Меню

Особенности регионального лобби

Сто долларов не считаются взяткой, а приравниваются к устной благодарности. Плакат в кабинете одного чиновника «Лоббирование как инструмент защиты интересов производителя» — так была сформулиров

Сто долларов не считаются взяткой, а приравниваются к устной

благодарности.

Плакат в кабинете одного чиновника
«Лоббирование как инструмент защиты интересов производителя» — так

была сформулирована тема обсуждения Круглого стола, состоявшегося 24

мая в Екатеринбургском Центре подготовки руководителей. Участники

отмечали, что пока не сложилось не только нормативное поле лоббизма,

но и четкое понимание — что же это такое, каковы пути и механизмы

влияния на власть со стороны бизнеса, особенно, если иметь ввиду не

«мировой масштаб», а именно родной регион, да еще применительно к

среднему бизнесу, представители которого в основном и собрались за

круглым столом.

Секретная сторона бизнеса
В сознании российского общества прочно укрепилось негативное

восприятие самого понятия «лоббизм», которое связывается прежде всего

с недобросовестной конкуренцией, «проталкиванием» частных или

корпоративных интересов вопреки интересам других участников рынка.

«Одна из форм коррупции» — так определили свое понимание современного

российского лоббизма некоторые участники Круглого стола.
Это не только российское явление — например, в Италии лоббистская

деятельность законодательно запрещена. Однако, во многих странах

лоббизм — общепринятый и вполне законный механизм взаимодействия

бизнеса и власти, способ влияния на тех, кто принимает

государственные решения, со стороны различных групп населения,

ассоциаций, корпоративных структур. Как правило, этим занимаются

специализированные фирмы или влиятельные политики.
До $20 млн достигал годовой оборот крупнейших американских

лоббистских фирм в 1998 г. И суммы эти постоянно растут. Самые

крупные средства в такие компании вливают ВгШ8п Атепсап ТаЬасо и РШр$

Могпк, финансовые, электронные, медицинские корпорации — т.е. сектора

экономики, где сильно вмешательство государства. Между прочим,

американские профсоюзы вкладывают в лобби почти $24 млн в год. Три

четверти компаний с оборотом свыше $100 млн содержат специальный

персонал, занимающийся лоббированием.
В любом случае, и там, где лоббизм воспринимается как «нечестная

игра», и там, где к нему относятся как к
высшему пилотажу бизнеса, его рамки законодательно регулируются. В

нашей стране пока этого нет, будущий Федеральный закон «О правовых

основах лоббистской деятельности...» обсуждается в Думе с 1997 г.

Несмотря на это (а может быть, и благодаря), лоббистская деятельность

развернулась вовсю и принимает порой достаточно причудливые

очертания.
Взять хотя бы памятную многим борьбу за отмену или сохранение

толлинга — типичная лоббистская кампания с применением

административного и пиаровского ресурсов, выступлениями

общественности, митингами, письмами-обращениями и т.д. и т.п. Обе

стороны («Сибирский алюминий» и алюминивые компании Урала, в то время

еще не объединенные в единую структуру) защищали свои интересы, имели

достаточно сильные лоббистс-
кие возможности в Правительстве РФ и деньги на проведение акции. Но

поскольку четких правил игры не установлено, а профессиональных

лоббистских организаций у нас нет, успеха добились те, кто был

активнее и ближе к власти (что в данном случае ни в коем случае не

имеет никакого отрицательного или, тем более, криминального оттенка).
Крупные лоббистские маневры ведут постоянно автозаводы, правда с

переменным успехом: пошлины на импортные авто то увеличивают, то

уменьшают, то запрещают правый руль, то снова разрешают, то

пересаживают чиновников с «Мерседесов» на «Волги» — все зависит от

того, кто из автомобильных генералов в данный момент занимает кресло

в Правительстве или близок к нему.
Все, что касается цены кампании, рычагов давления, структуры

взаимоотношений скрыто за семью печатями.

Что, где, когда и, главное, — кто?
Несомненно, устойчивое отрицательное восприятие лоббизма не случайно.

