Меню

«Новости должны влиять на то, что вы делаете. Иначе это пустая трата времени». МНЕНИЕ

Иллюстрация: Личный архив

Многие собственники перекладывают анализ конкурентов на сотрудников. Но для растущего бизнеса на развивающемся рынке такой подход губителен». Как читать сотни источников и формировать новостную ленту?

Харитон Матвеев, сооснователь компании Skyeng:

— Многие собственники крупных бизнесов перекладывают мониторинг и анализ конкурентного поля на специальных сотрудников, довольствуясь результатами их работы и случайными собственными находками. Но, исходя из нашего опыта и разговоров с другими бизнесменами, для растущего бизнеса на развивающемся рынке такой подход губителен.

Постоянное изучение мира позволяет видеть новые возможности, вовремя замечать проблемы, с которыми сталкиваются другие, использовать чужие инсайты для пользы своей компании, держать себя и сотрудников «в тонусе». Тем более что при грамотном подходе на это нужно не так много времени — часа в день достаточно для того, чтобы изучать более 250 источников и видеть максимально широкую картину, если правильно настроить процесс.   

Для начала стоит определиться, за кем стоит наблюдать. Если ограничиться только прямыми конкурентами, мониторинг будет довольно бессмысленным, особенно если компания и без того лидирует на своем рынке. Мы выделяем три градации конкурентов: прямые, косвенные и «заместители». 

Прямые — компании, с которыми ваш бизнес идет нога в ногу. Для нас это крупные игроки в онлайн-образовании, онлайн-школы, приложения для изучения языков. Выявить их не так просто, как может показаться. Очень часто предприниматели думают, что знают своих конкурентов, но это не так. 

Заместители — компании, которые потенциально могут предоставить услугу, полностью решающую проблему клиентов, и сделать ваш бизнес ненужным в будущем. Например, для нас это Google Translate. Сегодня это уже намного больше, чем просто переводчик. Достаточно открыть их мобильное приложение, которое может переводить голосовую речь на любой язык. Они уже закрывают одну из базовых потребностей, ради которой люди раньше изучали язык — английский для путешествий.

Для продавцов автомобилей такими конкурентами будут агрегаторы такси и каршеринги, для тех, чей бизнес строится на рутинном труде — компании, которые могут его автоматизировать, и так далее.  

Косвенные конкуренты — самая интересная категория, о которой не всегда думают при составлении дайджестов и мониторингов. Это компании, которые решают ту же задачу, что и вы, но абсолютно в других областях. 

Например, в нашем случае, когда речь идет об онлайн-обучении иностранному языку, таким конкурентом являются занятия спортом. Там, как и в обучении, для изменений нужны систематические занятия — невозможно добиться чего-то за одну неделю. А для системного подхода нужна мотивация и хороший тренер. Поэтому наши бизнесы сталкиваются с похожими проблемами, и для нас есть смысл отслеживать спортивные приложения и стартапы, чтобы заимствовать некоторые идеи и практики. 

Для компаний-агрегаторов, которые, позволяют пользователям выбирать сразу из многих поставщиков услуг, объектами сопоставления будут другие агрегаторы, возможно, «уберизирующие» далекие отрасли. 

 

Как организовать слежку

Важно сразу понять, кто из конкурентов растет и развивается, а кто потихоньку умирает. Для этого мы смотрим на несколько сервисов: 

  • https://www.cbinsights.com/ — позволяет анализировать все сделки, которые происходят в области;

  • http://www.similarweb.com/ — тут можно вбивать название и смотреть посещаемость, анализировать, как она меняется во времени;

  • https://www.google.com/alerts — позволяет отслеживать все упоминания в новостях конкурента;

  • https://mention.com/en/ — позволяет отслеживать все упоминания в социальных сетях;

  • https://www.appannie.com/  — для мобильной аналитики;

  • https://advse.ru/  — для контекстной рекламы;

  • https://publer.pro/  или https://advancets.org/  для таргетированной и тизерной аналитики.

В сервис cbinsights.com заносится вся информация о банкротствах, договорах о сотрудничестве, слияниях и так далее. Можно настроить фильтры, следить за теми компаниями, которые вам интересны. Когда мы начинали делать наш проект, одна крупная компания, за которой мы следили, стоила 23 млрд. Сегодня она стоит 7 млрд. Изучить, что случилось, почему она так подешевела ― для нашей команды это полезная тренировка прогнозирования и аналитики.

Публичные отчеты. Бизнес-модель языковых школ Китая похожа на нашу, и при этом вся отчетная информация по ним есть в свободном доступе. Можно видеть, на что и сколько они тратят денег, их выручку, планы на год, стратегию и еще много полезного. Посмотрев эти данные, можно проанализировать свою работу и скорректировать ee.  

Facebook. Просто так следить за брендами в этой соцсети — пустая трата времени: мало кто публикует в своих соцсетях много конкретной бизнес-информации. А вот подписаться на личные страницы топ-менеджеров этих компаний просто необходимо. 

 

Как читать новости, если на них не хватает времени

Для того чтобы смотреть агрегированные новости, можно использовать разные агрегаторы. Мне кажется самым удобным сервис Feedly. Работает он просто — выдает все публикации по интересующей компании.

Главное в работе с такими сервисами — правильно настроить ленту, учитывая ряд нюансов. Обязательно конкретизировать язык, на котором имеет смысл искать информацию; вводить нужные ключевые слова в кавычках, чтобы отображались только те новости, в которых есть именно это словосочетание. Все это помогает сделать ленту максимально удобной для поиска. 

Как пользоваться Feedly? Сконцентрируйтесь на том, что для вас важно, создайте свой профайл. Лично я занимаюсь софтом, веб-разработкой, дизайном, своим стартапом — системы позволяют мне распределить все в процентном соотношении так, чтобы час, отведенный на чтение новостей, был максимально эффективным. Примерно 5% времени я отвожу и на политику — не вникая, просто просматривая заголовки, чтобы понимать, что происходит в мире. 

В месяц на чтение статей я трачу около двух часов, больше времени на это нет. Что такое несколько часов для меня? Я подписан на 250 источников, это примерно 30 000 статей в месяц. Чисто физически я не смогу их все прочитать — с этим мне помогает система сервиса. Алгоритмы фильтруют статьи по количеству лайков и комментариев — система пытается понять, что было востребовано с точки зрения других людей.

Сервис показывает, что из 30 000 статей мне будут интересны около 1000 статей, но все даже столько я тоже не могу прочитать. Получается, я читаю только заголовки. В них я пытаюсь увидеть знакомое название компании, тренды, проблемы, которые мне близки.

Например, если я смотрю «Хабрахабр», то обязательно прочитаю материалы с заголовками «Технологии генерации речи». В будущем эта технология будет отъедать у нас рынок. Или новость с заголовком «Компания N вышла на западный рынок». Для нас выйти на Запад — большой вызов.

Моя задача — пролистать 300–500 заголовков за 5-7 минут и за это время выбрать пять статей, которые наиболее точечно бьют в те проблемы, о которых я сейчас думаю. При этом я не читаю статьи полностью, а смотрю по диагонали, улавливаю главную мысль и иду дальше.

Как отыскать нужные источники? Я сужу по количеству фолловеров. Логично предположить, что если источник читают сотни тысяч людей, то он достоин внимания.

Можно создать общую ленту, в которой будут смешаны все направления, на которые вы подписаны. Но я советую читать отдельные категории, это экономит время. Очень важно делать выводы из полученной информации и делиться ей с коллегами, со своей командой. Но самое главное — новости должны влиять на то, что вы делаете. Если этого не происходит, то чтение новостей — пустая трата времени.