополнительно мотивирует работников, привязывает их к месту работы, а с другой — способствует подконтрольности и прозрачности структуры.
Книга Владимира Спивака адресована всем, кто стремится навести порядок в своей организации или, по крайней мере, поспособствовать этому. Сотрудники молодых фирм смогут познакомиться с понятиями миссии, корпоративной культуры, ее структурными элементами. Тот, кто уже готов внедрять корпоративную культуру в своей компании, но не знает, с чего начать, может обратиться к одному из практических приложений книги — «Как определить состояние элементов культуры корпорации». Если в вашей компании корпоративная культура уже достаточно развита, вы сможете систематизировать свои знания и наметить новые практические шаги по ее развитию.
Книга написана понятным, живым языком. Практически в каждом разделе есть тестовые и анкетные материалы, которые помогут диагностировать состояние корпоративной культуры. Например, для выявления истинного имиджа корпорации — того, как она выглядит в глазах клиента, — предлагается «Расширенный опросный лист для клиентов» с перечнем вопросов. Если вас интересует, какое влияние на восприятие оказывают позы и жесты, в книге вы найдете таблицу невербальных средств общения и т. д.
Особое внимание уделяется роли руководителя в формировании корпоративной культуры. В одной из организаций, где я работаю как оргконсультант, книга Спивака для руководителя стала поистине «настольной». Более того, под впечатлением от книги он начал разрабатывать концепцию корпоративной культуры предприятия. Была сформулирована миссия компании, и эта формула сейчас предваряет каждый документ. Сейчас в рамках концепции дорабатываются фирменные стандарты поведения внутри коллектива, с внешними клиентами, фирменного стиля одежды сотрудников, стандарт информированности сотрудников. В помощь руководителю провели исследование: как сотрудники чувствуют себя в организации, как оценивают свое место в ней. Знают ли они, каковы цели деятельности организации и как соотносятся с ними их личные цели, насколько они информированы и какого рода информация им нужна для выполнения своих служебных функций и комфортного существования в организации.
Главное же, считает автор, не забывать, что корпоративная культура должна быть комплексной и гармоничной: «В идеале в ней должны ощущаться, проявляться все элементы, и эти элементы должны быть хорошо развиты и соответствовать друг другу».