Меню

«Лояльность выросла, умений не прибавилось». Бизнес Екатеринбурга — о кадрах в кризис

Предприниматели рады кризису, потому что теперь им не нужно «плясать» вокруг работников. Но на рынке много «мусора», и по-прежнему не понятно, того ли ты нанимаешь. БЛИЦ-ОПРОС на DK.RU

На каждую вакансию в Екатеринбурге сейчас приходится в среднем от трех до десяти кандидатов, и этот тренд превышения предложения над спросом продолжает набирать обороты. За год «рынок кандидата» превратился в «рынок работодателя», и руководители екатеринбургских компаний хотят максимально эффективно использовать сложившееся положение. Правда, качество оказавшихся на рынке людей не всегда радует, но зато налицо мощный психологический эффект от кризиса: работники меньше торгуются и их больше привлекает стабильность.
 
Сложившаяся на рынке труда ситуация обсуждалась на круглом столе «Стратегия управления персоналом в кризис», организованном ИД «Комсомольская правда — Урал» и компанией «Перформия Урал». DK.RU опросил участников встречи и предпринимателей Екатеринбурга на тему, стало ли сейчас на рынке труда проще нанимать  профессионалов. 
 
Ирина Малышева, исполнительный директор компании «Перформия Урал»:
 
 
 — Когда компании закрываются, растут проблемы по неплатежам,  наступают тяжелые времена, объем работы у персонала  увеличивается за счет сокращения штата нерезультативных  сотрудников. А на этом фоне профессионалам приходится работать  «за себя и за того парня», при том, что зарплата остается прежней.  В таких ситуация даже профи могут менять фирмы. Это шанс для  активного и правильного работодателя. Я уверена, что именно в кризис нужно набирать таких людей и создавать команды из таких людей. Когда кризис закончится, нанимать бросятся все, и конкуренция резко возрастет. Это займет больше времени и сил, тем более что в большинстве случаев компании нанимают почти «вслепую», из-за отсутствия правильной технологии, как именно на этапе найма увидеть результативность человека, принесет он деньги в компанию или нет.
 
Наталья Оборина, собственник туристической компании «ЭЛИТА Трэвэл»:
 
— Для меня очень тяжелыми в плане управления персоналом были 2012-2013 гг. Мы укрепляли свои позиции на рынке, и для новых проектов требовались профессионалы, как продажники, так и управленцы, умеющие работать в команде. На собеседования же приходили выпускницы вузов и начинали разговор с оклада в 25-30 тыс. со словами «у меня 2 высших, 3 языка, я стрессоустойчивая, а еще у меня кредит». Я искала компромиссы, рисовала картины будущего, рассказывала про карьерные возможности для лучших сотрудников и разные бонусы. Но соискателей интересовал только фиксированный оклад и нормированный рабочий день, чего у нас в отрасли в принципе не бывает. 
 
Сейчас ситуация на рынке труда поменялась. Есть достойные кандидаты со здоровыми амбициями, знаниями  и навыками, но нет уже того фронта работ. И основная задача меня как руководителя состоит в том, чтобы сохранить существующий коллектив, создать им комфортные условия и обеспечить достойные зарплаты. Вакансии сейчас просто нет, и появятся только к летнему сезону. 
 
 
— Я бы сказал, что работодателю теперь есть из чего выбирать. Очевидно, что в поиске оказались аутсайдеры в своих профессиях. Кризис, как правило, все расставляет на свои места. И профи никогда без работы не останутся. Мне не кажется, что, например, в сфере фитнес-услуг произошли серьезные перемены. Толковые специалисты всегда в цене, и они часто место работы не меняют. Причем это касается как тренерского, так и руководящего состава. Мы всегда в поиске профессионалов. И стараемся просто растить их, удерживать возможностью карьерного роста, чтобы не зависеть от кризисных маятников на рынке труда. 
 
Алена Овчинникова, директор компании «Ювелир Консалтинг»:
 
— С одной стороны конечно, происходящее в экономике абсолютно изменило ситуацию на рынке труда: рынок вновь принадлежит работодателю. Сократился срок поиска кандидатов, в том числе и специалистов, вакансию рядового сотрудника можно закрыть за 2 дня, специалиста — через неделю от начала активного поиска. Увеличилось количество соискателей, готовых к переезду. Например, осенью передо мной стояла задача, в рамках территориального развития сети полностью найти команду нового подразделения. Региональный руководитель был найден за 1,5 недели, помимо этого узкий специалист с легкостью согласился поменять постоянное место жительства и переехать из столицы Урала в небольшой город. Торговая команда была сформирована на месте за 1 неделю, в итоге за месяц мы открыли 6 торговых точек в новом, для компании городе. 
 
Однако также могу отметить и возникающие сложности, одной из которых являются меняющиеся требования к условиям работы, со стороны соискателей. Даже уверенные в себе кандидаты выбирают стабильные условия (окладная часть должна превалировать над бонусами), развитие в должности, возможность вести проекты, обучение — являются мотиваторами второго плана. Бизнес вынужден предлагать другие условия, первое из которых перевести большую часть затрат на оплату труда в переменные затраты, как следствие — уменьшить долю окладной части.
 
Александр Мальцев,  директор компании «Ниссан Клуб»:
 
— Да, мне стало проще, но не только из-за того, что расширился выбор на рынке труда, и выросло число кандидатов в свободном поиске. Сократилась доля ошибок при найме, так как я внедрил в компании новую систему оценки и обработки кандидатов. Найм теперь основан не на интуиции, а на технологии, четкой последовательности действий: от составления объявления о вакансии до ввода в должность — каждый шаг стандартизирован. Поэтому у нас теперь найм стал гораздо более эффективен и меньше зависит от внешней среды.
 
 
 
 
 
 
 
— Я вижу сейчас, что рынок труда принадлежит работодателю. На десятки тысяч резюме компании предлагают лишь несколько тысяч вакансий. Все желающие сейчас объективно не найдут места, и думаю те, кто остался без работы, особенно молодым и предприимчивым, сейчас должно придти заняться своим бизнесом, уйти в сферу самозанятости. Тем более что есть госпрограммы, выдаются субсидии. Это очень серьезный шанс. Через какое-то время может оказаться так, что когда начнется подъем, многие работодатели снова начнут искать массово специалистов, самые «вкусные» варианты уже будут заняты работой на себя.