Меню

Найти и избавиться: как выявить вредных для бизнеса сотрудников

Иллюстрация: pixabay.com

Лодыри, хамы и шуты способны внедряться в фирму и производить вполне благоприятное впечатление. Выявить их среди надежных сотрудников сложно, но необходимо, иначе бизнес рискует пойти ко дну.

Перед новым годом принято избавляться от всего ненужного. Стоит «прошерстить» и сотрудников компании: часть из них неэффективна или даже вредна. Лодыри, диверсанты и злодеи обычно весьма успешно притворяются высокопроизводительными сотрудниками, без которых, якобы, просто встанет весь рабочий процесс. Фирма, однако, от их деятельности получает только финансовый и репутационный ущерб.

Как установили ученые из Гарвардской школы бизнеса, если компания нанимает на самом деле эффективных, a не «токсичных» сотрудников, она экономит около $12500 ежегодно. При помощи специального ПО удалось установить, что сотрудник офиса сегодня тратит на выполнение рабочих заданий всего 38% рабочего времени. Почти у половины задач в крупных компаниях срывается дедлайн, на малых предприятиях этот показатель выше еще в полтора раза. О том, как выявить вредных для бизнеса сотрудников, пишет автор Forbes Contributor Никита Рогозин, исполнительный директор системы контроля сотрудников «Стахзановец».

3 вида работников-вредителей

1. Лодыри

Если сотрудник уже в который раз проваливает дедлайн, ссылаясь на большую загруженность, присмотритесь к нему повнимательнее: может быть, на самом деле это не сверхзанятой человек, a лодырь. Такой работник очень много рабочего времени проводит в социальных сетях, часто сидит на сайтах интернет-магазинов или смотрит ролики на YouTube.

Как выявить?

Контролировать занятость. Для учета рабочего времени сотрудников есть специальный софт, который анализирует, какие приложения использовались, a также время от времени делает фото сотрудника при помощи веб-камеры и скриншоты экрана. Кроме того, есть сервисы, которые дают возможность контролировать удаленных сотрудников. Через смартфон они отслеживают передвижения работников, их геолокацию, могут анализировать разговоры и используемые приложения.

Что делать?

Человек, который не может выполнять работу в срок и качественно, не обязательно лодырь. Помните, что он мог просто расслабиться, устать или потерять интерес к делу. В таком случае нужно просто поговорить наедине.

Наличие объективных показателей может стать серьезным доказательством того, что поведение сотрудника не соответствует требованиям, предъявляемым к его должности, — а это значит, что в дальнейшем уволить его будет намного проще.

2. Диверсанты

Такие работники хорошо справляются со всеми обязанностями, но постоянно срывают рабочий процесс и дестабилизируют коллег. Это они зовут покурить или выпить кофе несколько раз в час, громко обсуждают последние новости в опенспейсе. Очень часто они имеют амплуа шута, но последствия их поведения совсем не шуточные. После проделок диверсантов остальные работники не могут войти в рабочий ритм или, что еще хуже, становятся объектами нападок и откровенных насмешек товарищей.

От действий диверсантов страдают партнеры и клиенты компании. Например, одна компания внезапно потеряла важного стратегического партнера. Спустя некоторое время оказалось, что один из менеджеров в деловых письмах позволял себе сначала недвусмысленные намеки в адрес девушки, возглавляющей компанию-партнера, а затем перешел к прямым угрозам.

Конечно, это редкий пример. Чаще такие работники просто по-хамски общаются с клиентами и рядовыми сотрудниками партнеров, импользуя, как правило, обсценную лексику.

Как выявить?

Если есть подозрения, что работник — диверсант, стоит проанализировать все виды его коммуникации с помощью специального ПО. Полную информацию поможет собрать метод 360: коллеги из разных отделов должны анонимно сформировать полный портрет работника (особенно актуально для крупных компаний). Можно использовать и открытое интервьюирование работников, но этот метод больше принят на Западе, в России срабатывает далеко не всегда.

Что делать?

Если сотрудник важен для компании, можно начать с профилактической беседы или наложения денежных санкций. С помощью автоматизированных инструментов можно легко купировать отклонение от делового стиля в переписке и частую коммуникацию с другими сотрудниками по личным вопросам. Увольнение диверсанта обычно позволяет всем остальным вздохнуть свободно и достигать больших результатов.

3. Злодеи

Злодеи — это любители поживиться за чужой счет, в том числе и за счет компании, где им и без того платят зарплату. Чаще всего такие сотрудники встречаются в отделах закупок или продаж. В первом случае они набирают поставщиков за откаты, во втором злодей может сливать клиентов конкурентам или иметь собственный бизнес, работающий с той же готовой базой потребителей.

Порой слив корпоративной информации проводится с целью подорвать бизнес, есть группа злодеев, которые не гнушаются даже шантажом.

Как выявить? 

Выйти на след злодея можно при помощи интервьюирования сотрудников, a также при помощи технических средств: от мониторинга рабочего места до установки видеонаблюдения. Это поможет избежать финансовых убытков и серьезных нарушений в бизнес-процессах. Часто люди, которые планируют нанести организации серьезный вред, внешне себя никак не выдают. Но при внимательном рассмотрении поведения злодея в формате случайных проверок можно заметить некую нервозность в общении или даже озлобленность. Большинство внутренних атак совершается такими сотрудниками в минуты, когда все его коллеги заняты другими делами.

Что делать?

С двумя первыми категориями можно доверить поработать HR, который направит деятельную энергию в нужное компании русло. При этом злодеям (или тем, кто только подозревается в подрыве деятельности компании) ни в коем случае нельзя предоставлять удаленный доступ к корпоративной сети — они способны вывести ее из строя. Тех же, кто готов пойти на преступления, нужно увольнять, как можно скорее.

Отдельная категория злодеев — вражеские агенты. Они приходят работать на место, для которого имеют блестящую квалификацию, соглашаясь на небольшую для их уровня зарплату. Все свои обязанности они выполняют прекрасно, но на самом деле действуют в интересах третьих лиц: передают важные сведения о бизнесе. Настороженность руководителя должно вызвать в первую очередь желание сотрудника вникнуть в бизнес-механизмы, находящиеся за пределами его обязанностей. Также еще одной причиной для сомнений могут оказаться непонятные контакты из корпоративного периметра, с которым обычно человек этой должности никак не пересекается, и передача служебной информации.