Меню

Perpetuum mobile

Свое триумфальное GSM-шествие по свердловским городам и весям федеральные сотовые операторы продолжают второй год. Число абонентов увеличивается с каждым днем, и до стабилизации еще далеко. Расшире

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ/Телекоммуникации В этом году в социалистическом Китае свершилась телекоммуникационная революция: количество пользователей сотовой связи в Поднебесной превзошло число владельцев стационарных телефонов. В капиталистической Свердловской области до этой пропорции еще далеко. В 2003 г. емкость рынка была чуть более 500 тыс. абонентов на всех операторов, но эксперты отмечают, что уже в 2004 г. услугами сотовых операторов будет пользоваться почти треть населения региона.

Свое триумфальное GSM-шествие по свердловским городам и весям федеральные сотовые операторы продолжают второй год. Число абонентов увеличивается с каждым днем, и до стабилизации еще далеко. Расширение абонентской базы участники рынка связывают с тем, что услуги сотовой связи становятся все более доступными широким слоям населения. Средняя стоимость трубки сегодня составляет $100-150, тарифы некоторых компаний – 1 цент за исходящие звонки внутри сети – вовсе символические, допуслуги развиваются гигантскими темпами. Вкупе все эти факторы позволяют прогнозировать директору по Уральскому региону ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн») Сергею Бершеву двукратный рост абонентской базы уже в 2004 г. – более миллиона новых клиентов. Потенциальная емкость свердловского рынка 2-3 млн человек.
 
Цена бренда
Большой вопрос, как поделят новых пользователей игроки. В «ВымпелКоме» уверены, что доля местных компаний с каждым годом будет снижаться. По словам г-на Бершева, это общероссийская тенденция. Пресс-секретарь ЗАО «Уралтел» Ольга Чередниченко утверждает, что они занимают сейчас более 50% рынка и уступать долю никому не собираются: В наших планах увеличить количество абонентов до 0,8-1 млн человек. Рассчитывать на столь значительный прирост позволяют результаты этого года. Число наших абонентов выросло со 160 тыс. в начале года до 450 тыс. в конце.
Правда, пример «Уралтела» не совсем показателен: в этом году компания стала 100-процентной дочкой «Мобильных ТелеСистем» (МТС) и, следовательно перестала быть исключительно региональной. В МТС заявляют, что консолидация пакета уральской компании позволит активно продвигать федеральный бренд в Свердловской области. Этому раньше противодействовала МСТ Corp. – второй крупный акционер ЗАО «Уралтел». МТС удалось договориться с американской корпорацей о выкупе 43,7% акций компании «Уралтел». Сумма сделки не разглашается.
Как сообщили в пресс-службе МТС, ребрендинг произойдет в ближайшее время. По словам Ольги Чередниченко, от смены вывески выиграют обе компании и их абоненты: Возникает общее рекламное и роуминговое пространство. Действует единая система приема платежей. Мы ожидаем притока абонентов и строим бизнес-план на 2004 г. с учетом этого фактора.
Если «Уралтелу» только грозит процедура ребрендинга, то летом текущего года ООО «Екатеринбург-2000» (Екатеринбургская сотовая связь) уже сменило торговую марку «Би Лайн». Компания успешно использовала ее на протяжении семи лет по договору франчайзинга. Когда руководство «ВымпелКома» решило вести дела в регионе самостоятельно, договор продлевать не стали. Стоит отметить, что аналогичная судьба постигла еще порядка 30 российских компаний, использовавших марку «Би Лайн».
ЕСС пришлось искать себе другое имя. В компании не говорят, во сколько обошелся ребрендинг и раскрутка новой марки – «Мотив». Елена Радченко, пресс-атташе ООО «Екатеринбург-2000»: Мы практически пережили «второе рождение». Сейчас уже с уверенностью можно говорить о том, что ребрендинг провели грамотно, новое название выбрано удачно и, главное, заработанная репутация надежна, а предложения выгодны. Как следствие – стабильный рост числа абонентов компании. Мы рады отметить, что за 2003 г. в нашей сети зазвучали свыше 100 тыс. новых голосов.
 
