Меню

Николай Смирнов: «Мусорная реформа запоздала, нужно было начинать раньше»

Иллюстрация: midural.ru

Свердловская область входит в десятку субъектов федерации, которые успешно реализуют «мусорную реформу». Участники рынка подчеркивают: они ничего не реформируют, а создают совершенно новую отрасль.

14 января 2019 г. президент России Владимир Путин подписал указ о создании компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) «Российский экологический оператор». 

На новую систему работы с ТБО должны были перейти все регионы России, но времени на изменения оказалось мало, поэтому Госдума внесла в закон поправки, который разрешают Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю в течение трех лет готовиться к «мусорной реформе». Другим регионам при форс-мажорных обстоятельствах разрешили не переходить на новый установленный порядок еще год. Закон также позволяет еще четыре года свозить мусор на нелицензированные свалки.

С 1 февраля услуга по вывозу мусора оплачивается по отдельному тарифу из расчета количества проживающих. 

Создаем отрасль с нуля

В Свердловской области отходы из населенных пунктов теперь вывозят на основании договоров с региональными операторами, которых в регионе три. Северную административно-производственную зону с центром в Нижнем Тагиле обслуживает компания «Рифей», Западную с центром в Первоуральске — «ТБО Экосервис», крупнейшую Восточную с центром в Екатеринбурге — ЕМУП «Спецавтобаза». 

Операторы вывозят мусор на строго отведенные полигоны (в Свердловской области узаконили 40 свалок — 12% от ныне действующих).

С момента введения изменений прошло полгода. DK.RU  встретился и поговорил с министром энергетики и ЖКХ Свердловской области Николаем Смирновым о том, как он оценивает первые результаты реформы, почему в нашем регионе такой высокий тариф и когда жители увидят изменения в системе обращения с отходами.

С момента старта «мусорной реформы» прошло полгода. Уже можно подводить первые итоги: что получилось реализовать, буксовала ли Свердловская область, насколько болезненно реформа прошла для населения?

— Действительно, можно подвести первые итоги, тем более что эта тема активно обсуждалась на Петербургском экономическом форуме. На сегодняшний день Свердловская область входит в первую десятку субъектов федерации, которые успешно реализовывают программу по созданию новой отрасли. Именно по созданию — мы создаем ее с нуля, мы ничего не реформируем. 

Можно уверенно сказать, что переход с одной системы сбора и утилизации отходов на другую в регионе прошел без коллапса. Мы констатируем, что качество вывоза мусора с площадок около многоквартирных домов улучшилось. Кроме того, нам удалось охватить большую часть сельских населенных пунктов — тех, где ранее сбор мусора не осуществлялся. 

Второй момент. На полигоны Свердловской области мусора стало приходить на 15-20% больше, чем в предыдущие годы. Это говорит о том, что те отходы, которые раньше вывозили на несанкционированные свалки или оставляли на обочинах дорог, сегодня попадают на предназначенные для этого площадки. 

Третье — собираемость платежей. Конечно, в первые месяцы повышение платы было воспринято жителями негативно, и это было предсказуемо. Но теперь мы видим, что накал спал, большую работу для этого проделали губернатор, правительство Свердловской области и региональные операторы. Люди начинают понимать необходимость и реформы, и самих платежей, такой вывод мы делаем, исходя из ежемесячного роста собираемости платежей с граждан. В мае, например, по «Спецавтобазе» она составила 80%, в среднем по региону — 50-60%. В крупных населенных пунктах этот уровень выше, в сельских поселениях несколько ниже, но мы наблюдаем устойчивую положительную динамику. 

Следующий момент. Сегодня региональные операторы активно устанавливают контейнеры и оборудуют площадки для сбора мусора даже в тех местах, где раньше их никогда не было. Так, благодаря инвестициям компании «ТБО Экосервис» город Полевской перешел с помешочного сбора мусора на контейнерный. Это был единственный город Свердловской области, где не были оборудованы мусорные площадки. С 1 июля на такую же систему обращения с ТКО перейдет целый ряд населенных пунктов в сельской местности. 

