Меню

По дороге в Лас-Вегас

Американские граждане оставляют в залах игровых автоматов до $50 млрд в год. В нашей стране бизнес-цифры намного скромнее — по данным Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ), на «од

Американские граждане оставляют в залах игровых автоматов до $50 млрд в год. В нашей стране бизнес-цифры намного скромнее — по данным Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ), на «одноруких бандитов» у нас тратят примерно $350 млн ежегодно. Однако высокие темпы развития отрасли дают все основания думать о многократном увеличении этой суммы.

Автоматическая революция

Почву бурному развитию подготовил новый закон об игорном бизнесе, вышедший в 1998 г. До его появления 90% прибыли с каждого игрового автомата уходило на уплату налогов. Причем из оставшихся средств надо было еще выплатить зарплату сотрудникам. Значительная часть бизнеса находилась в тени. Количество залов с игровыми автоматами в Екатеринбурге исчислялось единицами, а сами автоматы оставляли желать лучшего. В основном это были подержанные агрегаты из Европы или продукты творчества небольших российских фирмочек. Ажиотажа в этом секторе рынка в ближайшем будущем никто не ожидал.

Бум случился на следующий год после того, как игорный бизнес стал облагаться единым налогом на вмененный доход (чуть больше 2 тыс. руб. с каждого автомата). Все началось с Северной столицы. В 1999 г. питерская компания «Профит» завезла в страну партию современных игровых автоматов с денежным выигрышем. Рынок не замедлил отреагировать. Вслед за первопроходцами машины закупили и другие предприятия — Россия стала наполняться качественными автоматами. Владимир Петров, директор компании «Диада»: Новые автоматы и дизайном, и графикой дисплеев сильно отличались от того, что было тогда на рынке. Но самое главное — процент возврата денег игроку у них был существенно выше тех 75, что закреплены в законе. Современные аппараты возвращают в виде выигрыша никак не меньше 88% денег, которые в него забрасывает человек. Иной раз этот показатель доходит и до 98%. А прибыль идет с оборота. Кроме того, прогресс значительно увеличил соотношение между ставкой и возможным выигрышем. Если ранее оно редко превышало 1:400, то после 1999 г. стали появляться автоматы с соотношением 1:10000. То есть поставив 1 рубль — можно выиграть 10 тыс.

Из Питера «игорный» бум перекинулся в столицу. В том же 1999 г. появляется московская игровая система «Джекпот», а иностранные инвесторы выкупают контрольный пакет акций второго крупного оператора — сети «Вулкан». К 2002 г. игорный рынок вырос более чем в три раза. Число автоматов в Москве к началу этого года превысило 22 тыс. По данным РАРИБ, в столице на каждые 10 тыс. жителей приходится 30 автоматов. Эксперты добавляют, что это значительно превышает уровень развития игорного бизнеса в стране.

До Урала столичные тенденции дотянулись через пару лет. В Екатеринбурге рост этого сектора рынка стал наблюдаться в 2001 г. Как утверждает Владимир Петров, тогда операторов было не больше десятка, сейчас их количество перевалило за пятьдесят, причем каждый нарастил свои мощности.

Особенности уральской игры

Оценить рынок при отсутствии крупных операторов, контролирующих значительную его долю, — дело достаточно сложное. Московская игровая система «Джекпот», открывшая свой первый зал на Среднем Урале менее года назад, смотрит в будущее с оптимизмом. Кирилл Шатилов, директор по маркетингу: Сейчас мы оцениваем рынок Екатеринбурга в
$8 млн. Полагаю, что на наши залы приходится ококло 7%. Конкуренция есть, но незначительная и совершенно несравнимая с Москвой. Так что перспективы развития существуют неплохие. Думаю, реально довести долю «Джекпота» до 15%.
Многие согласны с москвичами в оценке перспектив местного рынка. Георгий, управляющий одного из новых игорных клубов: Потенциал у города огромный. Правда, потребитель пока не очень склонен к игре. Вообще, чем севернее, тем меньше клубов. Наш город не исключение.

Действительно, во многих городах, значительно уступающих Екатеринбургу по количеству населения и уровню доходов, автоматов больше. Много играют в Оренбурге, Самаре, Ульяновске, а особенно в Краснодаре. Возможно, сказывается южный темперамент. Хотя, скорее всего, люди у нас просто не знают о возможности провести досуг в игровых залах. По мнению Бориса Белоцерковского, президента компании «Уникум», крупнейшего поставщика игрового оборудования в Россию, важен не только доход жителей, но и наличие сильных операторов, сильного менеджмента в регионе. В Москве реклама подобных заведений преследует человека буквально на каждом шагу. У нас же все ограничивается вывесками над входом. Георгий: Есть стереотип, что автомат забирает деньги, но на самом деле люди выигрывают довольно часто. Крупные выигрыши случаются почти каждый час. Для расширения рынка необходимо вкладываться в рекламу, но пока никто из операторов не решается на дорогостоящую кампанию. Причина — относительно небольшие обороты игровых залов. Многие открылись не так давно и еще не успели окупиться.

