Меню

Курсы, лекции, мастер-классы... Почему стопка сертификатов не заменит один диплом вуза

Иллюстрация: pixabay.com

Тренировать навыки и актуализировать знания нужно только тогда, когда есть высшее образование. Без него даже пара десятков модных образовательных программ не стоит ничего. В чем дело?

Пять лет в университете с кучей «бесполезных» предметов или всего год на крутых курсах, где «все по теме»? Диплом, который часто потом просто лежит в шкафу, или сертификат, подтверждающий владение востребованными навыками? Кажется, ответ напрашивается сам собой, но не все так просто, пишет «Мегаплан».

Сегодня очень популярны лекции, курсы, мастер-классы и другие краткосрочные образовательные форматы. На самом деле, зачем слушать часовые лекции на тему, далекую от специальности, несколько лет, если можно получить актуальную профессию всего за год? Второй путь заметно быстрее, дешевле, эффективнее, что крайне важно в современном мире больших скоростей.

Но на самом деле владение даже набором востребованных навыков не гарантирует успеха. Профессор нескольких университетов США, специалист в области оценки качества образования Джордж Кух объясняет, почему всевозможные курсы не способны заменить качественное высшее образование.

Нет системы

Работодателям и хедхантерам нравится, когда соискатель приходит на собеседование с пачкой сертификатов и свидетельств. Это, конечно, производит впечатление. Почему-то считается, что фрагментарные знания, полученные потенциальным работником при прохождении различных программ, были им глубоко проанализированы, систематизированы и усвоены. Но чаще всего это не так.

Университеты же дают знания по большинству дисциплин, так или иначе связанных с будущей профессией. Образовательные программы имеют логику и излагают факты последовательно. Преподаватели в университете решают важнейшую задачу: научить студентов мыслить систематически, видеть связи и закономерности, опираясь на исходные данные, выявлять тенденции и делать прогнозы, искать и находить альтернативные решения проблем. Знания в виде набора фактов, которые дают на курсах, не запускают в головах слушателей подобных процессов. У этих студентов нет возможности вывести знания самостоятельно, а значит, принять их и присвоить.

Нет глубины

Чаще всего на рабочих местах нужно быстро и эффективно решать ряд задач, действуя по проверенным схемам. Этому и учат на краткосрочных курсах, давая людям набор довольно действенных приемов. Но остается серьезная проблема: нештатные ситуации, которые требуют творческого подхода и нестандартных решений.

Практика показывает, что с ними куда лучше справляются люди, получившие в нужное время и в нужном месте фундаментальные знания по специальности.

Нет качественной практики

Парадокс в том, что краткосрочные программы, при всей своей ориентированности на практику, не дают студентам отработать полученные навыки. Для этого нет ни времени, ни подходящей базы. Студентам университетов с этим куда легче, у них есть доступ к актуальной информации о состоянии отраслей и текущих тенденциях, ведь вузы непрерывно ведут исследования в рамках преподаваемых там специальностей. Также в распоряжении студентов университетов оказываются лаборатории, научные базы, актуальные проекты и стажировки.

Читайте также: «Россия на 1 месте по образованности. Но это не влияет на качество дорог и число дураков»

Нет умения учиться

Руководители крупных компаний отдают предпочтение работникам, готовым не только справляться с обязанностями «здесь и сейчас», но и получающим новые знания и навыки. Кажется, что краткосрочные курсы — лучшее решение в этой ситуации. Но образовательных программ очень много, а то, какие умения будут востребованы через 10 лет, непонятно. Чтобы выбрать подходящие курсы, нужно с высокой точностью спрогнозировать дальнейшее развитие своей отрасли, а сделать это могут только те, кого научили делать подобные выводы, — обладатели высшего образования. Именно этим людям полезно получать новые навыки и прокачивать имеющиеся.

Краткосрочные профессиональные программы, направленные на обучение конкретным навыкам, могут отлично работать. В том случае, если слушатели готовы воспринимать новую важную информацию, самостоятельно ее систематизировать и использовать для дальнейшего профессионального развития. Об этом важном нюансе стоит помнить как работникам, так и работодателям.