Меню

Мебель для служебного пользования

Послекризисные годы стали для мебельного рын-  ка переломными. Стремительно вырос спрос  на изделия отечественных фабрик — главным образом на оперативную мебель. До августовских событий

Говорят, правильно выбранная офисная мебель, помимо прямых, выполняет множество косвенных функций. Она дисциплинирует, помогает мобилизоваться, возбуждает деловую активность, благотворно воздействует на психику, снимает напряженность в коллективе, наконец, очищает воздух от соблазнов сна, безделья и не относящихся к работе переживаний.

Послекризисные годы стали для мебельного рын-
 ка переломными. Стремительно вырос спрос
 на изделия отечественных фабрик — главным образом на оперативную мебель. До августовских событий ее основными поставщиками была Италия, законодательница мебельных мод, а также Германия, Финляндия, Польша. По разным оценкам, они контролировали от 70% до 80% рынка. Теперь пальма первенства в руках российских мебельщиков. Стоимость их продукции сегодня вдвое, если не втрое, ниже того же итальянского экспорта. До рублевой девальвации разница в цене не превышала 20-25%.
В Екатеринбурге серийное производство офисной мебели представлено компаниями "Карат-Е", "Евромебель" и "Лиал". Каждое из этих трех предприятий успешно утвердилось в нише мебели для персонала. Однако, как считают местные продавцы, наибольший интерес на рынке по-прежнему представляют предложения столичных и подмосковных фабрик. Так, фирмы "Офис-Комплект" и "Глобус-С", давно торгующие офисной мебелью, отказываются работать с екатеринбургскими предприятиями, предпочитая им "Тор", "Интерьер" и, конечно же, "Шатуру" — которую в Москве называют отечественным монополистом в секторе оперативной мебели. Кроме того, в Екатеринбург активно просачиваются изделия белорусов и украинцев, что только сгущает краски конкуренции.
Но как бы то ни было, екатеринбургские мебельщики на судьбу не жалуются. Благодаря экспансии в регионы и увеличению объемов поставок местные производители обладают неплохим запасом прочности и потенциалом роста.

Оперативка
Тем временем спрос стремительно видоизменяется. Еще в прошлом году местный рынок оперативной мебели казался крепко зажатым в тиски стереотипных прямоугольных форм. Сегодня же все больше заказчиков открывают для себя блага эргономики. Их суть в оптимальной организации рабочей зоны, позволяющей сэкономить время и трудозатраты персонала. Ведущий инженер отдела закупок Т О В А Р Н Ы Е  Р Ы Н К И
АО "Альстом" ("СЭМЗ") Сергей Панькин так описывает достоинства последнего приобретения: "Наш стол изогнут полукругом, что позволяет разместить на нем компьютер, полки, канцелярские принадлежности в радиусе легкой досягаемости. При оформлении заказа особое внимание уделялось кромке стола — самому ломкому и изнашиваемому месту. Ее округлили. Требованиям эргономики также отвечают кресла, имеющие удобные подлокотники и механизмы регулировки высоты посадки. Комплект для одного сотрудника обошелся нам в 8,5 тыс. руб.".
Среди непременных атрибутов эргономичной мебели называют выдвигающиеся панели для клавиатуры, мобильные стойки для телефонов, а также определенную высоту стола (от 72 до 75 см), при которой монитор компьютера находится не выше уровня глаз. В целом же принципы организации рабочего пространства могут быть самыми различными. Хотя зиждутся они на общем представлении, что рабочая зона должна как бы обтекать человека, равно приближая к нему все необходимые вещи. Эту задачу выполняет профилированная столешница сложной, часто округлой формы.
Специалисты полагают, что выбор клиента определяют качество, удобство и дизайн мебели — именно в приведенной очередности. Вопрос цвета тоже важен, но решается он проще: обращением к типовой гамме.
Расцветка мебели большинства местных компаний особым разнообразием не отличается. Отправляясь в любую из них, можно быть априори уверенным, что увидишь один из стандартных офисных цветов — орех антикварный, серый ясень, бук Бавария, черный или белый. Продавцы уверяют, что в состоянии подобрать практически любые оттенки — но на это спрос по-прежнему отвечает упрямым равнодушием.
В диковинку для екатеринбургского бизнеса мебель, выполненная в корпоративных цветах. Сегодня ее можно обнаружить разве что в редких филиалах столичных корпораций.
Явно недостаточно внимания уделяется оздоровительным свойствам мебели. Несмотря на то, что в развитых странах уже давно производят рабочие кресла, выправляющие людям позвоночник, на местном рынке подобные предложения, увы, пока зияют провалом. В то же время, строже стал контроль над соответствием комплектов экологическим нормам. Источающая зловредные запахи мебель встречается все реже. По словам менеджера по продажам "Офис-Комплект" Андрея Мухина, первые вопросы, которые специалисты компании задают поставщикам, это — из каких материалов изготовлен товар, когда мебель проходила тестирование и каков срок действия сертификата. Но предоставленная документация не всегда способна убедить сотрудников "Глобус-С", привыкших больше доверять своему обонянию. На их взгляд, об экологической чистоте мебели можно смело судить по чистоте воздуха в помещении, где несколько часов назад ее собирали.
 
