Меню

Кредиторы станут акционерами. Как топы «Трансаэро» хотят возродить компанию

«Мы предлагаем единственно правильное решение». К планам топ-менеджеров авиакомпании относятся скептически как эксперты, так и банки, но топ-менеджмент перевозчика уверен в успехе.

Новый авиаперевозчик на базе «Трансаэро» может начать работу уже в следующем году, если его кредиторы одобрят план, предложенный топ-менеджерами, сообщает «Интерфакс». Согласно затее, основные кредиторы авиакомпании конвертируют свои долги в акции и станут совладельцами перевозчика. Предполагается, что ориентировочная стоимость проекта к 2018-2019 гг. достигнет $0,5-1 млрд, отметили в пресс-службе «Трансаэро». 
 
Сейчас сумма заявленных кредиторами «Трансаэро» требований превышает 251,8 млрд руб. Основные кредиторы — банки и лизинговые компании: долг перевозчика перед «ВЭБ-Лизинг» составляет 42 млрд руб., перед Газпромбанком — 13,6 млрд руб., перед дочерними структурами ВТБ — 19,3 млрд руб., перед самим ВТБ — более 9,4 млрд руб. Еще 9,2 млрд руб. требует лизинговая дочка Сбербанка и 8,7 млрд руб. — подконтрольный Ростеху Новикомбанк. По данным «Интерфакса», в новом проекте не участвуют основные акционеры «Трансаэро», Ольга и Александр Плешаковы. Пока новый план официально не обсуждался с банками и лизингодателями. 
 
Если кредиторы одобрят предложенный план, то авиакомпания может начать полеты уже в 2017 г., возможно, под брендом «Трансаэро». Базироваться перевозчик будет не в Московском авиаузле, что «избежать лобовой конкуренции с крупнейшими авиакомпаниями», а в Санкт-Петербурге или на юге России, в Сочи, Краснодаре или Симферополе. К 2018 г. парк компании может состоять из 30 самолетов, а основу штата могут составить бывшие сотрудники «Трансаэро». Инвестиции в перевозчика могут составить до $75 млн до 2018 г. включительно — получить его предполагается от продажи активов. К концу того года планируется выход на безубыточность. К 2020 г. выручка может составить 36 млрд руб. 
 
Схема, которую планируется применить, не уникальна: так банкротились авиакомпании в США, например, Delta, но в России это прецедент, рассказал гендиректор «Трансаэро» Александр Бурдин в интервью «Ведомостям». Создание нового перевозчика позволит кредиторам получить хоть что-то, тогда как в случае продажи активов «Трансаэро» они смогут выручить лишь 3-5 копеек на каждый рубль долга. 
 
«Мы просчитываем, кто будет нашим клиентом и куда он хочет летать, какие города исключены из потока. На этих направлениях мы и можем нормально работать. У нас вообще мобильность в 8 раз меньше, чем в Европе, и в 3 раза меньше, чем в Азии. При продуманном бизнес-плане ты всегда можешь продать свою услугу», — говорит Бурдин.
 
Впрочем, кредиторы и эксперты сомневаются в реализации плана: рынок авиаперевозок стагнирует, а запуск авиакомпании требует значительного капитала. 
 
Напомним, 2 ноября стало известно, что руководство «Трансаэро» планирует рассмотреть программу по восстановлению основной деятельности перевозчика. 
 
До начала 2015 г. компания была второй на рынке пассажирских авиаперевозок после «Аэрофлота», но осенью прошлого года прекратила работу из-за долгов, а Росавиация отозвала у нее сертификат эксплуатанта.