В общей сложности за полгода в муниципалитетах Среднего Урала появилось свыше 8 тыс. новых контейнеров, на линии дополнительно вышло более 30 новых мусоровозов, ломовозов и другой специализированной техники.

И еще очень важно: к новой отрасли стали проявлять интерес инвесторы. Они увидели, что система сформировалась и начала работать, что на полигоны идет понятный поток ТКО. И у нас уже появились предложения по строительству мусоросортировочных комплексов. Одно из них — о строительстве трех сортировочных линий объемом 1 млн тонн — этого хватит, чтобы охватить весь большой Екатеринбург. По предварительной оценке, инвестиции в данный проект могут составить более 8 млрд руб. Общий же объем средств, который бизнес уже сегодня готов вложить в строительство перерабатывающих и сортировочных комплексов, превышает 15 млрд руб. 

Тарифная политика

Вместе с запуском реформы в 2019 г. ощутимо подорожал вывоз мусора. С 1 апреля в Свердловской области в пересчете на одного человека жители многоквартирных домов платят 146 руб. 12 коп., а частного сектора — по 182 руб. Тариф на вывоз мусора в Свердловской области — один из самых высоких по стране. В год жители региона заплатят 8,6 млрд руб. за эту услугу.

До старта реформы вывоз мусора в многоквартирных домах был включен в графу «содержание жилья» в размере, в среднем, 40 руб., жители сел, дачных поселков и садоводы ранее за вывоз мусора не платили. 

Давайте поговорим о тарифах. Появление в платежках новой графы «вывоз ТКО» вызвал недовольство жителей. Особенно возмутились те, кто раньше вообще не платил за эту услугу. Многие говорили, что им непонятна реформа, непонятно, за что платить. Почему до людей не донесли суть реформы, не объяснили необходимость новых тарифов?

— Вы знаете, к сожалению, наш менталитет таков, что пока мы не получим платежку, вообще не задумываемся о том, что за что-то нужно платить. Но это ведь неправильно. На самом деле в течение двух лет, еще до старта реформы и до выставления платежей, обо всем этом говорилось, и нормативы были приняты примерно тогда же, информация размещалась на сайтах органов местного самоуправления, в СМИ. Но, видимо, действительно этого оказалось недостаточно.

Второй момент заключается в том, что реформа дважды переносилась и, соответственно, сдвигались сроки. Многие думали, что в этот раз опять все отложат, поэтому несерьезно отнеслись к информации о тарифах.

Очень часто, когда говорят о тарифе, то упоминают стоимость вывоза мусора в пересчете на одного человека. Но если взять среднестатистическую семью из трех человек, то для них рост коммунальных платежей составил почти 500 руб. Это существенно, учитывая плановое повышение тарифов ЖКХ и снижение общего уровня жизни населения. 

— Мы понимаем, что это дополнительная нагрузка, но дело в том, что та сумма, которая раньше закладывалась в квитанции на вывоз мусора, не покрывала расходы на его вывоз и утилизацию. Именно поэтому у нас образовалась масса несанкционированных свалок. Сейчас тариф — экономически обоснованная величина, включающая в себя те затраты, которые позволят вывести сферу обращения с твердыми коммунальными отходами на новый — цивилизованный, более эффективный и экологически безопасный уровень. 

Многие не согласны с тарифами, утверждают, что не производят столько мусора, сколько рассчитано в нормативах.

— Часть из тех, кто говорит, что не выбрасывает столько мусора, правы. Какая-то семья его производит больше, какая-то меньше. Но нужно понять, что посчитать все это без приборов учета невозможно. Поэтому нормативы рассчитываются исходя из среднего объема накопления ТКО на человека.

