Меню

Дополнение к оружию. Как уральская компания стала одевать охотников и рыбаков всей страны

Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«При долларе по 70 руб. наша одежда была вне конкуренции — зарубежная стоила в 2-3 раза дороже». Как создать на Урале крупную компанию по производству экипировки и потеснить конкурентов. Опыт на DK.RU

Компания «Нова-текс» производит одежду для охотников, рыбаков и туристов. За последние годы она стала одним из лидеров рынка экипировки в России. В немалой степени этому способствовал кризис 2014-2015 гг.: стоимость труда в нашей стране за счет девальвации рубля серьезно снизилась по сравнению с зарубежными фабриками, а из-за санкций часть западных компаний ушли с рынка. Теперь российские производители постепенно занимают их место: качество продукции растет, и они уже задумываются об экспорте. Основатель компании «Новатекс» Игорь Крапивин рассказал DK.RU, как создавал компанию в кризис 2009 г. и как намерен стать лидером на российском рынке. 
 
Досье: родился в 1979 г. в городе Лысьва, Пермский край. Получил средне-специальное юридическое образование, работает с 18 лет. 
 
Игорь Крапивин приехал работать в Екатеринбург в 2003 г. Первое время трудился на двух-трех работах: был менеджером по продажам в текстильной компании, параллельно — охранником и грузчиком. Наемным сотрудником он проработал шесть  лет, постепенно уперся в потолок и решил организовать свой бизнес. 
 
 
Едва ли не ключевую роль в этом сыграло увлечение охотой и рыбалкой. Отец предпринимателя с четырех лет брал его с собой на рыбалку, а в шесть лет уже начал знакомить с азами охоты.  
 
Свое дело Игорь Крапивин начинал как дистрибьютор трех московских компаний по продаже одежды для охоты, рыбалки и туризма. Сначала эту экипировку тестировали в реальных условиях, позже, с учетом обнаруженных недостатков, начали шить одежду сами. Поначалу без коммерческого интереса — скорее, чтобы доработать имеющиеся модели для себя. Одежда, которую тогда производили в России и импортировали из других стран, недостаточно хорошо подходила для местных условий, считает предприниматель: 
 
«Европейские лекала отличаются от наших, да и климат в России намного суровее. Охота и рыбалка для европейцев — это культура, а для россиян — отдых или способ добычи еды. В Европе более технологичная одежда, в России мужик привык надевать экипировку чуть ли не на голое тело, без термобелья. Поэтому мы производим более универсальные костюмы».
 
Но после года сотрудничества московские компании привели в Екатеринбург свой менеджмент, чтобы работать напрямую, и закрыли дистрибьюторские контракты. «Мы были просто вынуждены расширять свое швейное производство — других вариантов не было», — говорит г-н Крапивин. В организации бизнеса ему сильно помогла супруга, Татьяна Крапивина: она ведет коммерческую и финансовую часть с момента основания компании, а также занимается подбором кадров. 
 
В 2009 г. он приобрел оборудование: оснащение швейного цеха на 20 человек обошлось в 300 тыс. руб. Самой большой проблемой оказалось найти швей — работать в швейном бизнесе никто не хочет, сетует предприниматель: «Пробовали нанимать сотрудников и вахтовым методом, и привлекать граждан стран СНГ, оформляя им разрешение на работу. Но проблема усиливается с каждым годом». 
 
 
«Нова-текс» развивался на кредиты поставщиков сырья — те поставляли ткани и фурнитуру в рассрочку. Большинство поставщиков из Китая и Кореи: у них, в отличие от российских компаний, очень широкий ассортимент. Г-н Крапивин говорит, что банковские кредиты принципиально не берет даже сейчас, чтобы не рисковать и избежать зависимости от них.
 
Спрос на одежду постепенно рос: сначала продажи шли в Екатеринбурге, затем по УрФО, а после Игорь Крапивин показал новую коллекцию на московской выставке «Охота и рыболовство на Руси». И с тех пор компания получает много заказов со всей страны. Выставки — ключевой канал продвижения, убежден предприниматель. 
 
 
Сейчас, рассказывает Игорь Крапивин, его компания входит в топ-5 российских производителей одежды для охоты и рыбалки.
 
«В 2008-2009 г. у нас было много конкурентов, но сейчас кто-то из них остановился в развитии, кто-то ушел в другие сферы: шьют постельное белье, бытовую и детскую одежду. Сложно устоять в этой теме, если ты не охотник, не рыбак и не турист: трудно производить продукт, в котором ничего не понимаешь», — объясняет предприниматель.
 
«Нова-текс» развивает шесть торговых марок: Grayling — одежда для рыболовов, Pride  — для охотников, Payer — для туристов, «Маугли» — детская одежда, «Квест» — доступная одежда для любителей активного отдыха, и «7.62» — тактическая одежда.
 
«Раньше вся одежда продавалась под маркой «Нова-текс», но потом мы поняли, что шьем не только для охотников, и решили для каждого типа одежды создать отдельный бренд. Это нужно, в том числе, чтобы сегментировать нашу долю на рынке. Многие розничные магазины стали переходить на нашу продукцию, а конечному потребителю нужен выбор», — поясняет он.
 
 

Почему российское производство стало выгоднее китайского

 
Взаимные российские и западные санкции 2014 года принесли преимущества местным производителям экипировки: многие иностранные компании по тем или иным причинам ушли из России. Их одежда подорожала почти вдвое и стала неконкурентоспособной, хотя «Нова-текс» сейчас использует те же ткани, что и зарубежные конкуренты, говорит г-н Крапивин.
 
