Меню

Минфин хочет упростить процедуру открытия компаний и их ликвидации

Минфин ведет разработку законопроекта, который позволит исключить нотариусов из бюрократической цепочки, которая неизбежно возникает при регистрации фирм и их ликвидации.

Проект закона предполагает, что регистрация новых фирм будет производиться непосредственно в МФЦ - многофункциональных центрах, созданных в рамках исполнения закона о госуслугах. Таким образом, при открытии и закрытии компании предприниматель сможет избежать необходимости пользоваться услугами нотариусов, которые отнимают время и деньги. Об этом пишут «Известия».

Чтобы зарегистрировать фирму, предприниматель должен предоставить пакет документов в местную налоговую инспекцию или МФЦ. В этот пакет входят: заявление о госрегистрации и документы об оплате госпошлины (4 тыс. рублей), протокол или договор о создании юрлица, учредительные документы. Подлинность подписи, сделанной представителем компании на заявлении о госрегистрации, нужно заверить нотариально.

Средняя цена нотариального заверения подписи - 1–1,5 тыс. руб., а подготовка всего пакета документов для регистрации компании может стоить предпринимателю 5–11 тыс. руб. Иными словами, регистрировать компанию самому в несколько раз дешевле.

Тем не менее к услугам нотариусов сегодня обращается каждый шестой гражданин, регистрирующий или ликвидирующий компанию. Почему - понятно: вместо того, чтобы делать два визита — в налоговую или МФЦ и к нотариусу — лучше сразу обратиться к последнему. К тому же бизнесмены в большинстве своем уверены, что нотариальное сопровождение снижает риск неверно составленных документов. 

Если законопроект Минфина будет принят, предприниматели смогут сэкономить и время, и деньги. Именно экономия станет главным преимуществом, полученной в результате реализации инициативы министерства, уверена управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова.

«Это плюс для небольших компаний и ИП, занимающихся процедурой регистрации или ликвидации самостоятельно», — отмечает она.

В то же время предприниматели должны быть готовыми к тому, что, оплачивая госпошлину через терминал МФЦ, придется отдать 200 рублей в качестве комиссии. Кроме того, аппарат не выдает сдачу. Если предприниматель не захочет сам заниматься оформлением и оплатой, а доверит это кому-нибудь, то сэкономить на регистрации или закрытии фирмы ему вряд ли удастся.

«Часто бизнесмены отдают процедуру регистрации (ликвидации) на аутсорсинг профильным организациям, в этом случае доля расходов на нотариуса в общем объеме затрат на регистрацию или ликвидацию невысока —  учитывая пошлины, услуги регистраторов и прочие сборы. В общем объеме расходов на запуск предприятия затраты на нотариуса, как правило, вообще незначительны. А сумма резервных средств на непредвиденные расходы в рамках открытия бизнеса может значительно превышать затраты на нотариуса», — отмечает Тамара Касьянова.

Есть, однако, и те, кто инициативу Минфина не поддерживает. К ним относится, в частности, начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты (ФНП) Александр Сагин. По его мнению, помощь нотариусов позволяет минимизировать риски появления недостоверных данных в ЕГРЮЛ и возможность рейдерских захватов, а также успешно бороться с мошенничеством в корпоративной сфере. 

«Нотариусы заверяют подлинность заявителей на документах о регистрации компаний по меньшей мере два года. Они действуют в режиме «одного окна», предоставляя сервис при подаче заявлений о внесении сведений в ЕГРЮЛ (включая заявление о регистрации юрлица). Нотариус сам подает заявление в ФНС в электронном виде, получает обратно соответствующие листы записи в ЕГРЮЛ и  выдает заявителю. …Нотариус по закону несет полную имущественную ответственность за свои действия, то есть в случае своей ошибки нотариус возмещает весь причиненный ущерб (гражданам, юрлицу или государству). Сотрудники МФЦ — равно как МФЦ в целом — такой ответственности не несут», — пояснил он.

Сагин подчеркнул, что у сотрудников МФЦ могут появиться массовые ошибки в ЕГРЮЛ из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации. Будучи принятым, законопроект Министерства финансов откроет дорогу методам рейдерских захватов, опасается Сагин, хотя успешно бороться с ними стало возможным именно благодаря участию нотариусов в регистрационных процедурах.

С Сагиным солидарен и президент коллегии адвокатов «Левант и партнеры» Матвей Левант:

«В чем принципиальное отличие от приема документов о внесении изменений в устав и ЕГРЮЛ? Необходимо предоставить возможность подачи документов на все виды регистрационных действий, тем более что такая инициатива не затрагивает требования к форме сделок, порядку проведения собраний компаний».