Сегодня перед нами стоит задача перевести жителей на оплату услуги по факту: но речь идет не об отдельной семье, а об общедомовых объемах. Однако форсировать эти события тоже нельзя, потому что у части людей есть опасения, что если контейнер их дома расположен, например, по пути на остановку, в него будут нести мусор и из других дворов. Примерно такая же ситуация с контейнерными площадками многоквартирных домов, соседствующих с частным сектором. 

Дачники отмечают, что пакетный сбор мусора не самый удобный. Во-первых, непонятно, куда нести мешки, люди скидывают их не просто вдоль дорог, а под забором у соседа. Во-вторых, бродячие собаки эти мешки разрывают и мусор разносится по большой территории. 

— Мы предлагаем жителям самим выбрать площадку, которая устроила бы всех. Понятно, что все хотят, чтобы места сбора мусора были недалеко от дома, но не возле своего участка. Здесь жители поселков должны сами определиться. 

Что касается неудобства пакетов. Перейти на контейнерный сбор мусора — право любого дачного поселка, достаточно обратиться к своему региональному оператору. 

Бывает так, что в некоторых поселениях недостаточно одной контейнерной площадки. Их реестр ведут районные администрации, и если дело действительно обстоит так, жителям нужно обратиться в муниципалитет, который совместно с региональным оператором определит, сколько мест складирования отходов нужно обустроить. Сейчас мы рекомендовали главам городов и районов новые площадки не асфальтировать, а просто отсыпать их щебнем, чтобы в любой момент, по желанию жителей, их можно было бы перенести на другое место. 

Кроме того, мы настаиваем, чтобы у регоператора было два графика на вывоз мусора с сельских территорий: летний и зимний. Летом машины должны приезжать чаще, поскольку больше людей в это время проживает на дачах.

Сейчас многие переезжают из квартир в загородные дома на летний период. При этом оплачивать вывоз мусора приходится дважды. Как быть в этой ситуации?

— По законодательству, региональный оператор обязан начислять плату на каждый объект недвижимости. Но в том случае, если собственник не проживает в каком-то помещении более пяти суток подряд, он должен предоставить регоператору подтверждающий документ, и за этот период будет сделан перерасчет. 

Бизнес также говорит, что по ним рост тарифов на вывоз мусора больно ударил. Для некоторых платежи увеличились в пять раз. 

— Первое, как я говорил, нормативы начисления были размещены на сайте РЭК полтора года назад, и юридическим лицам об этом было известно. Нужно было продумать этот вопрос заранее. 

Второй момент. Давайте говорить честно: до первого января текущего года многие из них вообще не платили за эту услугу. Особенно это касается тех юридических лиц, чьи помещения расположены на первых этажах жилых домов. Они просто складировали свой мусор на общедомовой контейнерной площадке. 

Кроме того, мы прекрасно знаем, что и сейчас есть организации, которые нанимают сторонние компании для вывоза ТКО на несанкционированные полигоны. Я хотел бы напомнить, что с 13 июня у нас за это увеличился размер штрафа, и им все равно придется заплатить.

Какие варианты? Нужно встречаться с региональным оператором, договариваться, возможно, переходить на оплату вывоза отходов по факту. 

В последние несколько месяцев рассматривались различные варианты, как можно снизить тарифы, и действительно, снижения удалось добиться. Есть предпосылки, что тариф станет еще меньше?

— Все снижения проходили на фоне федеральных постановлений правительства. Как только изменили плату за негативное воздействие на окружающую среду, Региональная энергетическая комиссия сразу пересмотрела тарифы. 

Сейчас мы ожидаем федеральный закон о снижении ставки НДС для региональных операторов. Как только его примут, тариф также пересмотрят. 

На форуме в Петербурге во время обсуждения реформы обратили внимание, что нормативы в регионах различаются в 27 раз. С чем это связано, будут ли как-то их корректировать? 