 
При этом люди, которые привыкли к качественной, дорогой экипировке, никуда не делись.
 
«Многие российские компании начали производить одежду более высокого класса. Когда курс доллара был 37 руб., мы проигрывали, но когда он вырос до 70 руб., наша одежда стала вне конкуренции, потому что зарубежная стоила в два-три раза дороже. Кто будет покупать костюмы для охотников за 80 тыс. руб.? Такой сегмент есть, но он очень маленький. Мы же могли сшить костюмы сходного качества, но по значительно более низкой цене», — говорит он.
 
В кризис конца 2014-начала 2015 гг. рынок экипировки сильно сжался, но потом люди привыкли к новым условиям, и спрос снова начал расти: 
 
«Мы открывались в кризис 2008-2009 гг., когда тоже была девальвация, и многие компании разорились. Мы были маленькие, мобильные, за счет этого сумели выжить. Поэтому знаем, как вести себя: в зависимости от валютного курса вкладываемся или в сырье, или готовую продукцию, а также в доллары или рубли, чтобы стоять на четырех ногах». 
 
 
Производственный бизнес требует глубокого планирования, отмечает Игорь Крапивин: сырье покупается за доллары, но оно может поступить только через три-четыре месяца. Поэтому для планового расчета себестоимости очень важна стабильность валютного курса:
 
«Когда были большие колебания, какое-то время приходилось работать дешевле себестоимости, чтобы просто реализовать продукцию».
 
Переносить производство в Китай или Вьетнам он не хочет. Во-первых, с ростом курса доллара производить в Китае стало просто невыгодно из-за возросших затрат на труд. Даже во Вьетнаме сейчас зарплата швеи составляет $300-400, тогда как в маленьком российском городе — 10-20 тыс. руб. Во-вторых, там необходимо соблюдать жесткий контроль качества.
 
«Мы заинтересованы в высоком качестве, иначе покупатели к нам больше не придут», — говорит г-н Крапивин.
 
Своими конкурентами в России «Нова-текс», так или иначе, считает примерно 100 компаний, а значимых игроков — всего около 10. Свою долю на рынке г-н Крапивин оценивает примерно в 3%, в планах — занять до 15% в перспективе пяти лет: 
 
«Потом можно заняться другими направлениями: например, рынок спецодежды — одежда для медиков, газовиков, различная униформа — в тысячу раз больше, чем рынок экипировки для охоты и рыбалки. Это очень интересный бизнес. К тому же мы знаем текстильный рынок и сейчас можем производить любую швейную продукцию». 
 
Игорь Крапивин  верит, что Россия станет мощной производственной площадкой, но для этого нужно время — минимум 8-10 лет. Нужны кадры, которых мало, нужно оборудование — хорошая автоматизированная швейная линия стоит несколько миллионов долларов; и, конечно, поддержка государства: к, примеру, КНР оплачивает участие своих компаний в международных выставках, перечисляет предприниматель. 
 
 
В зарубежных выставках «Нова-текс» не участвует:
 
«Сейчас, скорее всего, с нашей одеждой в Германию даже не пустят, найдут 10 причин, чтобы мы не выставлялись. Зачем им пускать российские компании с нашими низкими трудозатратами? Они понимают, что мы их вытесним, и боятся», — уверен г-н Крапивин.
 
Он говорит, что делал разовые поставки экипировки в западные страны, и потребители давали хорошие отзывы.
 
Для экспорта очень много препятствий, прежде всего, таможенное и налоговое законодательство: чтобы продавать изделия в другие страны, необходимо собрать огромную пачку документов, отмечает Игорь Крапивин. Поэтому пока «Нова-текс» поставляет продукцию только в страны Таможенного союза: Россию, Казахстан и Белоруссию.
 

Эволюция потребителя

 
В основном «Нова-текс» поставляет продукцию оптовым покупателям — магазинам и крупным ритейлерам от Владивостока до Калининграда. В начале 2015 г. компания открыла свой розничный магазин в Екатеринбурге. «Чтобы понимать, в каком направлении развивается рынок», — объясняет г-н Крапивин: в сегменте одежды для охотников и рыболовов тоже есть мода. К тому же, было много местных жителей, желающих приобрести их продукцию. Недавно открылся розничный магазин и в Москве.
 
 
По сравнению с западным рынком, российский пока еще очень отсталый, утверждает Игорь Крапивин, и приводит пример: американский производитель, отшивая изделия на китайских фабриках, для западного рынка заказывает одни ткани, а российская компания — другие, подешевле и похуже качеством:
 
«Для западного производителя прибыль важна не так сильно: за долгие годы у него сформировался другой подход к бизнесу. А российскому производителю нужны быстрые деньги».
 
Отличается и западный потребитель:
 
«Для них одежда — это снаряжение, дополнение к оружию. Европейский и американский охотник понимает, что ходить в оранжевом нужно для собственной безопасности. Нашему же нужно закамуфлироваться, несмотря на то что его случайно может подстрелить кто-нибудь из друзей».
 
Впрочем, благодаря интернету, в последнее время как производители, так и потребители в России стали лучше разбираться в характеристиках продукции и ее качестве. Многие понимают: лучше купить качественный костюм, который прослужит долгие годы. И на этот запрос отреагировали российские  компании: качество их продукции сейчас гораздо выше, чем еще три года назад, и продолжает расти.
 
Фото: Игорь Черепанов / DK.RU