Меню

«Мы будем иметь дело с объединением ТВ и интернета». Васкецов — о будущем медиапотребления

«Каждому провайдеру придется сделать выбор — оставаться «трубой» для передачи сигнала и или развивать различные услуги с использованием последних технологий». Колонка на DK.RU.

Коммерческий директор компании «АКАДО – Екатеринбург» Илья Васкецов:
 
— Современный человек проводит перед экраном телевизора (планшета, смартфона) много свободного времени. Телесмотрение занимает значительную часть нашей жизни и меняется вместе с ней, с развитием новых технологий. Уже сейчас можно представить, что и как мы будем смотреть в ближайшем будущем. Изменится не только само телесмотрение, но и связанные с ним услуги, а также отношения между игроками этого рынка.
 

Предпосылки изменений

 
Существует несколько групп ключевых факторов, провоцирующих изменение формата телеконтента и способов его потребления. К первой группе относятся факторы технико-экономического характера. Прежде всего, это достаточно высокий на сегодняшний день уровень проникновения ШПД, что характерно для российских столиц и городов — миллиоников, в том числе Екатеринбурга (где уровень проникновения сегодня достигает 80-85%). Фактически, по степени востребованности доступ в Интернет вошел в число коммунальных услуг, без которых жизнь кажется невозможной. Причем скорости ШПД таковы, что смотреть любые фильмы, программы и сериалы можно не просто он-лайн, но и в HD-качестве без «тормозов». Еще один фактор — стремительное развитие гаджетов. HD-телевизоры, смартфоны, планшеты, нетбуки и другие устройства обеспечивают самые широкие возможности для просмотра видеоконтента, причем растет число тех, кто предпочитает просмотр в мобильном режиме. Начинает снижаться доля аналогового телевидения, уступая место цифровому эфирному телевидению. А высокая конкуренция в сегменте платного ТВ обеспечивает относительно низкие тарифы, соответственно, расширяя доступность услуги. 
 
Меняется и сам видеоконтент. Во-первых, растет доля контента, производимого для цифрового просмотра. Во-вторых, под воздействием технологий он становится дифференцированным. Телеконтент (создаваемый телеканалами) перестал быть единственным источником видеоинформации. В последние несколько лет значительно увеличилась доля видеоконтента в интернете, большей частью формируемого самими пользователями. Значительный объем такого контента генерируют социальные сети.  А поскольку информация в соцсетях профилируется под разные группы пользователей, профилированным становится и видеоконтент.
 
Соответственно, меняется формат телесмотрения. Пока еще примерно три четверти пользователей предпочитают так называемый фоновый (линейный, пассивный) формат: смотрю то, что показывают согласно программе передач. При этом наибольшим спросом пользуются первые 20 телеканалов. Однако остальные польз являются приверженцами нового, фокусного (нелинейного) формата: смотрю только то, что нравится, в любом месте и в удобное время, используя технологии timeshift, Smart TV, OTT- сервисы и другие. И эта доля постепенно растет. На рост влияет эволюция поведения потребителя — он привык получать нужное быстро и с минимальными усилиями. Потребитель меняет роль пассивного приемника видеоинформации на роль драйвера для развития рынка. 
 
Как ни странно, влияние на роль телевидения в жизни потребителя оказывают климатические условия. На Урале и далее, в северных регионах, где 7-8 из 12 месяцев стоит, фактически, зима, что не располагает к живому, уличному общению. В процессе общения  интернет и телевидение  играют очень большую роль, в отличие от южных регионов или западных стран.
 
 

Что день грядущий нам готовит? 

 
Понимания этих предпосылок достаточно для того, чтобы с высокой долей вероятности прогнозировать как и в каком направлении будет меняться телесмотрение в перспективе ближайших 7-10 лет.
 