— Когда реформа только стартовала, объемы накопления ТКО во всех регионах страны рассчитывались по единой, утвержденной на федеральном уровне методике. Однако уже сегодня, спустя полгода, для всех стало очевидно, что у данной методики есть несовершенства и над ними нужно работать: нельзя, например, приравнивать дачные поселки вблизи крупных городов к удаленным сельским территориям. Нельзя также, чтобы нормативы были одинаковы для домов с печным и центральным отоплением. Сейчас все мы ждем, когда будет разработана новая федеральная методика с большим количеством градаций, в результате чего нам удастся рассчитать более достоверные нормативы накопления мусора. 

Что касается тарифов, их Региональная энергетическая комиссия рассчитывала на основе экономически обоснованных затрат региональных операторов и здесь вопросов гораздо меньше.

Бизнес на мусоре

Специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов на ПМЭФ отметил, что нельзя реформировать то, чего не было. Действительно, система сбора и утилизации мусора в России практически не обновлялась в течение последних 40-50 лет. В большинстве случаев мусор просто свозили на полигоны, речи о сортировке и переработке не шло.

С января 2019 г.  тариф несколько раз пересматривали, его сумма менялась незначительно. Однако в мае Регональная энергетическая комисиия предписала снизить тарифы «Спецавтобазе» на 30%, «Рифею» — на 14% с 1 июня 2019 г. Такое решение регоператоры встретили без энтузиазма. В пресс-службе «Спецавтобазы» рассказали, что ранее Свердловский областной суд признал утвержденные еще в декабре 2018 г. тарифы экономически обоснованными, а нынешнее снижение тарифов больно ударит по регоператорам:

Важно, чтобы потребители коммунальной услуги понимали, что мы не пытаемся получить личную выгоду, прибыли в тариф не заложены. Но у нас есть определенные обязательства как перед жителями, так и перед контрагентами, которые мы должны выполнять качественно и в срок.

На заседании по «мусорной реформе», которое в Екатеринбурге проводил генпрокурор Чайка, президент Татарстана Рустам Минниханов фактически встал на сторону регоператоров и предостерег участников заседания, что чрезвычайно низкие тарифы, которые устроили бы население, приведут к банкротству операторов и фактически саботируют реформу.

Вы согласны с позицией Рустама Минниханова? На ваш взгляд, сегодняшний тариф комфортен для регоператоров?

— Первое, еще президент Владимир Путин говорил, что нельзя обманывать население и говорить, что за рубль возможно сделать все быстро и качественно. Тариф должен быть экономически обоснован и должен учитывать именно те затраты, которые необходимы, а также включать инвестиционную составляющую, чтобы оператор мог заниматься развитием инфраструктуры. 

Что касается последнего снижения тарифов, которые провела РЭК, то могу сказать, что работать операторам в таких условиях будет непросто. Ведь специфика нашей области в том, что у нас очень большие площади и малое количество полигонов, которые имеют право принимать ТБО. У нас иногда плечо транспортировки превышает 200 км. 

При дальнейшем снижении тарифов уже возникает риск снижения инвестиционной привлекательности отрасли, так что нам необходимо выбрать золотую середину. Возможность реализовывать инвестиционные проекты в этой сфере обязательно должна сохраниться. Не построив мусоросортировочные комплексы, не построив заводы по мусоропереработке, не создав новые полигоны и не осуществляя рекультивацию старых, мы просто превратим реформу в профанацию. 

В нынешних тарифах все-таки инвестиционная составляющая есть?

— Небольшая составляющая есть в тарифе «Спецавтобазы», это инвестпроекты по полигонам в Каменске-Уральском и Рефтинском. Значительная инвестиционная составляющая заложена в тариф оператора «Рифей», который запланировал строительство мусоросортировочного комплекса в Краснотурьинске. Третий региональный оператор — ТБО «Экосервис» — просчитал возможность реализации ряда инвестиционных проектов без включения их в тариф. В частности, строительство мусоросортировочного комплекса в Красноуфимске и мусороперегрузочных станций в Нижнесергинском районе.