Выше – дороже
Бюджет, выкроенный под меблировку помещений фирмы со штатом в сто человек, в большинстве случаев распределяется следующим образом. Первая треть затрат приходится на оперативные комплекты для приблизительно 85 работников; вторая — уходит на оплату мебели в офисы десятка руководителей подразделений; и на последнюю треть закупается мебель в секретариат, кабинеты замов и президента компании.
Полагаясь на императивные заключения экспертов, мы попытались определить минимальную стоимость рабочего места рядового сотрудника, а также менеджеров средних и высших звеньев. И вот что у нас получилось.
Цена стандартного комплекта для персонала (обычно он подразумевает стол, стул или кресло, подкатную тумбу, стеллаж и место в гардеробе) начинается от 8, а иногда от 10 тыс. руб. Стартовые цифры при меблировке места руководителя крупного отдела — 50 тыс. руб. Добравшись до заместителей директора, можно наблюдать увеличение расходов на обстановку примерно вдвое; в результате мы имеем сумму от 100 тыс. руб. И наконец, кабинет директора фирмы — скромный президент-комплект обойдется покупателю минимум в $ 3,5-4 тыс. Рубеж затрат указывать бессмысленно, ибо, как считают мебельщики, никогда нельзя быть уверенным, что кто-нибудь его уже не преодолел. Нет и единого взгляда на то, что должен содержать классический набор руководителя — сколько начальников, столько и мнений. В качестве подтверждения — два последних заказа, полученных одним из екатеринбургских дилеров, — оба директорских. Первый наверняка убережет хозяина от упреков в излишествах: стоимость его рабочего места едва превышает 100 тыс. руб. и все предметы умещаются на 15 кв. метрах. Во втором случае, целевые расходы — более полумиллиона руб., причем половиной суммы оплачен один лишь конференц-стол. Он, по замыслу заказчика, призван занять центр отдельного помещения, широким проходом сообщающегося с кабинетом генерального.
Можно предположить, что где-то между обозначенными полюсами цен находится значительная часть директорских комплектов, попадающих в екатеринбургские офисы.

Директорская линия
Касательно производства комплектов для руководителя, похвалиться России особенно нечем. Кабинеты наших платежеспособных патронов по преимуществу обставляются привозимым из-за границы. И, заметим, что это не блажь российских начальников: объективно качество отечественных изделий директорского класса, за редким исключением, неконкурентоспособно в сравнении с западными образцами. Наша мебель для боссов серьезно проигрывает заморской в дизайне, а равно в качестве сборки и отделки. И все же нельзя не отметить некоторый прогресс отечественных производителей (включая местных) на директорском фронте. Интересные разработки стали предлагать москвичи. Добротными комплектами грозят пополниться и ассортименты екатеринбургских фабрик. Со слов зам. начальника управления мебели компании "Лиал" Дмитрия Багирова, специально для руководителей среднего и высшего звена на предприятии была разработана программа "Директор".
Иногда рейтинг возможностей отечественных мебельщиков пытаются иллюстрировать сделанными в России апартаментами чиновников. Но, как полагают специалисты, все это от лукавого. К серийному производству подобные работы не имеют ни малейшего отношения.
Достаточно вспомнить историю с путинским кабинетом. Мебель для него выбрали воронежскую, после чего заказчик демонстративно расторг контракт с итальянцами. Эпизод, по просьбе "ДК", прокомментировал директор "Евромебели" Константин Лукаш: "Президентская мебель изготовлялась из натурального дерева. И совершенно очевидно, что мы говорим об эксклюзивном заказе, индивидуальном ручном труде. С натуральным деревом очень много мороки. Оно неоднородно, и при его взаимодействии с краской часто получаются разные оттенки. Конечно, можно добиться однотона — если не ставить вопрос о себестоимости и трудозатратах. Немало подводных камней и в сложнейших технологиях сушки. В результате один кабинет из десяти, возможно, удастся сделать идеальным".

