Меню

Минфин приступил к глобальной реформе ОСАГО. Чего ждать автовладельцам?

Минфин приступает к глобальной реформе ОСАГО. Теперь автовладельцев ожидает классовое разделение и три вида полисов с различными суммами потенциальных выплат.

Финальный вариант поправок Минфина к закону об ОСАГО оказался в распоряжении «Коммерсанта». Издание пишет, что совсем скоро в России все полисы ОСАГО могут разделить на три вида: «эконом» с лимитом в 400–500 тыс. руб. потенциальных выплат, «стандартные» — до 1 млн руб. и «премиум» — до 2 млн руб. возмещения. Кроме того, Минфин планирует аннулировать коэффициент мощности автомобиля при расчете цены полиса и дать страховщику право самостоятельно выставлять автовладельцу коэффициент нарушений ПДД. В Центробанке считают, что такие поправки избыточны, a защитники автовладельцев уверены, что страховщики в случае принятия названных изменений начнут массово насаждать продажу полисов класса «премиум».

Из финальных поправок к закону об ОСАГО, подготовленных Минфином к совещанию с ЦБ 16 сентября, следует, что скоро система обязательного автомобильного страхования в стране претерпит глобальные изменения. Прежде всего, полисы ОСАГО поделят на три вида в зависимости от страховой суммы — министерство предлагает водителю выбор. Предлагаться автомобилистам будет «экономпакет» с лимитами 400 тыс. руб. за вред имуществу и 500 тыс. руб. за урон здоровью (действующий сейчас). Также будет «стандартный» полис — с лимитами ответственности страховщика 1 млн руб. по каждому из рисков, и «премиальный набор» с выплатой 2 млн руб. За расширения полиса нужно будет доплатить, при этом варианты доплаты, по мнению Минфина, должен установить ЦБ.

Еще одним заметным изменением может стать отказ от коэффициента мощности автомобиля при расчете ОСАГО. Отметим, сейчас он составляет от 0,6 (для автомобиля мощностью до 50 л. с.) до 1,6 (свыше 150 л. с.). в то же время предлагается ввести новый коэффициент нарушений правил дорожного движения — езда в состоянии опьянения, проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 40 км/час, пересечение двойной сплошной. Минфин предлагает страховщикам самостоятельно применять также коэффициенты за агрессивное или аккуратное вождение. Кроме того, предусмотрены надбавки за сообщение страховщику заведомо ложных сведений, повлиявших на снижение цены полиса, и за «умышленное содействие наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков». Величина новых коэффициентов в поправках не указана, ее определит ЦБ, именно он является тарифным органом в ОСАГО, своим указанием устанавливая параметры цены полиса.

Еще одна часть поправок посвящена замене денежной выплаты ОСАГО ремонтом автомобиля. потерпевшим предложат выбор сервиса по согласованию со страховщиком, из числа станций, с которыми у компании заключены договоры. При этом страховщик будет нести ответственность за ремонт, в акте приема-передачи будет установлен гарантийный срок «не менее двух месяцев» на работы. При этом при оплате ремонтом износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, не учитывается. То есть доплачивать за установку новых запчастей автовладельцу не придется.

В тексте проекта указывается, что ЦБ устанавливает требования к организации восстановительного ремонта: приближенность сервиса к месту жительства потерпевшего или к месту ДТП, сроки ремонта, «режима работы станции технического обслуживания, использование современных технологий восстановительного ремонта, методов диагностики» и прочее.

В финальной версии проекта нет информации о многолетних полисах ОСАГО, которой сопротивлялось страховое лобби. Как ранее заявлял президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, при заключении, к примеру, трехлетнего ОСАГО в случае скачка цен, девальвации или ревальвации рубля пришлось бы пересчитывать цену полиса, а это неудобно.

По сообщениям «Коммерсанта», в ЦБ не рады таким кардинальным переменам в ОСАГО. В ведомстве считают, что за глобальностью изменений не удастся провести в осеннюю сессию Госдумы поправки, подготовленные по поручению президента (дано по итогам прямой линии Владимира Путина 14 апреля этого года о замене денежной выплаты ремонтом).

«Избыточность инициатив может стать якорями, которые утопят проект»,— говорит собеседник издания, знакомый с позицией ЦБ.

В Российском союзе автостраховщиков заявили, что финальный вариант поправок не видели, приоритетными для страхового сообщества являются замена денежной выплаты ремонтом и борьба с мошенниками.

При этом защитники автомобилистов изменения Минфина оценивают положительно, но уверены, что и в реформированной таким образом «автогражданке» автовладелец останется внакладе.

«Выбор страховых сумм — явление положительное,— говорит глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюринков.— Но есть вероятность, что страховщики начнут работать в духе: “Бланков стандартных полисов нет, покупайте только премиальный пакет”».

Также, по словам эксперта, новые коэффициенты позволят страховщикам увеличивать стоимость полиса до максимального предела (в поправках максимальная цена полиса — это пятикратный размер базовой ставки тарифа), «что при нынешнем уровне развития страховщиков недопустимо».

«Ответственность страховщика за сроки ремонта и его качество — это хорошо,— продолжает защитник.— Но насильственное насаждение ремонта, отсутствие выбора “деньги или ремонт” — это по-прежнему плохо».