Простейшие автоматы с денежным выигрышем — так называемые «столбики» —  можно увидеть практически в любой забегаловке, во многих магазинах, на рынках. Для установки они не требуют ничего, кроме розетки. Большинство «столбиков» выглядит достаточно убого, потому что рассчитаны они на самого невзыскательного клиента. Цены на подобные агрегаты начинаются с $2,5 тыс., и при удачном расположении «столбик» может окупиться достаточно быстро. Владельцы этих машин редко утруждают себя приобретением лицензии и действуют на свой страх и риск, пытаясь сорвать куш. Поэтому сосчитать, сколько в городе таких автоматов, практически невозможно. Игровые залы конкуренция со «столбиками» не пугает — клиенты разные.

В среднем, оборудование приличного зала обойдется в $200 тыс. На эти деньги можно закупить вполне качественные импортные автоматы стоимостью $12-15 тыс. Наибольшей популярностью и уважением на рынке пользуются изделия фирм Atronic (Германия), Bally (США), Unidesa (Испания). Часть из них поставляется из Европы, некоторые выпускаются по лицензии в России. Неплохие автоматы на основе импортных компонентов производят и у нас, при этом они почти вдвое дешевле. Однако, в целом, отечественные агрегаты уступают конкурентам в оформлении и новизне игр. Выделить какую-то определенную игру, которая в наших краях особо популярна, нельзя — клиент ищет разнообразия. Виктор Севастьянов, директор Екатеринбургского филиала компании «Джекпот»: Совершенно невозможно предсказать уровень популярности той или иной игры — то очереди стоят, то совсем никто не подходит. Пожа

луй, чуть более пристальным вниманием игроков пользуется электронная рулетка, имитирующая настоящую и рассчитанная сразу на 8 мест. Но такой автомат стоит более $80 тыс.

Срок окупаемости автомата зависит от нескольких факторов и не лишен, как утверждают многие бизнесмены, доли неожиданности. На форуме РАРИБ искушенные владельцы автоматов высказывали мнение, что одна машина должна приносить в месяц от 40 до 130 тыс. руб. Виктор Севастьянов: Иногда можно услышать, что игровые автоматы окупаются чуть ли не за месяц и сразу начинают приносить баснословные прибыли. Это не совсем так. Автомат стоит довольно дорого. Еще надо учитывать, что большая часть денег, которые клиент закидывает в автомат, выдается обратно в виде выигрыша. Чтобы устранить фактор случайности, есть ряд рекомендаций. Во-первых, зал должен располагаться в достаточно посещаемом месте. Во-вторых, набор игровых автоматов в зале должен быть максимально широк, дабы удовлетворить любые потребности: и людей, делающих минимальную ставку, и тех, кто играет по-крупному. Очень важен уровень сервиса — персонал обязан объяснять правила и выгоды той или иной игры, при этом обслуживание не должно быть навязчивым и отпугивать клиента. Георгий: Необходимо, чтобы сервис соответствовал запросам клиента, иначе вложения в персонал просто не будут окупаться.

А поскольку в реестре профессий нет специальности «управляющий игрового зала», специалисты здесь на вес золота. Владимир Петров: Договориться об организации курсов с учебными заведениями пока не удается. Кадров не хватает, и компании вынуждены переманивать людей, что мало способствует общему развитию бизнеса.

 

Бедность не порок

По заключениям маркетологов компании «Вулкан», игровые автоматы с денежным выигрышем могут заинтересовать 34% мужчин в возрасте от 18 до 45 лет и 25% женщин от 20 до 40 лет. Известно, что женщины играют реже мужчин, но зато они азартнее и не останавливаются до полного проигрыша или победы над автоматом. Нарисовать более точный портрет клиента игорных залов трудно. Конечно, операторы развитого столичного рынка могут позволить себе ориентироваться на какой-то конкретный социальный слой. У нас в этом направлении делаются только первые шаги — начинают появляться клубы для публики, способной за вечер проиграть более тысячи рублей. Большинство же залов стараются захватить всех возможных клиентов. Единственное ограничение — посетитель должен быть старше 18 лет. Азартные игры плохо влияют на неокрепшую детскую психику, поэтому запрет соблюдается достаточно строго, хотя и взрослым людям не всегда напряжение идет на пользу.