Экскурсия в кабинеты
В Екатеринбурге индивидуальный заказ далеко не всякому руководителю по средствам. Это в Москве и Санкт-Петербурге спрос на эксклюзивную обстановку в стиле барокко, рококо или неоклассицизм — явление, в сущности, обычное. В бедных же регионах кабинетный быт прост и незатейлив. Впрочем, можно сказать и иначе: обители наших директоров много нейтральнее центральных офисов. Роскошь у нас не в большом почете, поэтому мебель, выполненную из дорогих пород натурального дерева, украшенную резьбой, инкрустацией, позолотой или выделанной кожей, в местных компаниях почти не встречается. По словам директора "Глобус-С" Михаила Елькина, шик екатеринбургские начальники, как правило, не одобряют — неправильно могут понять коллеги или, не приведи господь, акционеры. "И вообще, — продолжает г-н Елькин, — наши руководители готовы сидеть хоть на овощных ящиках, лишь бы был телефон. Главное для них — посадить людей, поскорее создать им условия для работы".
Однако вопреки этому, кое-кем делаются осторожные прогнозы смены нынешних аскетичных офисов на более респектабельные интерьеры. Утверждается, что уже немало местных компаний в состоянии меблировать кабинет директора, не поскупившись на эксклюзивный дизайн и элитные материалы.
Надо сказать, проблема соответствия обстановки высокой должности все больше занимает мысли наших руководителей из влиятельной когорты. О чем можно судить по характерным изменениям в спросе. В новой меблировке зримо воплощается стиль руководства. Как отмечают продавцы, заметно растет популярность брифинг-столов (или, иначе, столов для совещаний, переговоров). Многим директорам он заменяет ковер, на который, по русской традиции, вызывают провинившихся для взбучки. Брифинг-приставки находятся чуть ниже столешницы начальника, что символизирует сочетание должностных уровней — то есть ситуацию прямого подчинения. К слову, именно брифинг-стол потребовался в кабинет полпреда по Уральскому региону Петру Латышеву.
Примечательно, что в Западной Европе мебель т-образной конфигурации практически не встречается. Для делового общения там предпочитают круглые либо овальные столы, позволяющие коллегам или партнерам разговаривать на равных. Так что почти все брифинг-приставки, изготовляемые итальянцами, делаются на экспорт для России.
Также бизнесменам полюбились вариации, при которых к рабочей зоне босса перпендикулярно примыкает длинный стол на десять или более персон. "Он привносит в интерьер и бизнес ощущение перспективы", — поделился впечатлениями директор одной из местных фирм. Нередко в цельную обстановку шефа, по его же просьбе, помещается какой-нибудь нестандартный предмет — к примеру, шкаф со встроенным холодильником и баром. Или для пущей презентабельности устанавливается дворцовое кресло либо кожаный диван. Но понятно, что такие вещи приходится дозаказывать отдельно.
В малом и среднем бизнесе начальники нередко довольствуются оперативной обстановкой. Это, прежде всего, касается компаний, в которых трудится не более 30-50 человек. Оттенить свой статус главам подобных организаций обычно мешают традиции корпоративного братства, финансовая слабость, дефицит пространства. Правда, считается, что у проблемы есть несколько простых решений — причем, не сопряженных с большими затратами. Соблюсти мебельную субординацию можно, к примеру, посредством габаритов столешницы — у руководителя она, как правило, самая крупная. Кроме того, если стиль оперативной и директорской мебели совпадает, то последняя должна быть выполнена в чуть более темных тонах.

Дань будущему
Кабинетная культура, не будучи исключением, представляет собой наслоение новаций и традиций — причем, с явным преобладанием последних. "Рынок офисной мебели очень консервативен", — так утверждают специалисты. Поспорить с ними может разве что руководитель, воплотивший в своем интерьере мечты богемной юности или сибаритские фантазии зрелости. Но, как уже говорилось, таких примеров в Екатеринбурге ничтожно мало.
Именно консерватизм заказчиков препятствует проникновению в уральскую столицу мебели из стекла и железа — прочно вошедшей в офисную моду на Западе. "Право, неловко разговаривать с людьми, наблюдая их ноги", — скажут вам местные потребители в ответ на предложение заменить их ДСПэшный стол стеклянным аналогом. Тем временем иностранных  боссов больше волнуют проблемы эстетической чистоты. Они уже недовольны отпечатками пальцев, остающимися на прозрачной мебели. И по некоторой информации, тамошние производители таки удовлетворили требования своих клиентов, сумев изготовить стекло необходимых защитных свойств.
Однако не будем пытаться представить екатеринбургского заказчика безнадежным ретроградом, а сегодняшнее предложение на рынке — доисторическим реликтом. Во всяком случае, с действующими операторами нам это едва ли грозит. Иные из местных продавцов  мебели намеренно форсируют события. Они привозят сюда образцы нетрадиционного дизайна с низкой потребительской способностью. Существует мнение, что затраты эти не напрасны, ибо подогревают новый спрос и, очевидно, в будущем возвратятся сторицей. Хотя в предвосхищении завтрашних вкусов публики всегда присутствует естественный риск. Чем он обернется для экспериментаторов — убытками или шампанским — покажет время. n