Меню

Оборонный заказ есть или его все-таки нет?

События на Северном Кавказе заставили правительство выделить дополнительно на финансирование оборонного заказа 1999 года около 4,5 млрд руб. Об этом заявил вице-премьер Илья Клебанов, выступая на

События на Северном Кавказе заставили правительство выделить дополнительно на финансирование оборонного заказа 1999 года около 4,5 млрд руб. Об этом заявил вице-премьер Илья Клебанов, выступая на Всероссийском совещании, посвященном положению ВПК страны.

На эти средства должны быть закуплены са-
молеты, вертолеты, ночные прицелы, сред-
ства связи и разведки, средства индивидуальной защиты воинов. «Будем делать не только ракеты, но и оружие для решения внутренних проблем», — отметил вице-премьер, очевидно имея в виду высокоточное оружие. Кроме того, по словам г-на Клебанова, уже полностью сверстан и оборонный заказ на 2000 г., Правительство и Дума рассматривают возможности его финансирования, причем сумма увеличивается в 1,5 раза— до 35-37 млрд руб. «Должны быть скорректированы и выправлены те перекосы, когда 80% ассигнований на оборону выделялось на финансирование стратегических ядерных сил».

Все это самым непосредственным образом касается и Свердловской области, в которой предприятия ВПК составляют весьма существенную часть экономического потенциала: около 50 предприятий полностью или частично работают на нужды Минобороны, космоса и Минатома, еще 25 — в той или иной мере с ними сотрудничали. В большинстве своем это крупные, хорошо оснащенные производители, довольно часто монопольно владеющие какой-либо уникальной технологией. Хотя все они в какой-то мере уже научились жить и без оборонного заказа, и без государственной поддержки, но... Даже если принятые сегодня правительственные решения об увеличении гособоронзаказа не имеют пока конкретного ресурсного наполнения, все же с точки зрения положения ВПК области сам факт представляется весьма обнадеживающим. До сих пор уже в течение многих лет гособоронзаказ на текущий год верстался и доводился до предприятий в лучшем случае в середине года. По ходу дела он, как правило, «урезался», при этом как-то забывалось, что предприятия несли затраты на запуск специзделий в производство или что для изготовления требуется определенный временной цикл.

Мы попросили прокомментировать ситуацию генерального директора ГП «Уралтрансмаш», Президента Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Александра Шаркова, который присутствовал на упомянутом совещании.

«Анализировать оборонный заказ 2000 года можно, зная его структуру по видам вооружения. Поэтому сказать о том, как он отразится на загрузке предприятий области, сегодня сложно. Для этого надо знать, как будут расставлены приоритеты в военном бюджете на стратегические силы сдерживания и общие вооружения. Во всяком случае, ожидается серьезное увеличение средств в бюджете на закупку вооружения, военной техники и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — такое заявление сделал вице-премьер Клебанов.

Что касается увеличения средств на оборонный заказ этого года, здесь номенклатура практически доведена до предприятий, и речь сейчас может пойти, в основном, об обычных видах вооружения, стрелковом оружии, боеприпасах, т.е. это коснется целого ряда оборонных предприятий нашего региона. Вопрос заключается в том, смогут ли наши предприятия выполнить эти дополнительные заказы в столь сжатые сроки? Кроме того, практически на всех оборонных предприятиях обозначился дефицит по ведущим рабочим профессиям, требуется дополнительный фонд комплектующих изделий (а многие смежники-комплектаторы уже самоликвидировались). И самое главное — нет у предприятий оборотных средств, поскольку реального финансирования по дополнительным заказам 1999 г. пока не проводится.

На совещании обсуждался также вопрос о долгах Министерства обороны РФ оборонным предприятиям за выполненный оборонный заказ 1997-1998 гг. Постановление Правительства подписано. Соглашение о порядке проведения реструктуризации долгов будет доведено до предприятий 15 октября. Предусматривается реструктуризация долгов оборонных предприятий, главным образом в федеральный бюджет, РАО »ЕЭС России« и РАО »Газпром«.

Но некоторые предприятия поворот властных структур в сторону оборонного комплекса страны уже почувствовали вполне реально. Примером может служить »Машиностроительный завод имени Калинина«, для которого выполнение гособоронзаказа снова стало приоритетным (правда, пока без денег). Скорее всего, и положительные сдвиги на Уралвагонзаводе объясняются в том числе и этой причиной. Причем, если генеральный директор МЗиКа Николай Клейн связывает происходящие изменения напрямую с ситуацией на Северном Кавказе, то генеральный директор »НПО Автоматики« Леонид Шалимов оценивает ситуацию несколько иначе.

»У нас государственный заказ на 1999 г. существенно увеличен, четко определен и, что самое важное, регулярно проплачивается. Причем мы почувствовали изменение отношения к себе с самого начала года, и это хорошая тенденция. «НПО Автоматики» принадлежит к такой отрасли, финансирование которой выделяется отдельной строкой. В этом смысле предприятие чувствует себя вполне уверенно. Но вопрос по старым долгам не решен. За продукцию, отгруженную в 1997-1998 гг., пока не получено ни рубля. А это — фонд заработной платы за два года плюс долги в пенсионный фонд. Здесь нам зачет с федеральным бюджетом через Газпром и энергетиков не поможет, если в схеме не будет задействован Пенсионный фонд".

На совещании также подчеркивалось, что одними финансовыми вливаниями проблемы сохранения и эффективного использования потенциала оборонки не решить. Необходима целостная система мер поддержки ВПК.