В игре
Пока ЕСС занималась ребрендингом, «ВымпелКом» строил в Екатеринбурге собственную GSM-сеть. 2 декабря ее запустили в коммерческую эксплуатацию. Компания стала последней из национальных операторов «большой тройки» (МТС, МегаФон и Би Лайн), пришедших на Урал. По замыслу руководства, филиал в Екатеринбурге должен послужить плацдармом для освоения всего федерального округа.
Сейчас наша сеть покрывает весь город и ближайшие пригороды. Ее емкость – 100 тыс. номеров с возможностью расширения до 400 тыс., – заявил на пресс-конференции директор екатеринбургского филиала «ВымпелКома» (ООО «Восток-Запад Телеком») Владимир Подгорнов. Покрыть сетью всю Свердловскую область компания планирует к концу следующего года. Одно из конкурентных преимуществ «ВымпелКома» – допуслуги на основе GPRS. Правда, скептики отмечают, что пакетная передача данных – услуга не массовая и будет востребована немногими – 4-5% всей абонентской базы. Тем не менее, ввести GPRS в 2004 г. хочет и «Уралтел».
«ВымпелКом» претендует на местный рынок с 2001 г. Компания подала в Минсвязи соответствующую заявку, но получила отказ. Зато вскоре после этого лицензию выдали малоизвестной компании «Восток – Запад Телеком», нашедшей способ расчистить частоты для строительства сети. В конце прошлого года «ВымпелКом» приобрел 100% долей «Восток – Запад Телеком» у фирмы «ТрансТехГруп», принадлежащей частным лицам. Лицензия обошлась «ВымпелКому» в $26,5 млн. Конкуренты к выходу «ВымпелКома» на рынок отнеслись спокойно. Андрей Ибрагимов, коммерческий директор «Уральского GSM» (торговая марка «МегаФон»): Мы понимаем, что рано или поздно появление в различных регионах игроков «большой тройки» неизбежно, понимаем, что пришел серьезный конкурент и борьба за абонентов области обострится. В то же время г-н Ибрагимов подчеркнул, что его компания чувствует себя в Свердловской области весьма комфортно и активно развивает свои услуги в городах второго эшелона.
Вскоре конкуренция может еще более обостриться, поскольку непосредственный интерес к Уралу проявляет межрегиональная «дочка» «Связьинвеста», компания «Уралсвязьинформ», которая оказывает услуги сотовой связи практически по всему региону за исключением Екатеринбурга.
 
Ненужный актив
2003 г. показал убыточность NMT-операторов, принадлежащих «Связьинвесту». За год общее число абонентов стандарта NMT упало на 15% (до 260 тыс.). Суммарная задолженность этих компаний – $40 млн. Их доходы в первом полугодии 2003 г. снизились на 12,5% (до 1,2 млрд руб.) по сравнению с тем же периодом прошлого года, а убытки составили 200 млн руб.
Осенью «Связьинвест» заявил о том, что готов продать все акции сотовых компаний стандарта NMT-450, тем самым отказавшись от участия в создании общероссийской сети цифрового стандарта CDMA-450 – его планируют развивать на базе устаревшего NMT.
Один из NMT-операторов, принадлежащих «Связьинвесту», – компания «Уралвестком», старейшая на екатеринбургском рынке сотовой связи. Сегодня в «Уралвесткоме» менее 20 тыс. клиентов.
Вкладываться в строительство сети нового поколения в «Связьинвесте» посчитали слишком рискованным – на рынке еще недостаточно соответствующих сотовых аппаратов, есть проблемы с выделением частотного диапазона. Кроме того, будущие клиенты сетей нового стандарта столкнутся с проблемой зарубежного роуминга – сети CDMA-450 пока существуют лишь в Румынии и Белоруссии. А развитие NMT-компаний отвлекало бы инвестиции с приоритетных направлений бизнеса – фиксированной связи, развития передачи данных и GSM-сетей.
Строить сеть нового поколения не боится холдинг «Скай Линк», созданный при участии RTDC – второго крупного акционера «Уралвесткома». В «Скай Линк» уже вошли почти все крупные NMT-активы «Связьинвеста» за исключением «Уралвесткома». Переговоры о продаже 51% акций екатеринбургского NMT-оператора временно заморожены. «Уралсвязьинформ» решил дождаться результатов проверки Счетной палатой финансовой деятельности своего основного акционера, «Связьинвеста». Аудит должен завершиться в январе 2004 г. Его инициировали в июне 2003 г. депутаты Госдумы во главе с руководителем думского подкомитета по связи Леонидом Маевским.
Тем временем успешно прошли тестовые испытания сети сотовой связи стандарта CDMA в частотном диапазоне 450 МГц, которые компания «Уралвестком» проводила с лета этого года. Быстрый доступ в Интернет, высокоскоростная передача данных, видеоконференц-связь, телетрансляция через мобильный телефон – вот далеко не полный список возможностей нового формата. Срок ввода сети в коммерческую эксплуатацию – март-апрель 2004 г. Объем инвестиций на первом этапе составит около $10 млн. Среди инвесторов – компания RTDC. О тарифной политике мало что известно. В Москве и Санкт-Петербурге, где аналогичные сети уже развернуты, минута разговора в стандарте CDMA обходится не намного дороже, чем в GSM. К концу 2004 г. «Уралвестком» рассчитывает набрать 20 тыс. новых абонентов.

Обратная связь: ivanov@apress.ru