Определить среднюю сумму, которую игрок тратит на автоматы за одно посещение, достаточно сложно. Чаще других звучат цифры от 200 до 700 руб. Залы ориентируются на человека, решившего просто немного отдохнуть, а не на одержимых манией выигрыша. Виктор Севастьянов: Недавно у нас был клиент в зале на Первомайской. Сначала он выиграл 15 тыс. руб., на следующий день еще 30, а потом его выигрыш превысил 100 тыс. руб. Еще через день большую часть этих денег он у нас же и проиграл. Так вот, нам такие клиенты не нужны, от них больше беды, чем дохода.

Чтобы ни один посетитель не ушел без игры, минимальные ставки в залах достаточно низки — практически везде можно смело идти к автомату, имея в кармане 10 руб. В некоторых залах 1 кредит равен 1 рублю, то есть на червонец можно сыграть 10 раз.

Со временем простая игра на автомате перестает удовлетворять взыскательного клиента. Тогда в ход идут различные способы сделать развлечение интереснее и комфортнее. В первую очередь для этого служит система «джекпот». Несколько автоматов, объединенных в единую сеть, отчисляют небольшой процент с игры в общую копилку. Та сумма, которая лежит в ней, либо время от времени выпадает на любой из подключенных к сети машин (схема «мистери»), либо тому, кто выкидывает максимальную комбинацию при наибольшей ставке (накопительная схема). Если местные предприниматели замыкают в такую сеть автоматы в одном клубе, то компания «Джекпот» пошла дальше. Виктор Севастьянов: Как раз сейчас у нас идет установка и наладка систем спутниковой связи каждого зала с Москвой. Наша компания, через собственные каналы, объединяет автоматы по всей стране, что дает возможность раз в один-два дня разыгрывать джекпот размером 1-2 млн руб. Используя спутниковые каналы, «Джекпот» планирует предоставлять еще ряд дополнительных услуг — от оплаты сотового телефона до спутникового телевидения. Подобная технология сильно выделяет компанию на общем фоне.

 

Незваный гость

Напряженная конкурентная борьба в столице заставляет крупных московских операторов ускоренными темпами развивать региональные сети. Уже сейчас 60% столичного рынка, объем которого превышает $200 млн, контролируется тремя операторами — сетями залов «Джекпот», «Вулкан» и «Супер-Слотс». Екатеринбург, как один из самых динамично развивающихся городов, вызывает у столичных сетей стабильный интерес, несмотря на несопоставимость объема рынка. Появление компаний федерального масштаба в регионах может иметь для местных фирм весьма тяжелые последствия, так как потенциал соперников огромен. Например, «Джекпот» имеет порядка 200 залов в Москве и около 150 по стране. В компании работает 6 тыс. человек, оборот измеряется в миллионах долларов. Выручка сети «Вулкан» в 2003 г. должна составить $70 млн, и она лишь незначительно уступает «Джекпоту». Правда, третий столичный игрок — «Супер-Слотс» — пока не вынашивает глобальных планов экспансии. Но лишь потому, что делает ставку на строительство VIP-залов, для которых регионы еще не созрели. Количество залов крупных местных игроков не превышает полутора десятков.

По словам Кирилла Шатилова, в региональном продвижении сети «Джекпот» Екатеринбург занимает примерно 3% — у нас четыре зала этой игровой системы. Столько же залов компания открыла в Нижнем Новгороде, а вот в Новосибирске их уже 23. Виктор Севастьянов: Конечно, четыре зала очень мало для нас. Новые мы не открываем не потому, что не хватает ресурсов, а потому, что очень сложно найти помещение, удовлетворяющее всем требованиям. Похожая ситуация складывается у «Вулкана». Немного успешнее идут дела симферопольской корпорации «Игросервис» (боле 500 залов в России и на Украине, свое производство автоматов, представительство в Лас-Вегасе). Без лишних разговоров она уже открыла в городе шесть залов и продолжает динамично развиваться. Сергей Свитов, директор компании «Игросервис-Ек»: За этот год наша компания выросла почти вдвое. Конкуренция, конечно, появляется, но на данный момент я не вижу особых препятствий для развития.

