Меню

Пора отказаться от «домашки». Почему современная школа не должна заставлять учить уроки

Иллюстрация: https://pixabay.com

В начальных школах одного из округов Флориды запретили домашнюю работу. Вместо этого учителя советуют родителям и детям делать «кое-что поважнее». Почему такой подход к образованию правильный?

Начало учебного года — это новые вызовы не только для детей, но и для их родителей. Не секрет, что многие мамы и папы, придя с работы, садятся за работу дополнительную – за уроки вместе со школьником. Кажется, что современная система образования в России совершенно не обращает внимания на исследования, которые уже не единожды доказали: дети лучше учатся тогда, когда их не заставляют делать «домашку».

Хороший пример современного подхода к детскому образованию — организация учебного процесса в округе Мэрион, штат Флорида. Во всех начальных школах округа давать домашнее задание детям запретили.

Уже было несколько убедительных исследований, что дети учатся лучше, когда их не заставляют делать домашние задания. Вместо «домашки» мы просим учеников читать книги хотя бы двадцать минут в день, а родителей — читать вместе с ними, — рассказала окружной инспектор Хейди Майер в беседе с изданием Metro.

По желанию, учителя могут давать домашнюю работу на свое усмотрение. Однако она не должна отнимать у детей много времени и сил. В местных школах верят, что это решение поможет повысить мотивацию учиться — особенно если учесть, что книги для чтения дети могут выбирать сами. 

Заметим, отмена домашних заданий обсуждается в США на протяжении уже трёх веков. Ещё в 19 веке в популярных американских журналах появлялись мнения о том, что детям младшего возраста было бы гораздо полезнее играть и резвиться, чем сидеть над дополнительными занятиями.

В нашей стране подобное обсуждение началось, конечно, не несколько веков назад, а сравнительно недавно. Тем не менее учителям все чаще советуют присмотреться к зарубежному опыту.

Противники домашних заданий приводят целый ряд аргументов. Во-первых, если их отменить, у ребенка появится больше свободного времени на общение с родителями и другие полезные занятия.

Во-вторых, отмена домашки снимает часть различий в уровне подготовки. Ведь часто отличник - не тот, кто умнее, а тот, с кем родители часами сидят над домашними заданиями, разжевывая все правила. Отсутствие домашних заданий позволяет понять, кто из детей действительно умный, а кто зубрила.

Главный аргумент в защиту домашних заданий — это то, что без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал.

Ребенок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке. Поэтому без домашних заданий каждое занятие придется начинать практически с чистого листа. Допустим, на тему у учителя выделено 15 часов. А без домашних заданий на эту же тему придется потратить 30 - 40 часов. И потом отмена домашнего задания еще не означает, что те родители, которые раньше проводили вечера с пивом у телевизора, начнут активнее общаться со своими детьми, — рассказала Kp.ru методист Ольга Узорова.

Школьное и вузовское образование было бы куда более полезным, если бы давало возможность ребенку развиваться в тех отраслях и направлениях, которые ему интересны, говорит Владислав Карелин, доцент РГГУ.

Итоги образования среднего жителя нашей страны можно свести к набору из таблицы умножения, теоремы Пифагора, нескольких фрагментов из Пушкина и Достоевского, пары физических законов и химических формул. Все это затвержено назубок, но малополезно для работы и повседневной жизни. Выходит, что годы в школе, а после и в вузе — потерянное время: молодым специалистам приходится переобучаться, привыкая к реалиям, далеким от усвоенного в классах и аудиториях.

Изменить положение вещей поможет только глобальная перестройка всей российской системы образования, и начаться эта перестройка должна не с ввода обязательной школьной формы, а с подхода учителей к процессу обучения, резюмировал он.