«Финансовая подпитка» чиновников и законодателей различных уровней до

сих пор остается едва ли не самой распространенной и действенной

формой защиты интересов бизнеса. Правда, по словам Александра

Шляпина, зам. председателя екатеринбургской городской Думы, никто из

строителей (речь шла об учете интересов строительных фирм при

распределении земельных участков под застройку) не решился предать

такие факты публичной огласке. Однако, прямые или завуалированные

взятки уже перестали быть единственным способом лоббирования:

бизнесмены научились устраивать различные РК-кампании, влиять на

результаты выборов, наконец, сами пошли во власть.
Из проекта Федерального закона «О правовых основах лоббистской

деятельности в федеральных органах государственной власти»:
Под лоббистской деятельностью в настоящем законе понимается

взаимодействие юридических и физических лиц с федеральными органами

государственной власти и их представителями с целью оказания влияния

на разработку и принятие указанными органами законодательных актов,

административных, политических и иных решений в своих интересах или в

интересах конкретных клиентов.
Под лоббистом — в смысле настоящего закона — понимается гражданин

Российской Федерации, осуществляющий как безвозмездно, так и за

денежное или иное вознаграждение (гонорар) лоббистскую деятельность в

интересах третьих лиц (клиентов), зарегистрировавшийся в качестве

такового и получивший лицензию на право занятия лоббистской

деятельностью в установленном законом порядке.
Негативным опытом лоббирования интересов легкой промышленности

поделился президент концерна «Уральский текстиль» Виктор Васильков:

отрасль находится в очень тяжелом положении, что во многом

обусловлено, по его мнению, недальновидной налоговой и таможенной

политикой государства, и пока никакие обращения, письма и т.д. не

принесли результата. По мнению Константина Киселева, председателя

Гильдии политконсультантов Екатеринбурга, выступавшего на Круглом

столе в качестве эксперта, для успешного проведения лоббисткой

кампании надо ответить на три вопроса — что требуется лоббировать,

какие интересы (налоги, льготы, таможенные законы и т.д.), где это

необходимо делать (с каким уровнем власти вести работу), и какими

методами. Тогда можно будет определить механизм, который нужен в

каждом конкретном случае. Если с первым вопросом проблем не

возникает, то со вторым дело обстоит несколько сложнее. По мнению

Леонида Казачкова, зам. генерального директора АО «Свердловэнерго»,

«почва лоббизма — несовершенство законодательной базы и величина

бюрократического аппарата». У нас практически сложилось чиновничье

государство, в котором больше зависит от исполнительной, чем от

законодательной власти. Поэтому чаще всего (и эффективнее) приходится

влиять именно на исполнительную власть. Способов выработано

достаточно — от простого, но необходимого информирования до

организации «общественного мнения», проведения РК —кампаний и

митингов. Не последнюю роль играют и деньги. Конечно, бескорыстный

лоббизм тоже имеет право на существование, но возлагать на него

большие надежды вряд ли стоит. Не потому, что, как говорил поэт,

«внемлите истине полезной, наш век — торгаш, в сей век железный без

денег и свободы нет*. Серьезная лоббистская деятельность, связанная с

влиянием на разработку и реализацию законов, административных

решений, — длительная и тонкая работа с неопределенным результатом.

Она требует больших средств для
привлечения высококвалифицированных специалистов: аналитиков,

экспертов, юристов, экономистов.
Конечно, наиболее сложный вопрос — кто может продвигать интересы

производителя в органах власти? Эту роль могли бы взять на себя

Торгово-промышленные палаты (мировая практика), но наши ТПП пока

занимаются другими проблемами. У нас практически нет частных фирм,

которые занимаются лоббированием (хотя некоторый начальный опыт

появился). По мнению г-на Киселева, возможно, что со временем ими

станут консалтинговые фирмы — это их путь развития. Но фактически уже

сегодня есть настоящие активно действующие лоббистские организации.

Это многочисленные отраслевые Союзы (строителей, промышленников и

предпринимателей, предприятий оборонных отраслей промышленности, и

др.), в уставах которых прямо записано — защита интересов своих

членов в органах государственной власти. При всем разнообразии

проблем, есть и какие-то общие «болячки», и именно в Союзах

концентрируются не частные, а общие проблемы и интересы отрасли; и

здесь можно аккумулировать финансовые средства, необходимые для

проведения лоббисткой кампании. Только Союзы, Ассоциации, Фонды и

другие некоммерческие объединения открыто заявляют о лоббировании,

как об одной из основных целей своей деятельности. Правда, опыта мало

и потому неудач, по словам Виктора Эбереа, исполнительного директора

областного Союза строителей, больше, чем успехов. Сегодня Союз

принимает участие в разработке областного Закона о жилищном

строительстве, имея ввиду интересы всех строительных организаций, и

это тоже действенный механизм лоббирования. Пожалуй, самую большую

активность в защите интересов производителей проявляет Союз оборонных

предприятий.
По мнению участников Круглого стола, роль лоббирования как

возможность реального влияния на те решения, которые принимаются

органами власти, и его «цивилизованность» будут возрастать.