Меню

Правительство хочет ограничить доступ к мобильникам в школах. Почему в этом мало смысла?

Минпросвещения рекомендовало школьникам сдавать смартфоны при входе в школу и пользоваться ими только на переменах или в экстренных случаях. Но советы и аргументы ведомства малоубедительны.

Минпросвещения и Роспотребнадзор рекомендовали регионам и органам управления в сфере образования ограничить использование мобильных устройств в школах «в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей». В методических рекомендациях Роспотребнадзор, ссылаясь на международный опыт, утверждает: 

Ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.

Минпросвещения также ссылается на данные своего опроса, согласно которому 61% учащихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков.

По данным ведомства, исследования, представленные в работах российских ученых, показали: у детей, которые использовали телефоны в школах, ослаблялась смысловая память, снижалось внимание, скорость аудиомоторной реакции, появлялись раздражительность и нарушения сна. Чем больше учащиеся пользовались смартфонами, тем хуже справлялись с учебными тестами. 

Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности, — утверждают в Роспотребнадзоре.

Чтобы минимизировать вредное воздействие устройств на детей, Минпросвещения рекомендует рассмотреть вопрос об ограничении использования гаджетов в школах. Причем речь идет также о педагогах и родителях. Исключения составляют дети, которым необходимо пользоваться смартфонами по состоянию здоровья, например, для мониторинга сахара крови при сахарном диабете первого типа.

При возможности предлагается предусмотреть места для хранения телефонов учеников в школе, причем отвечать за их сохранность будут сами школьники и их родители. Вопросы коммуникации детей с родителями при необходимости предполагается согласовать. Перемены стоит использовать для общения и активного отдыха учащихся, а при необходимости — для звонков и сообщений. 

Чтобы снизить неблагоприятное воздействие телефона на детей, Минпросвещения и Роспотребнадзор подготовили памятку. В частности, они советуют не носить смартфон на шее, поясе и в карманах одежды, максимально сократить время контакта с телефоном и оставлять его на расстоянии более двух метров от головы на ночь.

Надежных свидетельств вреда для здоровья от мобильных телефонов нет, напоминает «Медуза (издание внесено в список иноагентов в России)». Самый большой риск — это попасть в ДТП при использовании смартфона. Ученые не установили, что мобильные телефоны могут вызвать рак, нет также исследований о том, что телефон каким-либо образом вредит здоровью, отмечали в британской Национальной службе здравоохранения. 

Влияние мобильных устройств связи на здоровье детей толком еще не изучено, но Американская академия педиатрии рекомендует использовать гаджеты не более часа в день, если ребенку от двух до пяти лет. Родителям необходимо понимать, как дети используют гаджеты, и по возможности участвовать в процессе. За час до сна брать в руки телефон не рекомендуется — голубой свет от экрана может подавлять выработку мелатонина — гормона, который способствует засыпанию.

Наконец, постоянная проверка телефона не связана с психическими заболеваниями — такова реакция на стресс, это способ снять тревогу, не говоря уже об общении.