По сути, без частных инвестиций эта отрасль нежизнеспособна? Мусоросортировочный комплекс построить не получится, если не будет инвестора.

— Да, но не только частные инвестиции важны. Мы должны развивать отрасль и путем инвестиционной составляющей, которая заложена в тариф, и путем бюджетных вливаний.

Сколько сегодня полигонов Свердловской области принимают ТБО?

— Сегодня у нас работает 37 полигонов. Есть те, что включены в федеральный реестр, есть те, которые разрешено использовать в течение трех лет после старта реформы с последующим закрытием либо с рекультивацией. Есть у нас также перегрузочные станции. Мы же понимаем, что если из отдаленного поселка ежесуточно вывозить только половину мусоровоза отходов, тариф будет неадекватно высоким. Поэтому организовываются такие места накопления. Теоретически копить на них можно по 11 месяцев, но у нас этот срок составляет неделю, максимум месяц, затем все вывозится на полигон.

Насколько резерв наших полигонов на сегодня использован?

— Нужно говорить честно, полигоны ограничены по объему, поэтому перед нами стоит задача максимально быстро построить мусоросортировочные комплексы, чтобы большую часть ТБО пускать на переработку и тем самым снизить нагрузку на полигоны. 

Новые полигоны будут строиться?

— Да, но это будут современные полигоны, на которые не просто будут сваливать мусор, там будет и линия сортировки, и линия обезвоживания. В итоге захоронение отходов будет производиться в высушенном брикетированном виде. 

Мусор в дело

В «Спецавтобазе» рассказали, что на сегодняшний момент на территории Восточного кластера Свердловской области, который является крупнейшим по аккумулированию ТБО, действуют три мусоросортировочных комплекса: Эльмашевский в Екатеринбурге, а также комплексы в Каменске-Уральском и Алапаевске.

С 2012 г. «Спецавтобаза» также заготавливает вторсырье на базе мусоросортировочного комплекса «Широкореченский». В настоящий момент завод не функционирует, но, как рассказали в пресс-службе оператора, вопрос о его запуске рассматривается. 

Тем не менее, имеющихся мощностей, даже с учетом комплекса «Широкореченский», недостаточно для сортировки всего производимого на нашей территории мусора. Все эти предприятия работают с применением ручной сортировки, но она, увы, позволяет выбирать не более 6% вторсырья, тогда как технологии автоматической сортировки с производством РДФ-топлива позволят увеличить уровень до 60%. 

До 2025 года в регионе предполагается построить 12 мусоросортировочных комплексов, такие планы озвучивало правительство. По словам Николая Смирнова, резервов существующих полигонов должно хватить до запуска первых современных комплексов.

Есть конкретика по проектам строительства мусороперерабатывающих комплексов в регионе?

—У нас есть инвесторы на 10 из 12 комплексов с полигонами. Оставшиеся два комплекса предположительно должны располагаться на отдаленных территориях, поэтому инвесторы еще просчитывают экономику. 

В данный момент начата разработка документации и строительства пяти комплексов. 

Больше всего информации в общественном доступе о проекте «Облкоммунэнерго» (аффилирован с региональным оператором «Рифей») в концессии с мэрией Нижнего Тагила. О каких еще проектах идет речь?

— Во-первых, Нижний Тагил, во-вторых, комплекс в Краснотурьинске, затем комплекс в Красноуфимске. В Екатеринбурге будет три линии сортировки и переработки. По восточному округу Свердловской области есть две заявки от инвесторов на строительство сортировочных комплексов. 

