Мебель для служебного пользования
Послекризисные годы стали для мебельного рын- ка переломными. Стремительно вырос спрос на изделия отечественных фабрик — главным образом на оперативную мебель. До августовских событий
Послекризисные годы стали для мебельного рын-
ка переломными. Стремительно вырос спрос
на изделия отечественных фабрик — главным образом на оперативную мебель. До августовских событий ее основными поставщиками была Италия, законодательница мебельных мод, а также Германия, Финляндия, Польша. По разным оценкам, они контролировали от 70% до 80% рынка. Теперь пальма первенства в руках российских мебельщиков. Стоимость их продукции сегодня вдвое, если не втрое, ниже того же итальянского экспорта. До рублевой девальвации разница в цене не превышала 20-25%.
В Екатеринбурге серийное производство офисной мебели представлено компаниями "Карат-Е", "Евромебель" и "Лиал". Каждое из этих трех предприятий успешно утвердилось в нише мебели для персонала. Однако, как считают местные продавцы, наибольший интерес на рынке по-прежнему представляют предложения столичных и подмосковных фабрик. Так, фирмы "Офис-Комплект" и "Глобус-С", давно торгующие офисной мебелью, отказываются работать с екатеринбургскими предприятиями, предпочитая им "Тор", "Интерьер" и, конечно же, "Шатуру" — которую в Москве называют отечественным монополистом в секторе оперативной мебели. Кроме того, в Екатеринбург активно просачиваются изделия белорусов и украинцев, что только сгущает краски конкуренции.
Но как бы то ни было, екатеринбургские мебельщики на судьбу не жалуются. Благодаря экспансии в регионы и увеличению объемов поставок местные производители обладают неплохим запасом прочности и потенциалом роста.
Оперативка
Тем временем спрос стремительно видоизменяется. Еще в прошлом году местный рынок оперативной мебели казался крепко зажатым в тиски стереотипных прямоугольных форм. Сегодня же все больше заказчиков открывают для себя блага эргономики. Их суть в оптимальной организации рабочей зоны, позволяющей сэкономить время и трудозатраты персонала. Ведущий инженер отдела закупок Т О В А Р Н Ы Е Р Ы Н К И
АО "Альстом" ("СЭМЗ") Сергей Панькин так описывает достоинства последнего приобретения: "Наш стол изогнут полукругом, что позволяет разместить на нем компьютер, полки, канцелярские принадлежности в радиусе легкой досягаемости. При оформлении заказа особое внимание уделялось кромке стола — самому ломкому и изнашиваемому месту. Ее округлили. Требованиям эргономики также отвечают кресла, имеющие удобные подлокотники и механизмы регулировки высоты посадки. Комплект для одного сотрудника обошелся нам в 8,5 тыс. руб.".
Среди непременных атрибутов эргономичной мебели называют выдвигающиеся панели для клавиатуры, мобильные стойки для телефонов, а также определенную высоту стола (от 72 до 75 см), при которой монитор компьютера находится не выше уровня глаз. В целом же принципы организации рабочего пространства могут быть самыми различными. Хотя зиждутся они на общем представлении, что рабочая зона должна как бы обтекать человека, равно приближая к нему все необходимые вещи. Эту задачу выполняет профилированная столешница сложной, часто округлой формы.
Специалисты полагают, что выбор клиента определяют качество, удобство и дизайн мебели — именно в приведенной очередности. Вопрос цвета тоже важен, но решается он проще: обращением к типовой гамме.
Расцветка мебели большинства местных компаний особым разнообразием не отличается. Отправляясь в любую из них, можно быть априори уверенным, что увидишь один из стандартных офисных цветов — орех антикварный, серый ясень, бук Бавария, черный или белый. Продавцы уверяют, что в состоянии подобрать практически любые оттенки — но на это спрос по-прежнему отвечает упрямым равнодушием.
В диковинку для екатеринбургского бизнеса мебель, выполненная в корпоративных цветах. Сегодня ее можно обнаружить разве что в редких филиалах столичных корпораций.
Явно недостаточно внимания уделяется оздоровительным свойствам мебели. Несмотря на то, что в развитых странах уже давно производят рабочие кресла, выправляющие людям позвоночник, на местном рынке подобные предложения, увы, пока зияют провалом. В то же время, строже стал контроль над соответствием комплектов экологическим нормам. Источающая зловредные запахи мебель встречается все реже. По словам менеджера по продажам "Офис-Комплект" Андрея Мухина, первые вопросы, которые специалисты компании задают поставщикам, это — из каких материалов изготовлен товар, когда мебель проходила тестирование и каков срок действия сертификата. Но предоставленная документация не всегда способна убедить сотрудников "Глобус-С", привыкших больше доверять своему обонянию. На их взгляд, об экологической чистоте мебели можно смело судить по чистоте воздуха в помещении, где несколько часов назад ее собирали.
