Меню

«Покровский пассаж» накормит на гастрономическую сумму

Торговая сеть «Звездный» открыла в «Покровском пассаже» премиальный магазин «Гастрономия». В компании считают эту нишу свободной, а предостережения конкурентов о сложностях бизнеса несостоятельными.

Гастарбайтеры закончили работу перед самым открытием

В «Покровском пассаже» в минувшую среду начала работать «Гастрономия». Это супермаркет с торговой площадью 750 кв. м, спроектированный голландским дизайнерским бюро Jos De Vries. Одна из особенностей в том, что попасть в магазин можно с двух сторон — из универмага (главный вход) и с ул. Гоголя. Концепция заведения получилась сборной — частично собственной, частично — от тех же голландцев и московской сети «Азбука вкуса», у которой сеть «Звездный» хотела купить франшизу.

Перед открытием магазина обученные люди раскладывали яблоки

Предполагалось, что в «Покровском пассаже» будет именно «Азбука вкуса». По словам Андрея Голубкова, пресс-секретаря компании, руководители сети считают, что в регионах бизнес может развиваться только по франчайзингу.

«Иначе расходы на логистику и поддержание работы филиала будут слишком высокими, — поясняет он. — Екатеринбург нам интересен, но остается вопрос — сможет ли партнер воспроизвести наши стандарты? Взвесив за и против, мы решили, что к экспансии на Урал пока не готовы. Сейчас компании гораздо выгоднее открывать магазины в Москве и Санкт-Петербурге — без дополнительных рисков и с большим профитом. Другие регионы — в повестке следующего дня».

В супермаркет можно попасть через кафе

После этого «Звездному» пришлось всем заниматься самостоятельно.

«Мы давно искали площадку под проект, связанный с премиальной торговлей, — говорит Александр Райсих, гендиректор ТС «Звездный». — Предложение «Покровского пассажа» оказалось кстати, поскольку целевая аудитория у нас общая».

Вина дешевле 600-700 руб. за бутылку здесь не найти

Новый объект обошелся компании примерно втрое дороже, чем средний супермаркет «Звездный». В отличие от стандартного ассортимента, включающего около 25 тыс. позиций, в товарной матрице «Гастрономии» — 16 тыс. Около трети приходится на долю эксклюзивной продукции, которую поставляют оптовые компании Москвы и Санкт-Петербурга. Часть товаров «Гастрономия» начинает возить из-за границы по прямым контрактам. По словам г‑на Райсиха, в отличие от конкурентов, тоже предлагающих премиальные товары (гипермаркеты «Гипербола» и «О’Кей», центр METRO Cash&Carry), «Гастрономия» рассчитана только на обеспеченных людей.

«Когда мы начали расширять сеть «Звездный», оказалось, что тиражировать головной магазин на Серова практически невозможно. Это был штучный проект, — поясняет он. — Открыв четвертую-пятую-шестую точку, «Звездный» стал масс-маркетом, рассчитанным на все слои населения. По этой причине даже гипермаркеты, где выставлено много дорогих товаров, не могут конкурировать с заведениями сегмента люкс».

Другой участник рынка, пожелавший остаться неназванным, сказал проще:

«В крупном магазине богатый человек стоит в одной очереди с пенсионерами и гастарбайтерами и чувствует себя некомфортно».

Светлана Лясс (исполнительный директор ТС Звездный) и Александр Райсих (генеральный директор)

Директор гипермаркета «Гипербола» Елена Сурина говорит, что у магазинов, рассчитанных на состоятельных людей, есть специфика, которую ритейлеры не учитывают.

«Работать в премиальном сегменте очень сложно. Если в обычный магазин покупатели ходят со списком продуктов — всегда одним и тем же, то богатых нужно постоянно удивлять новинками. А в России это непросто — отечественные предприятия продукции премиум-класса почти не делают, а поставки из других стран зависят от требований российских санитарных служб и от международных событий. Сейчас как раз такое время: начались сбои в поставках — ни вам хамонов испанских, ни сыров французских».

В «Азбуке вкуса», которая работает в премиальном сегменте с 1992 г. и доставляет из-за границы 40% ассортимента, подтверждают, что трудности есть: не всякому товару, запрещенному к ввозу в страну, найдутся аналоги, которыми его можно заменить.

Приглашенная звезда — бренд-повар Витторио Соверина

Инвесторов «Гастрономии» это не смущает. По словам Сергея Симонова, руководителя службы маркетинга ТС «Звездный», новый магазин будет заманивать покупателей изделиями собственного производства — салатами, полуфабрикатами и соусами по рецептам бренд-повара Витторио Соверина (руководит кухней ресторана «Дольче Вита» в «Покровском пассаже») и десертами шеф-кондитера Евгения Сальского, работавшего прежде в ресторанах при гостиницах angelo, Hyatt и в КЭФе. Г‑н Соверина, разработавший к открытию «Гастрономии» каталог из 192 блюд, уверяет, что у него есть свое прочтение традиционных рецептов.

«Вот мы предлагаем покупателям винегрет — казалось бы, что может быть проще? — рассуждает он. — Однако мой винегрет нарезан не кубиками, а соломкой — я считаю, что такая готовка усиливает вкус ингредиентов».

В баночках — соусы собственного производства

«Гастрономия» — не первый опыт продуктового супермаркета класса люкс. В 2008 г. компания «Атомстройкомплекс» в присутствии мэра Аркадия Чернецкого и вице-мэра Виктора Контеева, ответственного за потребительский рынок, открыла на ул. Радищева магазин Delice, проработавший два с половиной года. Участники рынка считают тот опыт не слишком удачным. Александр Оглоблин, владелец торговой сети «Елисей»:

«Delice позиционировал себя как премиальный, но с точки зрения ассортимента и сервиса таковым не был. Магазин запомнился мне дорогим оборудованием и высокими ценами. Эксклюзивного ассортимента там практически не было».

Продуктовые наборы для среднего класса

Собственный премиальный проект г‑на Оглоблина — «Гастроном Елисейский», рассчитанный на жителей домов в квадрате ул. Куйбышева — Малышева — Мамина-Сибиряка — Белинского, начал работать в феврале 2014 г. Александр Оглоблин сделал ставку на деликатесы, фреш и пиво собственной варки. Наблюдатели указывают, впрочем, что трафик ограничен, — жители других районов Екатеринбурга в «Гастроном Елисейский» не ездят.

Г‑н Оглоблин: «Хватает ли гастроному аудитории? Нет, покупателей меньше, чем мы рассчитывали. Отчасти — из-за нехватки парковочных мест. Но подводить итоги рано. Скоро на втором этаже откроется кафе — оно тоже будет генерировать потоки. И поскольку средний чек в «Елисеевском» выше, чем в других магазинах сети, гастроном рентабелен уже сегодня».

Другой вход в магазин — со стороны ул. Гоголя

Тема с «Азбукой вкуса» тоже не закрыта. По словам Анастасии Полухиной, директора по маркетингу «Форум-групп», компания предварительно договорилась, что московская сеть откроет магазин в новом торговом центре, который в 2014 г. начнут строить на месте бывшего Центрального рынка. В самой «Азбуке вкуса» это не подтвердили и не опровергли, заметив еще раз, что в ближайшие годы компания намерена развиваться только в Москве и Санкт-Петербурге.