Меню

Правительство решило создать российский AliExpress

В России вскоре может появиться аналог AliExpress и eBay. Это будет агрегатор, через который российские товары будут продаваться за рубеж. Его проект уже готовит Минэкономразвития.

СМИ пишут, что разработанный Министерством экономического развития России документ назван «Электронная торговля как драйвер развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках». Он описывает создание «единой среды экспортера», объединяющей «продвиженческие, таможенные, логистические, информационные, платежные, кредитные, страховые и иные сервисы, необходимые для реализации товаров посредством электронной торговли на экспорт и внутри страны».

Интернет-площадку, которую планируется использовать для экспорта российских товаров за рубеж, хотят интегрировать с китайскими AliExpress и JD.com, а также американскими Amazon и eBay. Об этом сообщает РБК.

В чем суть?

В основе концепции – создание компании-агрегатора, которая станет «одним окном» для выхода произведенных в России товаров на международные рынки. Авторы документа в качестве примеров таких компаний называют «Яндекс.Маркет», «Юлмарт» и Wikimart. В проекте подчеркивается, что площадка должна будет интегрировать с крупнейшими торговыми площадками других стран.

Сформирует пул будущих экспортеров Российский экспортный центрю она же будет участвовать в стандартизации и сертификации товаров до того, как направлять компании-экспортеры к агрегатору.

Для того, чтобы принимать и выполнять заказ, получать оплату экспортеры должны будут использовать личный кабинет на сайте агрегатора. Имея доступ к кабинету, продавец получит возможность кредитной, страховой и гарантийной поддержки организаций, которые подключит площадка. Авторы идеи предлагают обязать площадку при заключении договора с экспортером «аккумулировать страховой взнос», который может понадобиться для урегулирования споров с покупателями-иностранцами. Для разрешения возможных споров предлагается создать площадку, аналогичную AliExpress.

Что думают продавцы

Павел Алешин, руководитель сервиса «Яндекс.Маркет», рассказал, что площадку могут использовать для экспорта товаров за границу так же, как в настоящее время используют для продажи товаров внутри России. При этом Алешин подчеркнул, что в данный момент важно проработать удобные для бизнеса механизмы экспорта.

Пресс-служба «Юлмарта» также прокомментировала новость. В компании заявили, что готовы «стать стратегическим партнером государства по созданию и развитию глобальной инфраструктуры для торговли российскими товарами на мировом рынке». Оценить объем инвестиций в проект в компании затруднились, сославшись на то, что компания подключилась к нему не так давно.

Андрей Кленин, генеральный директор Wikimart, завил, что поддерживает инициативу Минэкономразвития. Он согласен с тем, что в России должна появиться единая система экспортера.

«Это, безусловно, потребует серьезных инвестиций со стороны участников проекта, также потребуется помощь в подключении всех компаний, которые обладают экспортным потенциалом. При наличии определенного административного ресурса это решить можно», — сказал он.

Напомним, в декабре 2015 года президент России Владимир Путин во время послания Федеральному собранию заявил, что необходимо создать проектный офис, главной задачей которого станет поддержка «российских частных компаний в сфере электронной торговли, чтобы российские товары поставлялись через интернет во все страны мира».

В Китае в начале февраля заработала первая интернет-площадка для продажи продукции из России: металлопродукции, оборудования, продуктов питания, меховых изделий, товаров народных промыслов и т.д.

Мировой опыт

Alibaba Group — китайская публичная компания, работающая в сфере интернет-коммерции, владелец B2B веб-портала Alibaba.com. Основными видами деятельности являются торговые операции между компаниями по схеме B2B, розничная онлайн-торговля.

Основана Ма Юном в 1999 году с 17-ю компаньонами в городе Ханчжоу, где был зарегистрирован интернет-сайт Alibaba.com. С самого начала Alibaba рассматривался как площадка для торгов мелких и средних предприятий. В 2005 году компания Yahoo! приобрела 43% акций компании, но 18 сентября 2012 года Alibaba Group закончила обратный выкуп 20% собственных акций.

В 2012 году объем продаж на двух порталах группы Alibaba составил 1,1 трлн юаней ($170 млрд). На 31 марта 2011 года количество зарегистрированных пользователей превысило 65 млн из 240 стран и регионов. 28 августа 2014 года компания опубликовала официальный отчет перед предстоящим проведением IPO. Ключевые выдержки из отчета: $2,54 млрд выручки за два квартала 2014 года (50,81% в годовом исчислении и 9,41% по сравнению с первым кварталом), $1,99 млрд чистой прибыли (+ 182% в годовом сопоставлении), число активных покупателей увеличилось до 279 млн (на 50,81% больше в годовом сопоставлении и на 9,41% больше по сравнению с предыдущим кварталом).

Alibaba Group управляет несколькими структурами:

  • Alibaba.com (Alibaba China, Alibaba International) — основной актив компании, торговая площадка для организаций.
  • Alibaba Pictures (Alibaba Pictures Group) — китайская кинокомпания.
  • AliExpress.com — интернет-магазин, продающий товары в розницу и мелким оптом. Есть возможность бесплатной доставки почтой China Post Air Mail; информация о товарах автоматически переводится на разные языки. Особенность сервиса в том, что продавец получает деньги только после доставки товара.
  • Taobao.com — онлайн-рынок розничной торговли, интернет-магазин и интернет-аукцион (все предлагаемые товары можно приобрести через AliExpress).
  • Tmall.com
  • Juhuasuan
  • eTao
  • Alibaba Cloud Computing
  • China Yahoo!
  • Alipay — платформа для онлайновых электронных платежей

eBay Inc. — американская компания, предоставляющая услуги в областях интернет-аукционов (основное поле деятельности) и интернет-магазинов. Управляет веб-сайтом eBay.com и его местными версиями в нескольких странах, владеет компанией eBay Enterprise.

4 сентября 1995 года в Сан-Хосе (штат Калифорния) программист Пьер Омидьяр создал онлайновый аукцион под названием AuctionWeb как часть своего личного веб-сайта. Первым предметом, проданным на AuctionWeb, была неисправная лазерная указка Омидьяра, за которую заплатили 13,83 доллара. Первоначально AuctionWeb был полностью бесплатен, и постепенно начал привлекать продавцов и покупателей. К концу 1995 года на сайте проходили тысячи аукционов.

В 1995 году Пьером Омидьяром были установлены базовые ценности аукциона eBay, определяющие принципы работы аукциона и действующие по настоящее время:

  • «В основном все люди добропорядочны».
  • «Каждый может внести свой вклад».
  • «В открытом общении люди проявляют свои лучшие качества».

Сегодняшнее название компания обрела в сентябре 1997 года. Изначально Омидьяр хотел назвать сайт Echo Bay Technology Group, чтобы сохранить связь с его консалтинговой компанией Echo Bay Technology Group. Однако доменным именем EchoBay.com владела золотодобывающая компания Echo Bay Mines, и название было сокращено до eBay.com.

В последующие годы eBay развилась от торговой площадки «С2С», носившей характер «блошиного рынка», до платформы «B2C», использующейся как физическими, так и юридическими лицами.