Аналоговое телевидение практически утратит актуальность (как утратила его аналоговая телефония). Оно будет в основном заменено цифровым телевидением, а в еще более отдаленной перспективе — интернет-вещанием. Та же судьба ожидает фоновый формат телесмотрения. Его почти тотальному вытеснению будет способствовать развитие и расширение числа интерактивных сервисов, а также появление новых технологий, таких, как «мультискрин» (возможность начать смотреть программу на телевизоре, а продолжить на любом другом устройстве, включая смартфон), создание подборок любимых программ («телетеки»), кинофильмов («кинотеки») — всего, что дает возможность профилировать телеконтент под предпочтения конкретного пользователя (это касается и телерекламы).  
 
Телеканалы уже сейчас меняют подход к производству контента, эта практика с течением времени будет расширяться. Контент адаптируется для телевизоров и других устройств с IP- протоколом (смартфонов, ПК, планшетов), становится ориентированным на просмотр со сдвигом во времени и профилированным под различные категории пользователей. То есть телеконтент по формату максимально приближается к сетевому видеоконтенту. Кроме того, необходимым условием для эффективной работы телеканала становится качественная обратная связь с телезрителем, одним из выражений которой становятся телеизмерения. Без них профилировать контент просто невозможно.
 
Интернет-провайдеры вынуждены будут менять формат отношений с производителями видеоконтента, в том числе телеканалами. При описанной выше логике развития телесмотрения из цепочки добавленной стоимости их могут вытеснить новые игроки — операторы OTT-сервисов и агрегаторы видеоконтента (типа IVI.RU) которые превосходят провайдеров по специализации, численности, и, что более важно — по объему охвата аудитории, поскольку не имеют привязки к конкретной территории.
 
Традиционные провайдеры в таких условиях рискуют превратиться в компании, только обеспечивающие связь поставщика контента с агрегатором и агрегатора с абонентом. 
 
Какие направления работы позволят провайдерам остаться на рынке? Безусловно, одним из них является уход в технологии. Провайдеры могут создать (или приобрести готовую) сервисную платформу, доступную с любого устройства и позволяющую просматривать как контент из интернета, так и телеконтент с возможностью сдвига во времени, записи или перемотки эфира и т.п. Платформа может содержать личный кабинет и полезные виджеты: календарь, погода, трансляция с камер наблюдения, пробки и прочие. Еще одно направление — создание или адаптация технологий, позволяющих доставлять качественный сигнал на все принимающие устройства в доме абонента, то есть создание систему «Мультирум». Эта задача уже сегодня решается многими участниками рынка. 
 
Очевидно, появится и будет широко востребована услуга профилирования телеконтента под интересы именно своего абонента, что в свою очередь позволит ему освободиться от ненужных информационных потоков. И, наконец, провайдеры могут начать зарабатывать, предоставляя каналам телеизмерения. Уже сегодня созданы все необходимые технологии (в том числе IPTV) для формирования таких данных. 
 
Что касается способов доставки теле- и видеоконтента в домохозяйства, на первый план пока выходят три. Это эфирное цифровое телесмотрение с упором на первые 20 телеканалов (государство будет делать все для того, чтобы их аудитория либо росла, либо хотя бы не снижалась), спутниковое (для жителей отдаленных территорий, не ориентированных на традиционное телевидение, но и не имеющих возможности провести ШПД), и самый перспективный вид — просмотр телеконтента и любого другого видеоконтента посредством IP-протокола, на мобильном устройстве либо на неком аналоге мультиэкрана — центра управления всем медиа в доме (к этому активно идут производители телевизоров, уже превратившие свой продукт, по сути, в гигантские компьютерные мониторы).  И такой вид телевидения лет через 10 потеснит все остальные.
 
Мы будем иметь дело с объединением телевидения и интернета. А каждому провайдеру придется сделать выбор — оставаться «трубой» для передачи сигнала и позволять другим зарабатывать на своих сетях или развивать различные услуги с использованием последних технологий и в том числе занимать нишу сервисной компании.