Выше – дороже
Бюджет, выкроенный под меблировку помещений фирмы со штатом в сто человек, в большинстве случаев распределяется следующим образом. Первая треть затрат приходится на оперативные комплекты для приблизительно 85 работников; вторая — уходит на оплату мебели в офисы десятка руководителей подразделений; и на последнюю треть закупается мебель в секретариат, кабинеты замов и президента компании.
Полагаясь на императивные заключения экспертов, мы попытались определить минимальную стоимость рабочего места рядового сотрудника, а также менеджеров средних и высших звеньев. И вот что у нас получилось.
Цена стандартного комплекта для персонала (обычно он подразумевает стол, стул или кресло, подкатную тумбу, стеллаж и место в гардеробе) начинается от 8, а иногда от 10 тыс. руб. Стартовые цифры при меблировке места руководителя крупного отдела — 50 тыс. руб. Добравшись до заместителей директора, можно наблюдать увеличение расходов на обстановку примерно вдвое; в результате мы имеем сумму от 100 тыс. руб. И наконец, кабинет директора фирмы — скромный президент-комплект обойдется покупателю минимум в $ 3,5-4 тыс. Рубеж затрат указывать бессмысленно, ибо, как считают мебельщики, никогда нельзя быть уверенным, что кто-нибудь его уже не преодолел. Нет и единого взгляда на то, что должен содержать классический набор руководителя — сколько начальников, столько и мнений. В качестве подтверждения — два последних заказа, полученных одним из екатеринбургских дилеров, — оба директорских. Первый наверняка убережет хозяина от упреков в излишествах: стоимость его рабочего места едва превышает 100 тыс. руб. и все предметы умещаются на 15 кв. метрах. Во втором случае, целевые расходы — более полумиллиона руб., причем половиной суммы оплачен один лишь конференц-стол. Он, по замыслу заказчика, призван занять центр отдельного помещения, широким проходом сообщающегося с кабинетом генерального.
Можно предположить, что где-то между обозначенными полюсами цен находится значительная часть директорских комплектов, попадающих в екатеринбургские офисы.
Директорская линия
Касательно производства комплектов для руководителя, похвалиться России особенно нечем. Кабинеты наших платежеспособных патронов по преимуществу обставляются привозимым из-за границы. И, заметим, что это не блажь российских начальников: объективно качество отечественных изделий директорского класса, за редким исключением, неконкурентоспособно в сравнении с западными образцами. Наша мебель для боссов серьезно проигрывает заморской в дизайне, а равно в качестве сборки и отделки. И все же нельзя не отметить некоторый прогресс отечественных производителей (включая местных) на директорском фронте. Интересные разработки стали предлагать москвичи. Добротными комплектами грозят пополниться и ассортименты екатеринбургских фабрик. Со слов зам. начальника управления мебели компании "Лиал" Дмитрия Багирова, специально для руководителей среднего и высшего звена на предприятии была разработана программа "Директор".
Иногда рейтинг возможностей отечественных мебельщиков пытаются иллюстрировать сделанными в России апартаментами чиновников. Но, как полагают специалисты, все это от лукавого. К серийному производству подобные работы не имеют ни малейшего отношения.
Достаточно вспомнить историю с путинским кабинетом. Мебель для него выбрали воронежскую, после чего заказчик демонстративно расторг контракт с итальянцами. Эпизод, по просьбе "ДК", прокомментировал директор "Евромебели" Константин Лукаш: "Президентская мебель изготовлялась из натурального дерева. И совершенно очевидно, что мы говорим об эксклюзивном заказе, индивидуальном ручном труде. С натуральным деревом очень много мороки. Оно неоднородно, и при его взаимодействии с краской часто получаются разные оттенки. Конечно, можно добиться однотона — если не ставить вопрос о себестоимости и трудозатратах. Немало подводных камней и в сложнейших технологиях сушки. В результате один кабинет из десяти, возможно, удастся сделать идеальным".
Экскурсия в кабинеты
В Екатеринбурге индивидуальный заказ далеко не всякому руководителю по средствам. Это в Москве и Санкт-Петербурге спрос на эксклюзивную обстановку в стиле барокко, рококо или неоклассицизм — явление, в сущности, обычное. В бедных же регионах кабинетный быт прост и незатейлив. Впрочем, можно сказать и иначе: обители наших директоров много нейтральнее центральных офисов. Роскошь у нас не в большом почете, поэтому мебель, выполненную из дорогих пород натурального дерева, украшенную резьбой, инкрустацией, позолотой или выделанной кожей, в местных компаниях почти не встречается. По словам директора "Глобус-С" Михаила Елькина, шик екатеринбургские начальники, как правило, не одобряют — неправильно могут понять коллеги или, не приведи господь, акционеры. "И вообще, — продолжает г-н Елькин, — наши руководители готовы сидеть хоть на овощных ящиках, лишь бы был телефон. Главное для них — посадить людей, поскорее создать им условия для работы".
