Меню

От ЦБ не уйдешь: в России разработана «дорожная карта» для регулирования краудфандинга

Центробанк планирует начать контролировать краудфандинг. Ведомство уже разработало «дорожную карту», которая предусматривает тестирование площадок для краудфандинга, в том числе и работающих в P2P.

В подготовленной ЦБ «дорожной карте» для краудфандинга в России, предусмотрена разработка системы регулирования этого сегмента, включая кредитование гражданами друг друга (P2P), сообщает «Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России).

В тестировании, вероятно, примут участие практически все крупные площадки, включая Planeta.ru, Boomstarter.ru, «Альфа-поток», «Город денег», Loanberry и Finteca.

Площадкам нужно будет соответствовать критериям, установленным ЦБ. В частности, им нужно будет сформировать капитал в размере не менее 10 миллионов рублей, раскрыть бенефициаров с долями больше 10 процентов, провести анализ финансового состояния заемщиков и идентификацию инвесторов, а также разместить программное обеспечение на территории России.

Итоги тестирования планируется подвести в июне следующего года, спустя после завершения эксперимента предполагается принять закон о краудфандинге.

«Плавный переход к регулированию этого сегмента планируется не ранее 2018 года. В настоящее время в Банке России идет подготовка к тестированию на ряде площадок, выразивших готовность добровольно принять на себя некоторую регуляторную нагрузку с целью последующей оценки ее влияния как на саму компанию, так и на рынок краудфандинга», — сообщили в пресс-службе ЦБ.

Впервые о разработке концепции регулирования краудфандинга ЦБ заявил в ноябре 2016 года. Тогда регулятор предлагал определить краудфандинг как «механизм привлечения заемных средств либо коллективного финансирования компаний или проектов с использованием интернет-платформ».

В феврале 2017 года глава службы ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Михаил Мамута заявил в эфире «России 24», что Банк России планирует в текущем году начать постепенный переход «к мягкому регулированию» краудфандинга. Начальник отдела методологии и анализа рисков финансовой доступности ЦБ Юрий Божор, в свою очередь, сообщил в марте, что Банк России готов перейти к «жесткому регулированию» краудфандинга в случае его «бурного роста» или «формирования негативных практик».

Краудфандинг — это народное финансирование, процесс в котором люди платят деньги и должны что-то получить взамен. Люди дают деньги автору, у которого есть интересная идея. Автор же предлагает что-то людям взамен: продукт или услугу. Люди же фактически покупают то, чего еще не существует (определение Евгения Гаврилина, Boomstarter).

Объем российского рынка краудфандинга ЦБ в марте 2017 года оценивал в 1-2 миллиарда рублей. По данным на 2014 год, в России кредитование физическими лицами друг друга занимало две трети рынка.

Самые успешные краудфандинговые проекты платформы Kikcstarter:

1. Pebble Time (привлекли $20 млн., планировалось $500 000, 2016 год) — умные часы.

2.  Coolest Cooler (привлекли $13 млн., планировалось $50 000, 2016 год) — это своеобразный чемодан-холодильник для отдыха, в который можно загрузить напитки, еду, от него можно заряжать мобильный телефон, он оснащен приятными мелочами для удобного открывания бутылок, подставкой для мобильного телефона и даже колесиками с ручкой для удобной транспортировки. По сути, большинство проблем и неудобств, которые возникают на пикнике можно решить при помощи этого девайса.

3. The world’s best travel jacket (привлекли $9 млн., планировалось $20 000, 2015 год) — самая практичная куртка в мире. В ней предусмотрено особое и удобное место для очков, телефона, планшета. Куртка обладает быстро надуваемой подушкой для шеи и многим другим. При этом выглядит она весьма стильно.

4. Exploding Kittens (привлекли $8,8 млн., планировалось $10 000, 2015 год) —  настольная карточная игра, известная тем, что привлекла максимальное количество инвестиций среди своего типа развлечений на Kickstarter. Но игра далеко не детская. Суть процесса сводится к тому, что игроки представляют собой кошек, которые тянут по очереди карты и когда выпадает карта со взрывом кота в том или ином варианте, вы проиграли, но все остальные карты направлены на обезвреживание негативного исхода при самом разнообразном сценарии.

5. OUYA (привлекли $8,5 млн., планировалось $950 000, 2012 год) — игровая консоль, подключаемая к телевизору. Проект изначально планировал привлечь $950 000, но в итоге собрал почти в 10 раз больше. Создатели консоли предлагали открытый SDK для всех сторонних разработчиков, что они могли создавать бесплатные и интересные игры.