Но нельзя говорить, что в регионе инфраструктура обращения с ТКО сегодня вообще отсутствует. Мы имеем сортировочную линию в Каменске-Уральском, в Лесном. И неслучайно Свердловская область занимает второе место в России после Москвы по проценту переработки ТБО. Если в среднем по стране переработка отходов составляет 5%, наш регион их перерабатывает на 12%. У нас есть и заводы, которые из переработанного вторсырья изготавливают продукцию: дорожные ограждения, детские игровые площадки и так далее. 

Можете назвать дату, когда в регионе будет построен новый современный мусоросортировочный комплекс?

— 2022 год, может, раньше. 

Мы говорим про проект «Облкоммунэнерго»?

— Не только. Есть проект по строительству сортировочного комплекса возле Екатеринбурга, его первая линия может быть запущена примерно в то же время. 

На петербургском форуме также говорили, что «Российский экологический оператор» (РЭО) готов софинансировать проекты, если у инвестора есть подтвержденное финансирование минимум на 50%. Поддержку обещали регионам, которые лучше всего проводят реформу.

— Мы попали в этот список. РЭО отобрал 20 регионов, среди них и Свердловская область. Сейчас инвесторы ведут переговоры по поводу формы поддержки. 

Передел рынка еще впереди

Региональные операторы видели в «мусорной реформе» шанс заработать. Тариф складывался из нескольких составляющих: транспортировка мусора, НДС, кассовое обслуживание, захоронение ТКО, инвестиционная надбавка. 

Большую часть всех поступлений региональные операторы расходуют на транспортировку мусора. МУП «Спецавтобаза» тратит на эту статью 73,35% от тарифа, а частный оператор «Рифей» — 33%. При этом у первого игрока на инвестиционную составляющую остается всего 0,3%, у «Рифея» — около 35%. 

Такой разброс в инвестиционной составляющей объясняется намерением «Облкоммунэнерго», которое владеет «Рифеем», построить в регионе мусоросортировочный комплекс, о котором ранее говорил Николай Смирнов. Очевидно, что именно инвестиций в отрасль ждут от региональных операторов, и в этой ситуации позиции «Рифея» выглядят увереннее. 

Если давать оценку региональным операторам, насколько вы удовлетворены их работой? Есть ли претензии?

— Первое, над чем предстоит работать операторам — это над созданием полной базы абонентов сельских территорий. Эта проблема характерна для всей страны, и в настоящее время рассматривается возможность принятия на федеральном уровне закона, который позволит предоставить эту базу операторам. Это на сегодня самая главная проблема.

Второе: человеческий фактор. Нам иногда приходится в ручном режиме отслеживать графики работы мусоровозов, решать вопрос с заполненными мусорными контейнерами. 

Ну и третья проблема: работа с населением, ее много никогда не бывает. Нужно больше рассказывать жителям, зачем нужна реформа, на что идут собранные деньги и так далее. 

За первые полгода работы у нас успел смениться глава одного из региональных операторов, речь идет о «Спецавтобазе» и Григории Вихареве. Есть комментарии на этот счет?

— Это муниципальное предприятие, поэтому данный вопрос правильней было бы задавать городской администрации. У меня нет претензий ни к предыдущему директору, ни к действующему исполняющему обязанности.

Как вы лично относитесь к реформе? Насколько она своевременна, на ваш взгляд? Все-таки сейчас не самое лучшее время с точки зрения экономического самочувствия населения.

— На мой взгляд, эта реформа уже несколько запоздала и должна была стартовать еще раньше.

***

Читайте также: «Инвестируйте в Свердловскую область. Мы рады самым разным проектам» — интервью министра инвестиций и развития Свердловской области Виктории Казаковой. «Экономике необходим оптимизм, иначе развития не будет» — интервью экс-министра экономики Свердловской области Александра Ковальчика. «Мы научились вести диалог с налогоплательщиками» — интервью министра финансов Свердловской области Галины Кулаченко. «Застраивать «втупую» завод «Уралмаш» никто не собирается» — интервью министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Михаила Волкова.