Меню

МНЕНИЕ: «Доверие к ТВ падает, к прессе – растёт. Почему?» — Александр Оськин, АРПП

«Еще в советские годы наш народ научился читать прессу между строк, и это качество, видимо, передается из поколения в поколение».

Блоги DK.RU

Александр Оськин:

Общественность активно обсуждает публикацию в «Российской газете» («Печати верить»), в которой приводятся примеры и факты в пользу того, что информация в прессе вызывает больше доверия, чем в электронных СМИ.

Ссылаясь на исследование компании Ipsos Comcon, «РГ» написаала, что за  прошедший год рекордно упало доверие россиян к телевидению — на 9%, причем это касается всех возрастных групп населения. Газеты же, напротив, повысили доверие к себе читателей с 37% до 40%. В то же время, больше всего у нас в стране доверяют интернету – 42% пользователей верят информации в Сети. В статье отмечается: «Эксперты предположили, что главная причина изменения уровня доверия россиян к различным СМИ связана с качеством контента.  А вот причина роста интереса к Интернету связана банально с дешевизной получения информации. Сегодня в Сети человек может быстро найти абсолютно любую информацию, практически без ограничений».

К сказанному добавлю, что и программные статьи кандидата в президенты Путина В.В. в количестве семи штук были в свое время опубликованы не  в каких-нибудь социальных сетях или блогах, а в ведущих многотиражных бумажных газетах.

Мне могут возразить, что как бы то ни было, популярность интернета достаточно большая, и доверие к Сети высказывают 42% опрошенных. Но все дело в нюансах, и о нюансах я бы хотел сказать следующее.

Падение доверия к отечественному телевидению происходит прежде всего из-за крайне низкой квалификации тележурналистов и общего тренда к уменьшению достоверности на голубом экране. И мне по этому поводу знакомая аптекарша в Подмосковье заметила как-то: «Всё дорожает, жить всё тяжелее, а включишь телевизор – там всё замечательно». И она со вздохом продала мне лекарство, которое за год подорожало в три раза.

В печатных СМИ, даже в официозных, к публикациям относятся более ответственно и стараются избежать откровенной пропагандистской «лапши». Кстати, еще в советские годы наш народ научился читать прессу между строк, и это качество, видимо, передается из поколения в поколение.

Нас часто уверяют, что интернет убьет печатную прессу и бумажную книгу. Я уже высказывал ранее по этому поводу серьезные сомнения в  обоснованности суждений «похоронной команды печатных СМИ. И вот пришли новые данные за прошедший год: в США, Канаде и Германии продажи бумажных книг выросли на несколько процентов, а электронных – упали. А в продвинутой Японии тираж ежедневной бумажной газеты «Асахи» составил 3 миллиона экземпляров. Бумажная печать – она и достовернее, и комфортнее. А в сочетании с интернет-информацией – живет и здравствует.

Борьба в медиасфере между различными СМИ на самом деле идёт за время потребителя. За то количество минут, которое человек тратит на один из  пяти каналов информации. И тот канал, который сможет «продавать» себя большее количество минут в сутки, будет процветать в большей степени.

Телевидение с точки зрения достоверности себя дискредитировало, сдвигаясь в сферу потребления спортивных и развлекательных передач. На этом фоне пресса, безусловно, прибавила, хотя купить её в нашей стране делается всё труднее и труднее, т.к. киоски прессы продолжают уничтожаться со средней скоростью 7 киосков в день. И осталось их всего 27 тысяч вместо бывших 42 тысяч. И подписка в стране стала дороже розницы, что её убивает на корню. Но это все эти негативные тренды рукотворные, и их можно достаточно легко исправить.

С интернетом сложнее, потому что поиск в этом гигантском массиве нужной и достоверной информации требует или значительного времени, или высокого профессионализма. Широкие народные массы легко попадают на «лабуду», что особенно нехорошо для детей и подростков. Если же материалы готовит информационная «фабрика» под названием «редакция», то в этом случае возникают два позитива – экономия времени и бо́льшая степень доверия.

Поэтому же можно вполне определённо сказать, что обозначенные тренды будут сохраняться, потребители информации будут всё опытнее и  разборчивее. И поэтому можно с оптимизмом смотреть на будущее печатных СМИ и  бумажных книг. Наша цивилизация, думаю, никогда не откажется от потребления информации на бумажных носителях, но для этого она должна быть адекватной спросу, бурно меняющемуся в цифровую эпоху, и активно взаимодействовать с  новыми носителями информации.