Между тем владельцы местных игорных залов не так спокойны и уверены. Георгий: Тягаться с москвичами просто невозможно. Пока всем места хватает, но рынок не растет — это у федералов есть деньги, вот они их и вкладывают в завоевание региона, потому что именно это они лучше всего умеют делать. Крупные компании имеют больше возможностей продвигать свою марку, покупать дорогое оборудование и предлагать новые услуги. Вторжение столичных компаний особенно тревожит местных деятелей игорного бизнеса — уральские операторы подозревают москвичей в лоббировании своих интересов на самых верхах. А вот г-н Севастьянов уверен, что местным операторам опасаться нечего — на рынке всегда останутся компании, которые хорошо работают.

Пока дело еще не дошло до напряженной конкурентной борьбы, представителей игровых залов больше волнуют другие проблемы. Главным сдерживающим фактором

для игорного бизнеса остается недостаток подходящих помещений в городе. К залам автоматов предъявляются достаточно жесткие требования, и получить место совсем не просто.

Остро стоит и проблема чистоты игорного бизнеса. В городе достаточно много старых автоматов, или просто автоматов, не обеспечивающих необходимый процент возврата. Такие машины подрывают имидж всего бизнеса. Передача функции выдачи лицензий в Москву, в Госкомспорт, серьезно нарушила контроль на местах.

 

Dura lex

В последнее время деятели игорного бизнеса пристально следили за деятельностью Государственной Думы. Причиной этого стал законопроект депутата от «Единой России» Игоря Динеса о деятельности игорных заведений, который появился в Думе этой осенью и уже прошел два чтения. Срыв третьего чтения стал маленьким праздником для всего игорного бизнеса: заседание думы, назначенное на конец ноября, просто не состоялось. В официальном заявлении РАРИБ говорится, что документ стал полной неожиданностью для участников рынка. Если закон примут, большая часть бизнеса уйдет в «тень». Главное, что возмутило бизнесменов, это новые лицензионные требования к залам игровых автоматов: в законопроекте предлагается оставить лишь залы, в которых 20 и больше автоматов. Кроме того, для получения региональной лицензии предприятию необходимо иметь активов не менее чем на 50 млн руб., для лицензии на деятельность в столицах — 100 млн руб., а для федеральной — 600 млн руб. Владимир Козлов, директор компании «Русский остров»: Чтение законопроекта прошло в 5 минут, закон кто-то целенаправленно протаскивал. Если его примут, многим придется закрыть свой бизнес, бюджеты недополучат налоговые сборы. У меня в компании трудится 200 человек, возможно, они потеряют работу — кому от этого лучше? Многие считают, что проект закона — дело рук федеральных сетей, которые таким образом расчищают себе место.

Москвичи опровергают слова уральских коллег о заинтересованности в законе. Кирилл Шатилов: К рассматриваемому закону мы относимся как компания, которой, в случае его утверждения, придется закрыть около 60 залов только в Москве и Московской области, а один из участников Московской игровой системы — «Метроцентр» — вообще может прекратить свое существование. Региональные рынки достаточно спокойны, федеральные компании способны успешно продвигаться без использования законодательного лобби.

Возможно, закон лоббируют не крупные компании, а Госкомспорт, который выдает лицензии на игорный бизнес. Пошлины при этом смехотворны, вот чиновники от спорта и пытаются увеличить доход ведомства, а заодно и отвлечь людей от азартных игр. Тем более что бизнес демонстрирует хорошие темпы роста.

Страхи перед законодательной инициативой депутатов разделяют не все. Сергей Свитов: Не очень реально, что закон примут в таком виде. На следующий финансовый год точно менять ничего не будут, а там посмотрим.

Своеобразный законодательный кризис игрового сообщества показал необходимость объединения для решения корпоративных задач. В Челябинске ассоциация игорного и развлекательного бизнеса существует с 2002 г. В Екатеринбурге подобной структуры до сих пор не возникло. Возможно, сказалось отсутствие инициативы, возможно, операторам хватает общения на семинарах, проводимых городской администрацией. Но потребность в объединении ощущают как местные бизнесмены, так и представители федеральных сетей.

Злополучный для игорного бизнеса законопроект стал наиболее ярким свидетельством роста давления на игорный бизнес. Сайт РАРИБ пестрит сообщениями из разных уголков страны с информацией о повышении налогов. Виктор Севастьянов: На совещании у Контеева обсуждали 25-процентное повышение. Потом открываю газету — а там сообщается, что подняли на 100% . Это еще не тяжело, но прижимает.

Участниками форума РАРИБ высказывалось мнение, что законопроект проталкивают через Союз Правых Сил. Теперь, после их поражения на выборах, заниматься этим будет некому, и проект может кануть в лету.

 

Обратная связь: silantev@apress.ru