Однако вопреки этому, кое-кем делаются осторожные прогнозы смены нынешних аскетичных офисов на более респектабельные интерьеры. Утверждается, что уже немало местных компаний в состоянии меблировать кабинет директора, не поскупившись на эксклюзивный дизайн и элитные материалы.
Надо сказать, проблема соответствия обстановки высокой должности все больше занимает мысли наших руководителей из влиятельной когорты. О чем можно судить по характерным изменениям в спросе. В новой меблировке зримо воплощается стиль руководства. Как отмечают продавцы, заметно растет популярность брифинг-столов (или, иначе, столов для совещаний, переговоров). Многим директорам он заменяет ковер, на который, по русской традиции, вызывают провинившихся для взбучки. Брифинг-приставки находятся чуть ниже столешницы начальника, что символизирует сочетание должностных уровней — то есть ситуацию прямого подчинения. К слову, именно брифинг-стол потребовался в кабинет полпреда по Уральскому региону Петру Латышеву.
Примечательно, что в Западной Европе мебель т-образной конфигурации практически не встречается. Для делового общения там предпочитают круглые либо овальные столы, позволяющие коллегам или партнерам разговаривать на равных. Так что почти все брифинг-приставки, изготовляемые итальянцами, делаются на экспорт для России.
Также бизнесменам полюбились вариации, при которых к рабочей зоне босса перпендикулярно примыкает длинный стол на десять или более персон. "Он привносит в интерьер и бизнес ощущение перспективы", — поделился впечатлениями директор одной из местных фирм. Нередко в цельную обстановку шефа, по его же просьбе, помещается какой-нибудь нестандартный предмет — к примеру, шкаф со встроенным холодильником и баром. Или для пущей презентабельности устанавливается дворцовое кресло либо кожаный диван. Но понятно, что такие вещи приходится дозаказывать отдельно.
В малом и среднем бизнесе начальники нередко довольствуются оперативной обстановкой. Это, прежде всего, касается компаний, в которых трудится не более 30-50 человек. Оттенить свой статус главам подобных организаций обычно мешают традиции корпоративного братства, финансовая слабость, дефицит пространства. Правда, считается, что у проблемы есть несколько простых решений — причем, не сопряженных с большими затратами. Соблюсти мебельную субординацию можно, к примеру, посредством габаритов столешницы — у руководителя она, как правило, самая крупная. Кроме того, если стиль оперативной и директорской мебели совпадает, то последняя должна быть выполнена в чуть более темных тонах.
Дань будущему
Кабинетная культура, не будучи исключением, представляет собой наслоение новаций и традиций — причем, с явным преобладанием последних. "Рынок офисной мебели очень консервативен", — так утверждают специалисты. Поспорить с ними может разве что руководитель, воплотивший в своем интерьере мечты богемной юности или сибаритские фантазии зрелости. Но, как уже говорилось, таких примеров в Екатеринбурге ничтожно мало.
Именно консерватизм заказчиков препятствует проникновению в уральскую столицу мебели из стекла и железа — прочно вошедшей в офисную моду на Западе. "Право, неловко разговаривать с людьми, наблюдая их ноги", — скажут вам местные потребители в ответ на предложение заменить их ДСПэшный стол стеклянным аналогом. Тем временем иностранных боссов больше волнуют проблемы эстетической чистоты. Они уже недовольны отпечатками пальцев, остающимися на прозрачной мебели. И по некоторой информации, тамошние производители таки удовлетворили требования своих клиентов, сумев изготовить стекло необходимых защитных свойств.
Однако не будем пытаться представить екатеринбургского заказчика безнадежным ретроградом, а сегодняшнее предложение на рынке — доисторическим реликтом. Во всяком случае, с действующими операторами нам это едва ли грозит. Иные из местных продавцов мебели намеренно форсируют события. Они привозят сюда образцы нетрадиционного дизайна с низкой потребительской способностью. Существует мнение, что затраты эти не напрасны, ибо подогревают новый спрос и, очевидно, в будущем возвратятся сторицей. Хотя в предвосхищении завтрашних вкусов публики всегда присутствует естественный риск. Чем он обернется для экспериментаторов — убытками или шампанским — покажет время. n